Оптимизация затрат по охране труда. Практические советы микро-, малому и среднему бизнесу

При ведении хозяйственной деятельности затраты неизбежны. При этом как быть с затратами производственного характера (сырье, зарплата) и их оптимизацией – очень даже понятно. А вот как быть с затратами необходимыми (в силу законодательного требования), но не являющимися денежно или количественно регулируемыми – понятно пока не очень.
Рассмотрим постатейно как можно с минимальными финансовыми затратами выполнить некоторые обязательные требования по охране труда.
__________________________________________________
 
1. СЛУЖБА ПО ОХРАНЕ ТРУДА, СПЕЦИАЛИСТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Минусы: оплата труда, малопонятные обязанности. 
Плюсы: грамотная консультация в малопонятных вопросах, квалифицированная разработка мероприятий по охране труда, прохождение проверок с «минимальными потерями».
Варианты оптимизации:
– возложить обязанности специалиста по охране труда на руководителя либо специалиста организации
– пригласить специалиста по совместительству (как вариант, на сокращенный рабочий день)
– заключить договор гражданско-правового характера на оказание услуг по охране труда со специалистом либо организацией, оказывающей такие услуги
Расчет прямой финансовой выгоды производится в каждом конкретном случае отдельно, но по общему правилу обычно договоры гражданско-правового характера, трудовые договоры по совместительству, возложение обязанностей на работника, имеющего другие основные обязанности, финансово выгодней, чем наём отдельного работника.
Расчет косвенной выгоды гораздо сложнее, и зависит от множества субъективных факторов – от готовности совместителя организовывать работу по охране труда должным образом и общей трудовой дисциплины и сознательности работников и до Луны в созвездии Юпитера, при которой услуги именно вашей организации будут выполнены спустя рукава.
ПОДВОДНЫЙ КАМЕНЬ: не возлагайте функции специалиста по охране труда на работника, чьи обязанности слабо перекликаются с охраной труда (экономист, бухгалтер). Обратите внимание, что законодательно инженер по охране труда ПОКА ЧТО должен иметь ТЕХНИЧЕСКОЕ образование.
 
2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА
Минусы: финансовые затраты, непонятна выгода практического применения. 
Плюсы: снижение налогооблагаемой базы или увеличение учитываемых в целях налогообложения расходов (деньги тратить все равно придется тем или иным способом – так лучше извлечь из этого как можно больше пользы), реальная картина условий труда вашего предприятия, повышение репутации предприятия в качестве работодателя.
Варианты оптимизации:
Постепенность. Разработайте график, в соответствии с которым будете проводить оценку, указав разумные сроки. На практике наличие такого графика конечно может не спасти от предписаний контролирующих органов, но в любом случае принятие мер к проведению оценки и разумное обоснование финансовых возможностей предприятия значительно улучшит отношение к вам проверяющих.
 
3. ОБУЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ (СПЕЦИАЛИСТЫ И РУКОВОДИТЕЛИ) 
Минусы: финансовые затраты, непонятна выгода практического применения. 
Плюсы: обученные (именно обученные, а не выслушавшие/просидевшие курс) руководители и специалисты помогут в выстраивании системы охраны труда на предприятии; снижение производственного травматизма и уровня профзаболеваний (как бы банально это ни звучало – но обучение работников безопасным приемам и методам выполнения работ действительно на это влияет).
Вариант оптимизации:
– Создайте на предприятии комиссию по обучению и проверке знаний требований охраны труда. Разработайте и утвердите программы обучения (в соответствии с должностными обязанностями работников). Обучите членов комиссии в специализированной организации. Других работников обучайте на самом предприятии – в том числе и путем самоподготовки – с последующей проверкой знаний комиссией.
 
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ 
Минусы: финансовые затраты (особенно при значительной текучке кадров), распространенность поведенческой линии «зачем обеспечивать спецодеждой временных (сезонных) работников». 
Плюсы: культура производства, повышение репутации предприятия как работодателя; сохранение производительности за счет снижения случаев «нерегистрируемого» травматизма, к которому относятся пренебрежительно, но который имеет влияние на трудовой процесс (мелкие порезы, ожоги, ушибы).
Варианты оптимизации:
– Бережливость. При очевидности данного варианта – реальный неиспользованный потенциал его все еще велик. Продумайте систему сохранения состояния спецодежды, зафиксируйте приказом или иным документом порядок компенсации Работником порчи спецодежды. Помните, по закону работник обязан бережно относиться к имуществу работодателя, к коему относится и спецодежда.
– Организация хранения сезонной спецодежды. Как известно нормативный срок носки ограничивается календарным периодом. Но есть и оговорка – календарный период прерывается при организации хранения. Иными словами – соберите у работников зимнюю или сезонную спецодежду, найдите подходящее место хранения. В противном случае – по истечении срока носки работник потребует новой одежды. Важно, чтобы место хранения было надежным. Нередко недобросовестное отношение работников, отвечающих за хранение одежды, приводит к тому, что даже фактически не используемая, хранящаяся в ненадлежащих условиях, одежда приходит в полную негодность за год.
– Аренда спецодежды. Пока в Сахалинской области этот вид бизнеса не очень развит (глядя правде в глаза – не развит совсем). Тем не менее, прокат спецодежды (особенно для сезонных работ, зимних периодов, работ, ограниченных временем контракта, для проведения которых финансовые траты на приобретение СИЗ нецелесообразны) потенциально возможен и целесообразен, как для арендаторов, так и для арендодателей.
 
5. НОРМАЛЬНАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ. РАБОТА В ВЫХОДНЫЕ ДНИ
Минусы: меньшая в сравнении с запланированной производительность, распространенность поведенческой линии «за зарплату пашут от восхода и до полуночи», нецелесообразность применения ввиду специфики предприятия (услуги, транспорт, строительство). 
Плюсы: культура производства, повышение репутации предприятия как работодателя; сохранение производительности и отсутствие издержек за счет снижения происшествий, вызванных повышенной длительностью рабочего времени, усталостью персонала.
Варианты оптимизации:
– Почасовая оплата, фиксирование времени простоя. Продумайте систему документальной фиксации времени простоя (по вине работодателя), которое оплачивается в размере не менее двух третей среднего заработка (т.е. меньше, чем при обычной трудовой деятельности). Почасовую оплату разумней ввести там, где рабочий день не фиксируется и зависит от производственных условий (например, совместителям).
– Суммированный учет рабочего времени. Его введение поможет избежать выплат за сверхурочные работы. Подводный камень: суммированная длительность рабочего времени за отчетный период все равно ограничивается – не забывайте фиксировать фактически отработанное время. Подводный камень: превышение нормы времени даже при суммированном учете является сверхурочной работой; сверхурочные часы также ограничиваются – не более 4 часов в течение двух дней подряд, и не более 120 часов в год.
– Установление выходных дней. Почему-то распространенной является ошибка, при которой работа в субботу и воскресенье оплачивается в повышенном размере при любом режиме работы. На самом деле – в повышенном размере должна оплачиваться работа в установленный выходной день. Иными словами – разработайте документы, регламентирующие выходные дни для ваших работников, и стремитесь к тому, чтобы максимально снизить количество случаев привлечения работника к работе в его выходной день. Подводный камень: не забывайте про длительность непрерывного отдыха и про обязательность письменного согласия работника к привлечению к работе в выходной день.
 
6. МЕХАНИЗАЦИЯ (АВТОМАТИЗАЦИЯ) ПРОЦЕССОВ
Пожалуй, единственный параметр, поддающийся четкому количественному и финансовому измерению. И при этом, строго говоря, не являющийся обязательным для выполнения. 
Минусы: финансовые затраты (как правило – единовременные), распространенность поведенческой линии «всю жизнь так работали». 
Плюсы: культура производства, повышение репутации предприятия как работодателя; повышение производительности.
Варианты оптимизации:
– Сокращение рабочих мест. При очевидности данного варианта – реальный неиспользованный потенциал его все еще велик. Механизация погрузочно-разгрузочных работ, автоматизация бухучета, автоматизация документооборота – вот далеко не полный перечень вложений, в конечном итоге приводящий к снижению как финансовых производственных затрат, так и общего состояния охраны труда на предприятии (в т.ч. и за счет снижения участия человеческого фактора в процессе).
© Область на островах

Ключевые слова статьи: как уменьшить затраты на охрану труда, законно снизить и оптимизировать затраты на безопасность

Еще по теме статьи можно почитать:  Кому надо проходить медосмотр в организациях, занятых воспитанием и обучением детей

Извиняемся, что отвлекаем... но это важно!

Если вы хотите получить консультацию, задать вопрос - то напишите нам: oblast@it-sakh.net

Если вам понравилась статья — пришлите ваш e-mail (адрес электронной почты), чтобы получать рассылки от нас.

Спасибо!

Попробуйте еще раз, произошла какая-то "ашыпка"

Область на островах will use the information you provide on this form to be in touch with you and to provide updates and marketing.

Извиняемся, что отвлекаем... но это важно!

Если вы хотите получить консультацию, задать вопрос - то напишите нам: oblast@it-sakh.net

Если вам понравилась статья — пришлите ваш e-mail (адрес электронной почты), чтобы получать рассылки от нас.

В них будут интересные статьи, новые и новенькие обзоры , а также (!) — и это впервые — уроки в виде полезных советов, лайфхаков и тонкостей/хитростей про экономичные траты, оптимизацию процессов и столько еще всего! 

Спасибо!

Попробуйте еще раз, произошла какая-то "ашыпка"

Область на островах will use the information you provide on this form to be in touch with you and to provide updates and marketing.