Новый ГОСТ – как применять “ССБТ. Система управления охраной труда на предприятии” (12.0.230.1-2015)
ВАЖНО! Статья устарела, стандарт фактически отменен и не может использоваться (исключительно в добровольном порядке)
С 1 марта 2017 г. вступает в силу новый ГОСТ 12.0.230.1-2015 ССБТ «Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007».
Нужен он потому, что для обеспечения требования наличия СУОТ (не путать с СОУТ) необходим некий документ, разъясняющий указания основного ГОСТ по общим требованиям к системе управления охраны труда (тот самый 12.0.230-2007).
Отступление: само наличие системы управления ОТ считается фактором, оказывающим положительное воздействие на снижение влияния опасных и вредных факторов, рисков, повышение производительности.
В ГОСТе приведены практические рекомендации по внедрению СУОТ. Одновременно в ГОСТе четко прослеживается различие западной терминологии и «отечественной». Классический пример – планирование. В отечественном подходе это применяется в «узком» смысле. В западных компаниях планирование – это элемент системы, который устанавливает цели, определяет процессы и ресурсы для достижения целей.
Итак…
…краткие замечания с комментариями по тексту вводимого документа (включая обмен опытом).
1) Прежде всего следует понимать, что государственные принципы (и механизмы) политики в охране труда установлены слабо. Выполнит ли вновь вводимый ГОСТ эту функцию? Нет. Отсутствие госполитики ведет к тому, что каждый работодатель может придумать свои политики и стратегии, руководствуясь общими требованиями – но…. Скажем прямо, даже для организации службы охраны труда существует очень слабое постановление (рекомендательное) и квалификационные требования. Отражает ли это текущую действительность, когда с охраной труда переплетены кадровые вопросы, промышленная безопасность, пожарная и электробезопасность? Нет, не отражает. Вполне понятно желание иных специалистов заниматься исключительно охраной труда, но экономическая составляющая в деятельности любой коммерческой организации не позволяет этого. И не позволит еще долгое время.
2) В ГОСТе приводятся основные элементы СУОТ: политика (как неотъемлемая часть), организация, планирование, осуществление (оно же внедрение), и анализ. Плюс действия по совершенствованию. Подчеркивается, что все зависит от реальных действий работодателя и его должностных лиц (особенно, первых). С одной стороны, кажется насмешкой, что «прописные» истины (рыба гниет с головы) следует прописывать в нормативных документах. С другой стороны уровень травматизма и избыточность требований, вызвавшая необязательность их соблюдения говорят за себя очень красноречиво.
3) Принципы руководителя: поощрять за предложения, лично участвовать и строго выполнять требования самому. Если не будет чего-то одного, система рухнет сразу. Очень важно выполнять это на всех уровнях руководства. То есть любой работник, у которого в подчинении есть хотя бы один человек – это уже руководитель. И кадровые перемещения (то, о чем мы писали выше – участие службы охраны труда в кадровой политике) должны приниматься в том числе и с учетом приверженности потенциального кандидата принципам охраны труда.
4) Политика – это не просто красивое слово, пришедшее с запада. Политика – это реально важный документ. Иногда беглого взгляда на текст хватает (при аудитах, например), чтобы понять, «декларируемый» ли это документ или действительно «применяемый». В применяемом, как минимум, присутствуют специфичные нюансы и четко прослеживается, что документ не «копи-пастили». Добавим, что политика, как и любое действие в сфере ОТ, должна быть «видимой». Наличие политики в кабинете (уголке) по ОТ, и отсутствие ее на рабочих площадках уже наводит на мысль, что… (продолжите, пожалуй, сами).
5) Необходимо создавать условия для осуществления участия работников в СУОТ. ГОСТ предлагает выбирать работников (представителей) и сокращать использование рабочего времени этими работниками в целях охраны труда. Цитата: наилучшей формой «консультирования» является работа в совместном комитете. С учетом наличия в РФ системы профсоюзов и «вялой» практики совместных комитетов (работники не желают участвовать в этом, участие – как и сама деятельность таких комитетов – сугубо формальная, для галочки и инспектора) – предложения могли бы быть таковы: обязательность рассмотрения вопросов охраны труда на планерках, совещаниях; обязательность включения в оплачиваемое рабочее время руководителей исполнения графика инспекций рабочих мест (инспекции не должны делаться по «остаточному» принципу», даже учитывая высокую занятость руководства – ведь по производственным вопросам руководители выезжают на объекты, так почему бы, например, не совместить обе цели). Что касается обеспечения ресурсов – служба ОТ должна иметь нормальный бюджет (строку в бюджете организации). Увы, экономически нередко все делается исключительно по тому же остаточному принципу в рамках «минимума». Но обеспечить рабочее время работодатель все-таки может.
6) Все линии ответственности сходятся на производителе работ. С практической точки зрения – мастер и так перегружен, а на него еще и по охране труда «вешают» обязанности. С точки зрения создания СУОТ (и это тоже сказано в ГОСТе) – обязанность по охране труда это обязанность КАЖДОГО работника. Практическое применение: снятие (в т.ч. формальное – через приказы и распоряжения) некоторой нагрузки по охране труда с производителя работ и возложение ее на работника. Практические примеры: участие в инспекциях рабочих площадок (в т.ч. смежных) представителя рабочей бригады; поощрение вмешательства работников в опасные и потенциально опасные ситуации; назначение старшего на период отсутствия мастера (в бригаде). Следует помнить закон мотивации – мотивировать себя работник будет только сам. Но подтолкнуть его к самомотивации можно и нужно.
7) Одновременно с пунктом 6 подчеркнем важность компетенций. Необученный работник – одна из причин несчастных случаев и происшествий. На практике к квалификационным требованиям по профессии можно разработать некую матрицу обучения в сфере охраны труда (не только обязательное, но и дополнительное: расследование происшествий, программы STOP, курсы эффективного инструктажа и т.п.) и следовать ей; создать программу оценки компетенции работника с включением раздела ОТ.
8) Анализ и цели. Для каждой цели необходим индикатор или параметр оценки. ГОСТ предлагает варианты сделано/не сделано; в срок или ранее /с опозданием; нормализованы ли условия труда или нет; другое. Тут добавить нечего, кроме того, что принцип SMART подходит сюда как нельзя лучше. SMART – это цель или задача, которая подпадает под следующие признаки (все одновременно): четко определенная, достижимая, измеряемая, актуальная, имеющая срок исполнения.
9) В ГОСТе чуть ли не впервые в отечественной нормативной документации федерального и регионального уровней появляется термин «барьер». То есть преграда, направленная на предотвращение возникновения ситуации и/или снижение последствий (если она все-таки возникла). И тут уместно вспомнить несколько принципов управления рисками (в т.ч. по охране труда). Как ни забавно звучит – первый принцип звучит так: нельзя ли не выполнять эту работу? И если нельзя – то далее идет перечень: замена операций (менее опасные технологии с тем же результатом в итоге), ограничение, применение механизации (машины, роботы, защита временем и расстоянием), и т.п. Суть барьеров в том, чтобы поставить барьеры как со стороны ДО события (т.е. несчастного случая), так и ПОСЛЕ. На практике барьеры могут быть как сложными, так и простыми. По сути – это всего лишь термин, обозначающий превентивное мероприятие. Кстати, СИЗ – это последний барьер. И по сути самый слабый.
10) Профилактика – это не только инструкции по охране труда. Охрана труда должна быть видимой (это мы уже писали). И не только в политиках. Но и в знаках безопасности. Напоминаниях в виде плакатов. Практический совет: не переусердствуйте. Слишком много плакатов приводит к «замыливанию» глаз работника и «замыливанию» сознания. А значит …снова «переизбыточность».
11) И еще одно «новшество», взятое с запада. Это MoC – или управление изменениями (management of change). В ГОСТе дается понятие управления изменениями и его суть. На практике целесообразно вывести управление изменениями в целую отдельную ветвь документации (не только по охране труда, которую нужно вывести лишь как часть в составе данной системы). Возможными «держателями» процедуры могут быть нормоконтроль, контроль качества, инженерная служба.
12) Взаимоотношения с «подрядодателем» (термин, вводимый ГОСТом). Основная мысль ГОСТа – уровень охраны труда у подрядчика и субподрядчика должен быть не ниже, чем у Заказчика. Мысль интересная, но на практике нереальная. Крупные (особенно, международные) заказчики выбирают в том числе и небольшие компании с разным опытом. И этот опыт может быть и по принципу «дешевле и быстрее» (в т.ч. и при работе на контрактах различных уровней). Будет ли там СУОТ? Будет ли там …впрочем, ответ очевиден. На практике рекомендуем выставлять для подрядчиков и субподрядчиков требования по ОТ (минимальные), имея уровень ниже которых на предлагаемый «контракт» просто не зайти. А далее – система повышения культуры у подрядчиков. Кстати, предлагаемые ГОСТом мероприятия в виде аудита (предтендерного) относительно успешно реализуются в ряде компаний. Но следует понимать, что выбирая на такой основе подрядчика (субподрядчика) важным фактором становится не наличие той или иной системы (документальной), а желание подрядчика «исправиться». Кстати, помните, что:
А) оценить подрядчика можно только с момента приступления к работе
Б) наличие НС (официально зарегистрированных) далеко не всегда говорит о низкой культуре охраны труда и «терпимому» отношению к травматизму и опасным ситуациям.
13) И последнее. Не требующее комментариев. Анализировать деятельность и функционирование СУОТ должны руководители организации. А не только служба.
Заключение.
Такой документ, как ГОСТ, нужен, но читать его должны не только ТБшники. И изучаться он должен на отдельном курсе (специальном для первых лиц организации) по охране труда.
Чем не идея ввести специальный курс по охране труда именно для первых лиц?..
P.S. Некоторые «новшества» – совсем и не новшества. Просто хорошо забытое старое… названное по новому. Или несоблюдаемое.
© Область на островах