Очерк о рыбной промышленности Сахалина: работа рыбообработчиком, итоги десятилетия

Очерк о рыбной промышленности Сахалина: работа рыбообработчиком, итоги десятилетия

Предисловие

 

«Абсурдомъ является то, что богатѣншііі краіі, который могъ бы обогатить населеиіе н удѣлять отъ себя метрополіи, ждетъ здѣсь всегда казенныхъ ассигновокъ, которые только почти и питаютсъ населеніеі
Прискорбно…»
Дмитрий Богданов «Наши богатства. Промыслы Приморской области, Камчатки и Сахалина», 1910 год, Владивосток.
 
«– Не будет красной икры.
– Помилуйте! Чем же наши потомки станут закусывать!»
«Каторга», В. Пикуль

 *** 

Сто лет назад рыболовство было одним из главных промыслов населения, причем наиболее интересные места – «южная часть, отошедшая к японцам» (Д. Богданов, указ. соч.). Тымь и Поронай – источники лососевых для коренного населения. Вдоль побережья в крупном количестве попадались крабы, челимса (очень мелкая порода раков), устрицы. Сиг, камбала, треска почти не вылавливали.
Вся рыбная промышленность находилась в руках японцев и китайцев, нередко русские лишь числились арендаторами участков у государства. Услугами русского населения они почти не пользовались. В Александровском округе весною в путине участвовало 300-400 человек.
Японские шхуны занимались хищнической работой. Да и береговые участки тоже.
Отношение к богатствам было хапужническое.
Один из ключевых моментов: местное население НЕ участвовало (активно) в добыче и переработке ресурсов.

***

В тридцатые годы двадцатого века промыслы стали, что называется –  подымать. Еще более активная работа началась после освобождения Южного Сахалина. Тем не менее, сухая статистика показывает, что количество прибывавших людей (переселенцев) если и превышало количество убывающих, то ненамного. Ситуация в рыбной промышленности была аховая. Не хватало элементарного. Имеющиеся суда могли простаивать до 60 % (!) времени.
Художественная литература по вопросу: А.Чаковский «У нас уже утро…». Также интересна глава о визите Жемчужины на Северный Сахалин из книги К. Гапоненко «Как мы жили на Сахалине», ярко отображены РЕАЛИИ промышленности.
Даже в более поздние времена СССР очень долго, несмотря на высокие заработки, отрасль была малорентабельной, в ряде мест убыточной.
Правда, момент этот очень спорный. Поскольку, например, сразу после распада СССР и даже непосредственно перед этим созданные совместные предприятия (коммерческие) не просто были на плаву, но и бывало тянули за собой нерентабельные колхозы.
Но все равно – не всегда хватало холодильных мощностей, переработка лососевых держалась не за счет местных, а за счет опытных приезжих переработчиков.

Еще по теме статьи можно почитать:  Хан Александра - Холмск. Женщина-капитан, и еще разные статьи

 ***

Что же мы имеем в начале двадцать первого века? Практически то же самое, что и в начале двадцатого. Как оказалось, в добыче существуют картели, причем, есть подозрения об участии в них иностранного капитала. Местные жители не хотят работать на промыслах, считая такой заработок не высоким, а нередко и непрестижным. Текучка на предприятиях в период путины не редкость. Квалифицированные специалисты не хотят (а точнее не могут) работать на предприятии круглый год – зачастую перерабатывающие базы закрываются на лопату с закрытием путины до следующей весны, глубокая переработка отсутствует в области как класс.
Единственное отличие (да и то спорное) – коммерческая успешность рыбной промышленности для владельцев предприятий. Опять же основанная на не очень больших вложениях. Только факт – два участка на Итурупе в декабре 2014 года продавались за 1,4 млн. рублей (ссылка на объявление: http://market.sakh.com/769399.html; возможно, на момент просмотра объявление будет удалено или уже находиться в архиве). Сумма, подъемная для многих. Правда, сюда надо добавить еще и затраты на установку станов, оборудования – но для этого есть кредиты. Кредиты берутся, отбиваются икрой и рыбой. И далее все зависит от владельца.
На данный момент строить перерабатывающие базы целесообразно в удаленных местах, чтобы перерабатывать продукцию вблизи промысла. То есть там где нет инфраструктуры. Только факт: общая перерабатывающая мощность превышает добывающую, при этом достаточную ресурсную базу для устойчивого и долгосрочного развития имеет только 37 % хозяйствующих субъектов.
Кластер рыбной промышленности на данный момент создается медленно, но шаги к этому ведутся.
P.S. Программа развития рыбохозяйственного комплекса в области существует.

Обновление 2019 г.

  1. Развиваются (не без напастей) валютоемкие ресурсы
  2. Все меньше и меньше лососей
  3. Практически нет интереса к сайре
  4. Гидрострой построил на Шикотане шикарный перерабатывающий комплекс (точнее, значительно дополнил существующий)
  5. Сообщить о создании кластера все еще невозможно
  6. Социальная рыба (порождение О.Н. Кожемяко – экс-губернатора) сходит на нет

© Область на островах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *