Каким был Сахалин в 1993 году. Экономика и жизнь

Каким был Сахалин в 1993 году. Экономика и жизнь

Деньги, Зарплата, Коммуналка

 
Величина прожиточного минимума (среднегодовая) в информации Госкомстата не указывается, иные федеральные источники также не найдены. Тем не менее, исходя из найденной информации для области на островах вероятней всего будет указать среднюю по области сумму порядка 40…70 тысяч рублей.
Имеющиеся официальные данные устанавливают с 01.05.1993 г. прожиточный минимум равным 13750 рублей (Решение Малого Совета Анивского районного Совета народных депутатов № 43 от 30.04.1993 г.), а Решением  № 80 от 21.07.1993 г. уже с 01.08.1993 г., т.е. ровно через три месяца, почти в два раза больше – 25000 рублей для неработающих пенсионеров и 20750 рублей для остальных категорий.
Откуда взялась такая дифференциация?
Потребительский бюджет в Охе в начале октября 1993 года составлял 94784 рубля («Охинский нефтяник», 09.10.93), а среднедушевой доход был определен в  74619 рублей. В мае прожиточный минимум на Сахалине составлял 20737 рублей (перепечатка «Свободного Сахалина» в «Родной Земле» от 17.07.1993). Прожиточный минимум в Макаровском районе на август 1993 г., установленный главой администрации («Родная Земля», 29.07.1993) составлял: 40 тысяч рублей для мужчин, 35 тысяч для женщин, пенсионерам 25 тысяч рублей, детям до семи лет 30 тысяч рублей, от семи лет до пятнадцати лет – 40 тысяч рублей.
Заработная плата в Ногликском районе составила 33460 рублей за первые четыре месяца, а за первое полугодие уже  50595 рублей (средняя за июнь – 85085 рублей). В Макаровском районе средняя зарплата за полугодие составила 56382 рублей… 
Таким образом, учитывая темп инфляции и фактически имеющуюся информацию – среднюю зарплату за год можно определить порядка 40-70 тысяч рублей, а фактическую (учитывая опять же сильное различие в уровне жизни в каждом месяце этого года) необходимо брать абсолютную.
Цены (август 1993): мука – 60…171 руб/кг, макаронные изделия 150-220 руб/кг, пачка сигарет без фильтра «Стрела» – порядка 300 рублей. И колбаса – 12 000 рублей за килограмм, яблоки 4100 руб/кг…
Цены (октябрь 1993, средние): капуста – 350 руб/кг, свекла 630 руб/кг, морковь 550 руб/кг, отборный картофель – 350 руб/кг.
Электроэнергия оплачивалась из расчета 12 рублей за киловатт-час  (с 01.11.1993)…
 

Детали жизни девяносто третьего года

 
Банки принимали вклады на безумные по нынешним понятиям проценты: 160-180 процентов годовых (!)…
В Поронайске было открыто казино. Называлось оно «Даймонд» и находилось в бывшем помещении телемастерской.
В городе Макарове после закрытия первого бара «Вояж» (здание бывшего общежития «Макаровторга», расположенного в поселке «шахта») недалеко открылся новый пивбар – в здании столовой шахты № 4/6.
В прошлое ушли видеосалоны…

*** 

Появились новые услуги, связанные с транспортом.
Одна из первых, говоря современным языком, транспортных компаний на Сахалине – была «Компания Зональное, ЛТД»: доставка по поручению физических и юридических лиц бандеролей, посылок, грузов до 200 кг. из Хабаровска до Зонального (аэропорт).

Еще по теме статьи можно почитать:  Что такое микрогенерация, можно ли продавать собственную электроэнергию

*** 

БЫЛ ЛИ В 1993 ГОДУ РОСТ ПРОИЗВОДСТВА?
Если сравнивать с 1992 годом – то в ряде отраслей несомненно был.
Однако же имело место и резкое сокращение выпуска ряда товаров.
В Поронайском районе уменьшился выпуск товарной целлюлозы (напомним, в 1992 году уже существовала проблема сбыта целлюлозы), мяса, колбасных изделий, бумаги, картона…
Цитата (газета «Звезда», 29.10.1993 г.): «Разрыв хозяйственных связей продолжает оставаться одной из основных причин остановок производств и перехода предприятий на режим сокращенного рабочего времени». Иными словами шел второй год экономических реформ, практически завершался – а для ряда производств так и не был налажен рынок сбыта, приобретения сырья… и это в БОГАТЕЙШЕЙ стране.
В чем же дело? Может, помимо малокомпетентности руководителей, не готовых к «капиталистической» экономике, мешало что-то еще?
Действительно, мало сделать цены свободными. Надо еще и сделать так, чтобы производимый товар был куплен. Отставим в сторону 1992 год – когда еще были дотации и сдерживание цен в ряде отраслей, приведшее к перекосу в экономике, когда предприятия были убыточны исключительно из-за установленного «верхнего предела свободных цен». К концу 1993 года практически везде предприятия были коммерческими и, что характерно, законодательно не имели никаких ограничений… достаточно вспомнить факт, что лицензия на торговлю алкоголем давалась даже физическим лицам.
Пожалуй, другой причиной была НЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ в бизнесе.
Повсеместное «забывание» заплатить, несдерживание обещаний и условий договорных отношений.
И еще падение спроса населения. При мизерных зарплатах деньги тратились только на самое необходимое.

*** 

ШАХТЫ.
Угольная промышленность была достаточно развита. Добывалось не менее __ % «черного золота» для России…
В 1993 году отрасль оказалась в бедственном положении не только на Сахалине, но и по всей стране.
Несмотря на издание еще в 1992 году Указа № 922 «Об особенностях преобразования государственных предприятий топливно-энергетического комплекса в акционерные общества», разрешавшего приватизацию в ТЭК (уголь, нефть, газ, нефтепродуктообеспечение) на основе специальных дальнейших президентских Указов, и наличию в 1993 году первых результатов преобразования – отрасль была в ТЯЖЕЛЕЙШЕМ положении.
Губернатор Краснояров ПРИЗЫВАЛ всех, кто владеет средствами: вложите свои капиталы в объекты инфраструктуры (железная дорога). В частности, в дорогу от Сахалинской ГРЭС в Вахрушеве до Солнцевского разреза. Это позволило бы кардинально решить проблему обеспечения электростанций топливом.
Данная дорога не построена до сих пор.

*** 

В СМИ продолжались размышления о свободном предпринимательстве, публиковались рассказы о предпринимателях.
Вот один из примеров: семья (!) выхлопотала помещение, подготовила его, закупила товар. Ориентировались на покупателя, обеспеченного не очень – минимальные накрутки. Этим и брали поначалу. Разницу в ценах с другими магазинами покрывали товарооборотом. А также большим выбором товаров…
В отличие, кстати, от нынешнего времени, пропаганды (а казалось бы!..) частного предпринимательства НЕ было. Это сейчас малый и микробизнес поощряются, несмотря на значительный налоговый гнет и усиление контроля. А тогда – на стадии становления… 
Цитата (газета «Звезда», 22.10.1993 г., г. Поронайск): «Все почему-то считают, что частник – это рвач. Сорвал куш – гуляй, пей, или что там еще. Может и есть такие – не спорю, не встречал… Мы стараемся полностью для людей. Рабочий день моей семьи не нормирован. Крутиться перестанем – не выживем. …все состояние вложено в дело. В случае банкротства и хозяин, и его семья останутся без ничего, без гроша в кармане».
И все понимали, что это – еще не рынок. Это базар. Таким он будет еще около десяти лет в крупных городах и около пятнадцати в городах поменьше…
Но рыночные отношения уже «не остановить никакими усилиями».
Рассказанный пример, в принципе, один из типичных примеров становления малого и микробизнеса в стране. Кое-кто вырвался выше. Подавляющая часть предпринимателей, сохранив дело, не смогла вывести его на значительный уровень. Назвать их бедствующими нельзя. Но и процветающими тоже. Скорее, это люди, упорные, трудолюбивые – но работающие ради хорошего заработка не вахтой, не в качестве «наемного» работника в режиме 5х2, а просто «на себя».

