Новый ГОСТ – как применять “ССБТ. Система управления охраной труда на предприятии” (12.0.230.1-2015)

С 1 марта 2017 г. вступает в силу новый ГОСТ 12.0.230.1-2015 ССБТ «Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007».
Нужен он потому, что для обеспечения требования наличия СУОТ (не путать с СОУТ) необходим некий документ, разъясняющий указания основного ГОСТ по общим требованиям к системе управления охраны труда (тот самый 12.0.230-2007).
Отступление: само наличие системы управления ОТ считается фактором, оказывающим положительное воздействие на снижение влияния опасных и вредных факторов, рисков, повышение производительности.
В ГОСТе приведены практические рекомендации по внедрению СУОТ. Одновременно в ГОСТе четко прослеживается различие  западной терминологии и «отечественной». Классический пример – планирование. В отечественном подходе это применяется в «узком» смысле. В западных компаниях планирование – это элемент системы, который устанавливает цели, определяет процессы и ресурсы для достижения целей.
Итак…
…краткие замечания с комментариями по тексту вводимого документа (включая обмен опытом).
1)     Прежде всего следует понимать, что государственные принципы (и механизмы) политики в охране труда установлены слабо. Выполнит ли вновь вводимый ГОСТ эту функцию? Нет. Отсутствие госполитики ведет к тому, что каждый работодатель может придумать свои политики и стратегии, руководствуясь общими требованиями – но…. Скажем прямо, даже для организации службы охраны труда существует очень слабое постановление (рекомендательное) и квалификационные требования. Отражает ли это текущую действительность, когда с охраной труда переплетены кадровые вопросы, промышленная безопасность, пожарная и электробезопасность? Нет, не отражает. Вполне понятно желание иных специалистов заниматься исключительно охраной труда, но экономическая составляющая в деятельности любой коммерческой организации не позволяет этого. И не позволит еще долгое время.
2)     В ГОСТе приводятся основные элементы СУОТ: политика (как неотъемлемая часть), организация, планирование, осуществление (оно же внедрение), и анализ. Плюс действия по совершенствованию. Подчеркивается, что все зависит от реальных действий работодателя и его должностных лиц (особенно, первых). С одной стороны, кажется насмешкой, что «прописные» истины (рыба гниет с головы) следует прописывать в нормативных документах. С другой стороны уровень травматизма и избыточность требований, вызвавшая необязательность их соблюдения говорят за себя очень красноречиво.
3)     Принципы руководителя: поощрять за предложения, лично участвовать и строго выполнять требования самому. Если не будет чего-то одного, система рухнет сразу. Очень важно выполнять это на всех уровнях руководства. То есть любой работник, у которого в подчинении есть хотя бы один человек – это уже руководитель. И кадровые перемещения (то, о чем мы писали выше – участие службы охраны труда в кадровой политике) должны приниматься в том числе и с учетом приверженности потенциального кандидата принципам охраны труда.
4)     Политика – это не просто красивое слово, пришедшее с запада. Политика – это реально важный документ. Иногда беглого взгляда на текст хватает (при аудитах, например), чтобы понять, «декларируемый» ли это документ или действительно «применяемый». В применяемом, как минимум, присутствуют специфичные нюансы и четко прослеживается, что документ не «копи-пастили». Добавим, что политика, как и любое действие в сфере ОТ, должна быть «видимой». Наличие политики в кабинете (уголке) по ОТ, и отсутствие ее на рабочих площадках уже наводит на мысль, что… (продолжите, пожалуй, сами).
5)     Необходимо создавать условия для осуществления участия работников в СУОТ. ГОСТ предлагает выбирать работников (представителей) и сокращать использование рабочего времени этими работниками в целях охраны труда. Цитата: наилучшей формой «консультирования» является работа в совместном комитете. С учетом наличия в РФ системы профсоюзов и «вялой» практики совместных комитетов (работники не желают участвовать в этом, участие – как и сама деятельность таких комитетов – сугубо формальная, для галочки и инспектора) – предложения могли бы быть таковы: обязательность рассмотрения вопросов охраны труда на планерках, совещаниях; обязательность включения в оплачиваемое рабочее время руководителей исполнения графика инспекций рабочих мест (инспекции не должны делаться по «остаточному» принципу», даже учитывая высокую занятость руководства – ведь по производственным вопросам руководители выезжают на объекты, так почему бы, например, не совместить обе цели). Что касается обеспечения ресурсов – служба ОТ должна иметь нормальный бюджет (строку в бюджете организации). Увы, экономически нередко все делается исключительно по тому же остаточному принципу в рамках «минимума». Но обеспечить рабочее время работодатель все-таки может.
6)     Все линии ответственности сходятся на производителе работ. С практической точки зрения – мастер и так перегружен, а на него еще и по охране труда «вешают» обязанности. С точки зрения создания СУОТ (и это тоже сказано в ГОСТе) – обязанность по охране труда это обязанность КАЖДОГО работника. Практическое применение: снятие (в т.ч. формальное – через приказы и распоряжения) некоторой нагрузки по охране труда с производителя работ и возложение ее на работника. Практические примеры: участие в инспекциях рабочих площадок (в т.ч. смежных) представителя рабочей бригады; поощрение вмешательства работников в опасные и потенциально опасные ситуации; назначение старшего на период отсутствия мастера (в бригаде). Следует помнить закон мотивации – мотивировать себя работник будет только сам. Но подтолкнуть его к самомотивации можно и нужно.
7)     Одновременно с пунктом 6 подчеркнем важность компетенций. Необученный работник – одна из причин несчастных случаев и происшествий. На практике к квалификационным требованиям по профессии можно разработать некую матрицу обучения в сфере охраны труда (не только обязательное, но и дополнительное: расследование происшествий, программы STOP, курсы эффективного инструктажа и т.п.) и следовать ей; создать программу оценки компетенции работника с включением раздела ОТ.
8)     Анализ и цели. Для каждой цели необходим индикатор или параметр оценки. ГОСТ предлагает варианты сделано/не сделано; в срок или ранее /с опозданием; нормализованы ли условия труда или нет; другое. Тут добавить нечего, кроме того, что принцип SMART подходит сюда как нельзя лучше. SMART – это цель или задача, которая подпадает под следующие признаки (все одновременно): четко определенная, достижимая, измеряемая, актуальная, имеющая срок исполнения.
9)     В ГОСТе чуть ли не впервые в отечественной нормативной документации федерального и регионального уровней появляется термин «барьер». То есть преграда, направленная на предотвращение возникновения ситуации и/или снижение последствий (если она все-таки возникла). И тут уместно вспомнить несколько принципов управления рисками (в т.ч. по охране труда). Как ни забавно звучит – первый принцип звучит так: нельзя ли не выполнять эту работу? И если нельзя – то далее идет перечень: замена операций (менее опасные технологии с тем же результатом в итоге), ограничение, применение механизации (машины, роботы, защита временем и расстоянием), и т.п. Суть барьеров в том, чтобы поставить барьеры как со стороны ДО события (т.е. несчастного случая), так и ПОСЛЕ. На практике барьеры могут быть как сложными, так и простыми. По сути – это всего лишь термин, обозначающий превентивное мероприятие. Кстати, СИЗ – это последний барьер. И по сути самый слабый.
10)  Профилактика – это не только инструкции по охране труда. Охрана труда должна быть видимой (это мы уже писали). И не только в политиках. Но и в знаках безопасности. Напоминаниях в виде плакатов. Практический совет: не переусердствуйте. Слишком много плакатов приводит к «замыливанию» глаз работника и «замыливанию» сознания.  А значит …снова «переизбыточность».
11) И еще одно «новшество», взятое с запада. Это MoC – или управление изменениями (management of change). В ГОСТе дается понятие управления изменениями и его суть. На практике целесообразно вывести управление изменениями в целую отдельную ветвь документации (не только по охране труда, которую нужно вывести лишь как часть в составе данной системы). Возможными «держателями» процедуры могут быть нормоконтроль, контроль качества, инженерная служба.
12) Взаимоотношения с «подрядодателем» (термин, вводимый ГОСТом). Основная мысль ГОСТа – уровень охраны труда у подрядчика и субподрядчика должен быть не ниже, чем у Заказчика. Мысль интересная, но на практике нереальная. Крупные (особенно, международные) заказчики выбирают в том числе и небольшие компании с разным опытом. И этот опыт может быть и по принципу «дешевле и быстрее» (в т.ч. и при работе на контрактах различных уровней). Будет ли там СУОТ? Будет ли там …впрочем, ответ очевиден. На практике рекомендуем выставлять для подрядчиков и субподрядчиков требования по ОТ (минимальные), имея уровень ниже которых на предлагаемый «контракт» просто не зайти. А далее – система повышения культуры у подрядчиков. Кстати, предлагаемые ГОСТом мероприятия в виде аудита (предтендерного) относительно успешно реализуются в ряде компаний. Но следует понимать, что выбирая на такой основе подрядчика (субподрядчика) важным фактором становится не наличие той или иной системы (документальной), а желание подрядчика «исправиться». Кстати, помните, что:
А) оценить подрядчика можно только с момента приступления к работе
Б) наличие НС (официально зарегистрированных) далеко не всегда говорит о низкой культуре охраны труда и «терпимому» отношению к травматизму и опасным ситуациям.
13) И последнее. Не требующее комментариев. Анализировать деятельность и функционирование СУОТ должны руководители организации. А не только служба.

Еще по теме статьи можно почитать:  Новые правила по охране труда в строительстве

Заключение.
Такой документ, как ГОСТ, нужен, но читать его должны не только ТБшники. И изучаться он должен на отдельном курсе (специальном для первых лиц организации) по охране труда.
Чем не идея ввести специальный курс по охране труда именно для первых лиц?..

P.S. Некоторые «новшества» – совсем и не новшества. Просто хорошо забытое старое… названное по новому. Или несоблюдаемое.
© Область на островах

Извиняемся, что отвлекаем... но это важно!

Если вы хотите получить консультацию, задать вопрос - то напишите нам: oblast@it-sakh.net

Если вам понравилась статья — пришлите ваш e-mail (адрес электронной почты), чтобы получать рассылки от нас.

Спасибо!

Попробуйте еще раз, произошла какая-то "ашыпка"

Область на островах will use the information you provide on this form to be in touch with you and to provide updates and marketing.

Извиняемся, что отвлекаем... но это важно!

Если вы хотите получить консультацию, задать вопрос - то напишите нам: oblast@it-sakh.net

Если вам понравилась статья — пришлите ваш e-mail (адрес электронной почты), чтобы получать рассылки от нас.

В них будут интересные статьи, новые и новенькие обзоры , а также (!) — и это впервые — уроки в виде полезных советов, лайфхаков и тонкостей/хитростей про экономичные траты, оптимизацию процессов и столько еще всего! 

Спасибо!

Попробуйте еще раз, произошла какая-то "ашыпка"

Область на островах will use the information you provide on this form to be in touch with you and to provide updates and marketing.