Двадцать лет с начала века… Сахалин, краеведение… Сахалин-2, СПГ, Пригородное…

Двадцать лет с начала века.
И вдруг понимаешь – раз уж мы писали про девяностые и восьмидесятые (и некоторые статьи были довольно серьезными и интересными, хотя и на уровне краеведения, а не истории, но …), писали в «десятых» годах, то сейчас, в двадцатых, пора писать про нулевые.
Писать серьезно.
Особенно потому, что память о них свежее гораздо.
И когда-нибудь и это будет интересно. А некоторым уже и сейчас.
***
Значимым событием с точки зрения истории области стал запуск широких масс в строительство Сахалин-1 и Сахалин-2 в начале двухтысячных.
Чем это вылилось для местного населения?
Неожиданным ростом зарплат, ростом потребностей, ростом экономик ранее захудалых поселков и городков.
И наплывом людей.
***
Тем, кто сейчас едет мимо, гуляет рядом с территорией напротив завода СПГ (правильное название – ПК Пригородное), наверняка попадались на глаза эти гигантские для фундаментов бетонные сооружения, расставленные в геометрически красивом порядке.
Это и в самом деле фундаменты.
Домов и сооружений поселка, в котором жили строители будущего комплекса.
Трудно представить, но там было около 6 000 человек – для понимания, это Томари или Макаров в их нынешнем состоянии; это больше Красногорска, больше Новотроицкого…
Никаких детей и пенсионеров – только работоспособный возраст.
Множество национальностей.
Сейчас въезд в городок строителей далековат от дороги. Тогда же он начинался сразу у нее.
Ворота. КПП. Для автобусов и в дальнейшем отдельное для пешеходов.
Несколько столовых в ряд.
Здание клиники (да-да, отдельная клиника!).
Гаражи.
И не счесть домов!
***
Зачем были нужны такие гигантские фундаменты – автору неизвестно.
Скорее всего, где-то и есть какая-нибудь проектная документация… А может, с прицелом на будущее – что временные сооружения должны были бы быть снесены, а на фундаменты поставить постоянные домики для персонала (не удалось – нормы не дали для такого производства разрешить селить людей так близко).
Вообще, поселок хотели сохранить на будущее – плановые остановы завода (ремонт), строительство третьей линии…
А может и просто «закапывали» деньги, пока железо горячо. Таких историй проект знает немало вообще-то… пусть с ними разбираются безопасность и компетентные органы…
***
Как была поставлена пропускная система?
Для пешеходов – пропуск на завод, он же с правом входа на кэмп.
Для авто – на транспорт.
На въезде на завод/стройку (в любые ворота – их было несколько) охранник заходил в автобус и все показывали ему пропуска. Иногда он называл фамилии (чаще и сами люди знали, что им надо выйти) тех, кого следовало оформить.
***
Очень жаль эту неиспользуемую территорию.
Жаль, что не сохранился музей техники безопасности…
Жаль, что нет хотя бы толковой фотогалереи (даже у оператора проекта – хотя и у CTSD тоже могла бы быть) кэмпа.
Ведь это та самая история, которая была, и которая все-таки интересна…
Может, еще и найдется что – начнут вывешивать в сеть.
© «Область на островах»