Двадцать лет с начала века… Сахалин, краеведение… Сахалин-2, СПГ, Пригородное…

Двадцать лет с начала века.

И вдруг понимаешь – раз уж мы писали про девяностые и восьмидесятые (и некоторые статьи были довольно серьезными и интересными, хотя и на уровне краеведения, а не истории, но …), писали в «десятых» годах, то сейчас, в двадцатых, пора писать про нулевые.

Писать серьезно.

Особенно потому, что память о них свежее гораздо.

И когда-нибудь и это будет интересно. А некоторым уже и сейчас.

***

Значимым событием с точки зрения истории области стал запуск широких масс в строительство Сахалин-1 и Сахалин-2 в начале двухтысячных.

Чем это вылилось для местного населения?

Неожиданным ростом зарплат, ростом потребностей, ростом экономик ранее захудалых поселков и городков.

И наплывом людей.

***

Тем, кто сейчас едет мимо, гуляет рядом с территорией напротив завода СПГ (правильное название – ПК Пригородное), наверняка попадались на глаза эти гигантские для фундаментов бетонные сооружения, расставленные в геометрически красивом порядке.

Это и в самом деле фундаменты.

Домов и сооружений поселка, в котором жили строители будущего комплекса.

Трудно представить, но там было около 6 000 человек – для понимания, это Томари или Макаров в их нынешнем состоянии; это больше Красногорска, больше Новотроицкого…

Никаких детей и пенсионеров – только работоспособный возраст.

Множество национальностей.

Сейчас въезд в городок строителей далековат от дороги. Тогда же он начинался сразу у нее.

Ворота. КПП. Для автобусов и в дальнейшем отдельное для пешеходов.

Несколько столовых в ряд.

Здание клиники (да-да, отдельная клиника!).

Гаражи.

И не счесть домов!

***

Зачем были нужны такие гигантские фундаменты – автору неизвестно.

Скорее всего, где-то и есть какая-нибудь проектная документация… А может, с прицелом на будущее – что временные сооружения должны были бы быть снесены, а на фундаменты поставить постоянные домики для персонала (не удалось – нормы не дали для такого производства разрешить селить людей так близко).

Вообще, поселок хотели сохранить на будущее – плановые остановы завода (ремонт), строительство третьей линии…

А может и просто «закапывали» деньги, пока железо горячо. Таких историй проект знает немало вообще-то… пусть с ними разбираются безопасность и компетентные органы…

***

Как была поставлена пропускная система?

Для пешеходов – пропуск на завод, он же с правом входа на кэмп.

Для авто – на транспорт.

На въезде на завод/стройку (в любые ворота – их было несколько) охранник заходил в автобус и все показывали ему пропуска. Иногда он называл фамилии (чаще и сами люди знали, что им надо выйти) тех, кого следовало оформить.

***

Очень жаль эту неиспользуемую территорию.

Жаль, что не сохранился музей техники безопасности…

Жаль, что нет хотя бы толковой фотогалереи (даже у оператора проекта – хотя и у CTSD тоже могла бы быть) кэмпа.

Ведь это та самая история, которая была, и которая все-таки интересна…

Может, еще и найдется что – начнут вывешивать в сеть.

© «Область на островах»

Извиняемся, что отвлекаем... но это важно!

Если вы хотите получить консультацию, задать вопрос - то напишите нам: oblast@it-sakh.net

Если вам понравилась статья — пришлите ваш e-mail (адрес электронной почты), чтобы получать рассылки от нас.

Спасибо!

Попробуйте еще раз, произошла какая-то "ашыпка"

Область на островах will use the information you provide on this form to be in touch with you and to provide updates and marketing.