Работа на Сахалине и Курилах. Вахтой, переезд или на сезон
Прежде всего определитесь, как именно вы желаете работать. Вахта? Сезонная работа? Переезд? Разовый заезд?
Между прочим, ВСЕ (и работодатели, и работники, и посредники в лице кадровых агентств) совершают большую ошибку называя ВАХТОЙ буквально все, что считается работой на Сахалине и Курилах. Дорожные работы? Вахта. Нефть и газ? Вахта. На путину в рыбообработку? И то вахта!..
На самом деле вахтовый метод работы – это особый метод, описанный в ТК РФ. Работа вахтой предполагает периодичность выезда на место работы. Длительность непосредственно вахты (включая дорогу) не может быть больше месяца. И только в ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ случаях ее разрешается продлить до трех. Еще раз подчеркнем: важна РЕГУЛЯРНОСТЬ. Также нельзя не отметить, что вахтовый метод должен применяться как исключение, и причины его применения должны быть более, чем серьезными.
На Сахалине и Курилах вахтой работают в основном в нефтегазе и строительстве. Причем во втором случае – реже.
Для трудоустройства в нефтегазовые компании, а также «около-сервисные» (т.е. third-party, vendors, subcontractors) необходимо обращаться либо напрямую в эти компании, либо в кадровые агентства (как правило, зарубежные или филиалы зарубежных). Поиск вакансий через Интернет в период 2012-2013 года несколько потерял свою эффективность. Основными сайтами являются федеральные, а также региональный «Работа на Сах.коме». Перечень кадровых агентств можно найти в том же Интернете. Не рекомендуем забрасывать работодателей и агенства своим резюме. Рекомендуем лишь в случае отсутствия прямых вакансий обновлять свое резюме с некоторой периодичностью (раз в полгода или год). В некоторые компании можно принести резюме лично.
Увы, отметим, что не все имеющиеся вакансии можно легко найти в Интернете. Нередко предприятия используют внутренние ресурсы и рекомендации, прямые обращения работников. Характерным примером служит открытие перерабатывающего газового комплекса на Киринском месторождении (проект «Сахалин-3»). Непосредственно на Сахалине вакансии не афишировались – ни в печатных СМИ, ни в электронных практически не было объявлений касательно данного проекта. Тем не менее, ряд сахалинских работников все же трудоустроены на этом комплексе – в т.ч. благодаря сарафанному радио и прямым обращениям в филиалы операторов и крупных подрядчиков.
Несомненно, для работников с материка вполне можно обращаться для работы вахтой на Сахалине в филиалы компаний (в т.ч. и заграничных, особенно сервисных – осуществляющих деятельность практически по всей России).
Что касается остальных сфер – следует понимать, что кроме нефти и газа (в т.ч. сервисных компаний) и редких строительных компаний – не существует предприятий, способных организовать вахтовый метод работы без ущерба собственной стабильности. По Дальнему Востоку и далее в Сибирь зарплаты по профессиям в принципе уже сравниваются. Рабочие профессии ценятся везде, а учитывая затраты на дорогу и организацию проживания (питания, обслуживания) платить значительную зарплату предприятия не смогут.
Таким образом, в случае приглашения работников с материка под вахту «маскируют» срочные трудовые договоры (связанные с переездом), бессрочные трудовые договоры (опять же связанные с переездом).
Перечень профессий, востребованных на Сахалине, по которым можно ездить сюда вахтой значителен: от профессий исключительно нефтегазового комплекса до профессий строительных и «сквозных» (правда, опять же для работы в указанных двух сферах).
***
Сезонная работа на Сахалине и Курилах связана исключительно с лососевой путиной. Правда, на Шикотан также приглашают еще и на минтай и сайру.
Основные отличия сезонной работы следующие. Сезонная работа не ограничена месяцем или тремя, не подразумевает периодическое возвращение домой для продолжения работы, не подразумевает оплату дороги к месту работы и обратно, не подразумевает обязательность обеспечения работодателем бесплатного для работника места проживания (вахтового поселка, и т.п.).
Правда, что касается последнего – на значительном числе рыбоперерабатывающих предприятий проживание для сезонных работников (как правило, общежитие) уже стало бесплатным. Аналогичная ситуация складывается и с питанием.
Что касается дороги – то все это скорее привилегия, которую нужно заслужить хорошей работой. Но отметим, что немалое число предприятий оплачивает и дорогу в один конец (реже в оба).
Основная профессия: рыбообработчик (обработчик рыбы и морепродуктов). Правда, возможны работы и по другим профессиям: электрик, механик-наладчик пищевого оборудования, мастер смены (технолог). Также для работы на стане (помимо рыбаков прибрежного лова) требуются крановщики, бульдозеристы, трактористы-машинисты.
***
Переезд.
На Сахалин переезжают.
Основные минусы – социально-бытовые: оторванность от друзей, родных, семьи, удаленность от материка со всеми вытекающими логистическими проблемами.
Что касается непосредственно работы: переехать (в т.ч. с предоставлением жилья) предлагают не только операторы крупных нефтегазовых проектов (реже, сервисные компании), но и бюджетная сфера (врачи, учителя). Остальные отрасли если и готовы приглашать работников с условием переезда, то как правило это работники высокого уровня.
На Курилы переезд также возможен, работники периодически прибывают для проживания.
Но гораздо реже, чем на Сахалин.
***
Уровень зарплат.
Для сквозных профессий сильно зависит от отрасли. Вообще, средняя зарплата (официальная) в области уже порядка 45-65 тыс.рублей. Для многих регионов это немало.
Тем не менее: впереди, конечно, «нефтянка», а точнее компании с иностранным участием, занятые на проектах Сахалин-1 и Сахалин-2. Правда, в сравнении с некоторыми «заграничными» вахтами зарплаты в принципе не так высоки. Более того, для ряда специальностей ехать на вахту на Сахалин уже давно не столь выгодно – в Сибири зарплаты могут быть даже повыше, а уж если поехать на заработки в Эмираты или Ирак…
На самом деле на отдельных сахалинских объектах даже периодически возникает проблема нехватки кадров.
Рыбная отрасль: заработки на флоте не так высоки, как в нефтянке. Но опережают зарплаты Приморья и Камчатки, отставая от Магадана. Правда, нельзя не отметить, что крупные стабильные компании платят экипажу очень хорошо. Отдельно следует сказать о курильских прибрежных шхунах: при некоторой удаче и трудолюбии заработок матроса на них составляет порядка 50-70 тысяч в месяц (нередко и выше).
Также высоки заработки опытных, грамотных технологов и рефрижераторных механиков в период путины.
Общий уровень зарплат в целом начинает уравнивается с Дальним Востоком (т.е. в последние годы темп роста зарплат замедлился, зарплаты либо не превышают, либо превышают не намного уровень «материковских» зарплат для работ данного уровня и квалификации).
Удачных вам поисков работы!
© Область на островах
О ситуации в 2022 году читаем тут.
Понравилась статья? Тогда, переведи, пожалуйста, двадцать шесть российских рублей на наш кошелек. Все сборы идут на развитие сайта, оплату хостинга, рекламы (в т.ч. в соцсетях).
Здравствуйте ищу работу, вахтой
Я могу и с переездом, на постоянное место жительства, если востребуюсь!!! Слесарь по ремонту котельных и пылеприготовительных цехов 5 разряд!!! Мне 38 лет!
Я и моя дочка согласны переехать навсегда и на любую работу.Мне 53 года,а дочери 21.Знаем и говорим на многих языках. Основной наш язык русский и английский и индийский.Заранее спасибо
Согласна на переезд и постоянное место жительства, я лаборант химического анализа, 5 разряд !
Здравствуйте хотелось бы узнать насчет работы в охране и разнорабочим! Вахта! За ранее спасибо!
Здравствуйте хочу работать у вас вахтой