Еще по теме статьи можно почитать:  Установлена плата за капитальный ремонт на территории Сахалинской области

*** 

Существовала ли поддержка предпринимателям (кроме точечной – по ходатайству, когда Малые Советы своим решением перечисляли некоторые суммы в виде помощи)?
В 1993 году в соответствии с Постановлением Совета Министров и Правительства РФ № 446 от 11.05.1993 г. было издано Постановление Губернатора «О первоочередных мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства в Сахалинской области» (№ 128 от 22.06.1993 г.).  которое только сейчас (через несколько лет с момента появления фактического разрешенного предпринимательства и полтора года с начала приватизации, как фактора, подстегивающего предпринимательские основы) указывало на необходимость разработки мер по развитию малого предпринимательства.
Приоритетными были выбраны  сельское хозяйство, глубокая (!) переработка рыбы и морепродуктов, производство товаров народного потребления, коммунальные и бытовые услуги, транспорт и связь, строительство и производство стройматериалов, добыча угля открытым способом, инновационная деятельность.
NB Отступая от статьи: ни тогда, ни сейчас глубокая переработка рыбы в области не началась, несмотря на то, что сейчас возможность поддержки такой деятельности у государства несравненно больше. Что касается инновационной деятельности – пожалуй, до сих пор она сводится к внедрению дорогих и не всегда оправданных средств автоматизации…
Предприятия же приостанавливали деятельность…  Цитата: «мы съедаем сами себя». На содержание требовались нереальные суммы. Учитывая всеобщий кризис неплатежей и отказ от платежей при наличии возможности – деятельность приостанавливалась, в лучшем случае предприятие выплачивало работникам какую-нибудь небольшую сумму, которую хватало разве что на  хлеб.

*** 

Обстановка в угольной отрасли была критической. К октябрю 1993 года государство задолжало шахтерам около 15 млрд. рублей. Шахтеры отказывались отгружать уголь. Из-за недостатка угля в полном объеме обеспечить города и поселки области энергоресурсами не представлялось возможным. Было принято решение – с 25.11.1993 г. ограничить энергоснабжение области на 20 %. Только так можно было продержаться до первого февраля (отметим – даже не до конца зимы…).
Критическое положение было на Холмском и Чеховском ЦБЗ (газета «Холмская панорама», 27.11.1993), которые обеспечивали более 30 процентов жилфонда теплом. Предприятия на грани банкротства. Предприятия задолжали «Сахуглю».
Мэр Холмска Н. Долгих обращается к населению: «Сделайте предоплату за тепло в размере не менее десяти тысяч рублей. …Эти деньги направим на предоплату за уголь. Этого угля хватит еще на месяц. А за это время наше правительство, надеюсь, поправит положение дел».
Существовала реальная опасность переморозить весь город.
Предложенная энергетиками схема сокращения потребления энергоресурсов не могла быть реализована безболезненно. Котельным готовились дать команды снизить температурный режим на десять градусов…
…а ведь в некоторых аварийных случаях котельные уже работали на 30-40 градусов ниже нормы.
Мерзла вся страна. И на Сахалине мерзли порой больше, чем в пресловутом Приморье (которое в СМИ освещали так, будто отопительный ад был там и именно там, и нигде больше; на наш взгляд – одно из самых непростительных заблуждений девяностых).
Кстати, судя по статье – именно тогда было принято решение не оплачивать не полученное тепло. «Не будет оплаты рыбному порту… И так будет с каждым, пора это понять. …Оплата будет производиться только по температурному режиму. Выполняется он – оплачивается. Не выполняется – не оплачивается. Словом, будем платить только за фактическую работу».
Странно звучит, конечно…

Еще по теме статьи можно почитать:  Макаров. Тайна распадка реки Музейной... (о чем писали газеты)

*** 

БУМЗАВОД в Макарове по состоянию на начало октября находился в простое 60% времени… Причем ситуация была как из-за недопоставок сырья, так и из-за отсутствия угля, а точнее, денег на него.
В сутки необходимо 600 тонн. Десяток вагонов в сутки тянет на три с лишним миллиона. ТЭЦ без угля не работает.
На совещании с губернатором было решено представить кредит. Кредит представили. 150 миллионов под 170 с лишним процентов…
В итоге, бумага города Макарова перегнала по цене продукцию материковских заводов. Кто будет покупать ее?
Средний заработок на БУМе 78,4 тысячи рублей.
Беспросветность… таким словом, характеризовал ситуацию директор завода.
***
Беспросветность…
© Область на островах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *