Рострудом утверждены «Методические рекомендации по расследованию несчастных случаев»
Рострудом утверждены «Методические рекомендации по расследованию несчастных случаев».
Документ разработан в целях наиболее полного исполнения соответствующих статей ТК РФ. В основном, документ направлен непосредственно на расследование тех случаев, которые расследуются при участии ГИТ.
В документе приводятся действия при получении информации о НС, при проведении дополнительного расследования НС, при выявлении сокрытого НС, иных случаях, связанных с НС.
Также приведены действия, которые уточняют порядок расследования, установленный ТК РФ: определение состава комиссии, действия при несоответствиях отдельных моментов расследования законодательству, проведение опросов, сбор материалов и документов, основные вопросы (выясняемые при опросах), иные аналогичные моменты.
Отметим (как один из распространенных моментов при расследовании), что к рассмотрению принимаются только оригиналы документов (после чего с них снимаются и заверяются копии). Документы с поправками (не надлежаще оформленными), подчистками – не могут рассматриваться как официальные; и подлежат изъятию.
Завершается расследование итоговым заседанием комиссии, происходит квалификация НС.
Цитата:
Анализ причин НС должен включать следующие этапы:
- выявление всех причин, которые привели к травме;
- установление взаимосвязи тех причин, которые непосредственно повлияли на ход событий;
- определение основной причины НС (в том числе технической), вызвавшей травмирование пострадавшего.
При установлении основной причины НС в первую очередь следует обращать внимание на:
– конструктивные недостатки производственного оборудования (аппаратов, приборов, установок и т.д.), транспортных средств, автомобильного транспорта, транспортно-технологического оборудования, приспособлений и инструментов, оградительных или предохранительных устройств, а также на отсутствие ограждений, блокировочных устройств, средств пассивной безопасности и других средств коллективной защиты;
– нарушения конструкций машин, механизмов, оборудования, средств коллективной защиты, приспособлений и инструментов или их узлов и деталей, происшедшие в процессе эксплуатации;
– отсутствие или неправильное проведение планово-предупредительного ремонта автомобильного транспорта, грузоподъемных механизмов, транспортных средств, производственного и транспортно-технологического оборудования, приспособлений и инструментов, блокировочных устройств; разладку или износ устройств защиты, управления и т.д.; неисправность средств коллективной защиты и СИЗ; разрушение или поломку деталей оборудования, инструмента, предохранительных и оградительных устройств и т.д.;
– неудовлетворительное (неисправное, не соответствующее санитарным и строительным нормам и правилам) техническое состояние зданий, сооружении и их элементов, обрушение элементов производственных зданий (крыш, стен, потолков, полов, лестничных клеток, проходов, проездов и т.д.); неточный учет требований системы стандартов безопасности труда при разработке прогрессивных технологических процессов;
– недостаточную механизацию тяжелых и опасных операций (погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ);
– отсутствие подъемно-транспортных средств для перемещения тяжелых деталей при установке их на оборудование или ремонте и монтаже последнего;
– несоответствие средств механизации, предусмотренных действующей нормативной документацией (правила, стандарты, нормы и т.д.), при установке заготовок для обработки и съеме деталей с оборудования и т.д.;
– отсутствие необходимой технической документации;
– нарушения работающими технологических процессов, предусмотренных технологическими картами, правилами и нормами по охране труда (нарушение правил эксплуатации котлов и сосудов, работающих под давлением, нарушение санитарных правил хранения, транспортирования и применения ядохимикатов);
– несоблюдение установленных нормативами документами требований безопасности к технологическим процессам;
– применение материалов, приспособлений и инструментов, не предусмотренных технологическими документами (картами, паспортами и т.д.);
– нарушения администрацией правил и норм безопасной организации работ из-за отсутствия или недостаточного технического надзора и контроля за соблюдением безопасности труда при ведении случайных, разовых, ремонтных, монтажно-демонтажных работ;
– недостатки в организации групповой работы (не выделение специального работника для обеспечения безопасности группе работающих на одном рабочем месте);
– выполнение работ с повышенной опасностью без наряда-допуска, определяющего порядок и методы безопасного их проведения; нарушения со стороны администрации режимов труда и отдыха;
– принятие неправильных решений администрацией в области охраны труда;
– нарушение правил охраны труда администрацией (допуск без медицинского освидетельствования и т.д.);
– неисправность или отсутствие спецобуви, спецодежды, а также несоответствие ее стандартам (например, повреждение рук, проколы пальцев концами проволочек стальных канатов из-за отсутствия или плохого состояния рукавиц);
– неисправность или отсутствие других средств индивидуальной защиты – очков, щитков, масок (например, травмы глаз осколками абразива, стружкой при заточке инструмента без защитных очков, облучение глаз ультрафиолетовыми лучами при выполнении электросварочных работ без применения специальных защитных очков);
– некачественный уход за средствами индивидуальной защиты (несвоевременная смена фильтров респираторов и др.);
– отсутствие инструктажа (вводного, на рабочем месте, повторного, периодического и др.) или его неполнота, поверхностность (не охватывает все темы или операции выполняемой работы), а также отсутствие или недостаточное обучение, направленное на повышение безопасности работающих, обслуживающих сложные агрегаты, установки или механизмы;
– обучение по специальности, не имеющей отношения к выполняемой работе;
– выполнение работником работы, не обусловленной трудовым договором.
Чтобы установить основную причину, следует рассматривать все выявившиеся в ходе расследования несчастного случая причины, и в качестве основной выбрать ту, устранение которой исключает действие остальных. При этом в первую очередь необходимо определить техническую причину.
В материалах расследования указываются конкретные должностные лица, ответственные за НС (прим. “Область на островах” – именно такова формулировка документа «ответственны за НС»).
Разногласия решаются голосованием. Несогласные с общим решением подписывают акт с приложением «особого мнения». Если особое мнение высказано председателем комиссии – то инспектором готовится служебная записка на имя руководителя ГИТ, который на ее основании принимает решение о проведении дополнительного расследования. Особое мнение других членов комиссии рассматривается руководителями организаций, направивших их для участия в расследовании, которые с учетом рассмотрения материалов расследования НС принимают решение о целесообразности обжалования выводов комиссии в порядке, установленном ст. 231 ТК РФ.
При квалификации решается – были ли действия (бездействие) пострадавшего обусловлены трудовыми отношениями, участием в производственной деятельности. В результате – НС квалифицируется, принимается решение как и каким работодателем будет осуществляться учет НС.
Касательно НС, связанного со смертью от общего заболевания – приведем цитату из документа:
При расследовании смертельного несчастного случая, если смерть пострадавшего работника наступила вследствие общего заболевания, подтвержденного в установленном порядке соответственно медицинской организацией, в акте в обязательном порядке должна быть отражена следующая информация:
1. О наличии или отсутствии переработок пострадавшим работником. С этой целью анализируются табели учета использования рабочего времени за последний год работы пострадавшего.
2. Об использовании ежегодных оплачиваемых и дополнительных за работу во вредных условиях труда отпусков пострадавшим работником за весь период его работы в данной организации.
3. Об условиях труда на рабочем месте пострадавшего работника. Анализируются результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда и результаты специальной оценки условий труда. При наличии сомнений в качестве проведенной оценки условий труда, рассматривать вопрос о направлении материалов СОУТ для проведения государственной экспертизы качества проведенной СОУТ данного рабочего места.
4. О результатах проведенного медицинского осмотра пострадавшего работника.
5. О результатах проведенного психиатрического освидетельствования пострадавшего работника.
По каждому смертельному НС, произошедшему в результате естественной смерти, инспектору надлежит в обязательном порядке рассматривать вопрос о назначении и проведении экспертизы, направленной на установление причинно-следственной связи между нарушениями требований охраны труда или воздействием на работника в процессе трудовой деятельности вредных производственных факторов, которые могли повлиять на здоровье погибшего, и наступившими последствиями в виде смерти пострадавшего работника. Данная экспертиза проводится за счет средств работодателя.
Перед экспертами необходимо поставить следующий вопрос: “имелась ли причинно-следственная связь между наступлением смерти работника и условиями труда, в которых он осуществлял трудовую деятельность”
Для ответа на поставленный вопрос экспертам необходимо предоставить следующие сведения и документы:
– должностные обязанности умершего работника;
– график работы за последние 6 месяцев, предшествующие смерти работника;
– количество отработанных часов в течение 6 месяцев, предшествующих смерти работника;
– количество часов в течение 6 месяцев, предшествующих смерти работника, отработанных им сверх установленной нормы;
– сведения о прохождении умершим работником обязательного предварительного, периодического медицинского осмотра, психиатрического освидетельствования;
– сведения о результатах аттестации рабочего места по условиям труда/специальной оценки условий труда, а именно, какие факторы производственной среды и трудового процесса были выявлены;
– медицинские карты стационарного больного, амбулаторного больного, выписки из истории болезни и пр.;
– заключение профпатолога (при наличии).
Необходимо делать запрос в Следственные органы о предоставлении информации о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.
В принципе документ будет полезен не только инспекторам, но и рядовым специалистам по охране труда. руководителям служб..
© подготовлено “Область на островах”