Корсаков. Памятник на горе Печали (Слез)
Это место около Корсаковского порта называют горой Грусти (иногда – Печали или Слез).
ВНИМАНИЕ! НЕПОДТВЕРЖДЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ!
После окончания войны здесь со всего Сахалина собрались корейцы, вывезенные на остров во время японской правления на Южном Сахалине. Напрасно много дней они всматривались в морскую даль, ожидая пароходов, которые могли бы вернуть их домой. Япония отказалась вывезти корейцев на Родину, мотивируя тем, что они не граждане Японии. А Республика Корея могла предоставить всего три корабля для вывоза своих соотечественников. Но три корабля не могли вместить всех. Поэтому оставшиеся корейцы каждый день приходили на эту гору и ждали парохода, но так и не дождались. Эту гору невольно прозвали «горой слез и печали». Большинство из корейцев, которые когда-то покинули родину, как им казалось, на несколько месяцев, остались на чужбине на целые десятилетия. Многие умерли, так и не увидев родных. А для некоторых разделенных семей трагедия продолжается до сих пор.
Из Корсакова не проводилась репатриация (использовали другие порты).
Физически собрать такое количество человек на “Семи Ветрах” маловероятно.
Численность диаспоры составляла (на всем острове) примерно 25-30 тысяч человек… Отчего на памятнике написали число 40 000 – нам неизвестно.
Послевоенное перемещение не-граждан по острову было затруднено, вряд ли кто-то бы разрешил / позволил такому количеству людей бросить работу и ждать погоды у моря. Сама репатриация проводилась более, чем централизованно и организованно (подтверждено историческими документами).
Драматическая история, происходившая на горе Слез (Печали), так потрясла членов делегации общества «Ханган Форум» – союза творческой интеллигенции Республики Корея, побывавших на этом месте в 2005 году, что они выступили с инициативой поставить здесь памятник соотечественникам. Идею поддержали местные власти, выделившие земельный участок. Сбор средств на строительство мемориала происходил как в Республике Корея, так и на Сахалине. Свои пожертвования внесли не только представители островной корейской диаспоры, но и люди других национальностей – в общей сложности 419 человек. Всемирно известный скульптор-авангардист Цой Ин Су, вызвался создать этот монумент. Стихи, которые высечены на постаменте, написал Ким Мун Хван, автор гимна Олимпийских игр в Сеуле 1988 года. На русский язык эти стихи перевел сахалинец, член Союза писателей России Роман Хе.
Нержавеющую сталь, ставшую основным материалом для памятника, предоставила известная корейская компания, которая принимала участие в строительстве первого в России завода по сжижению газа (пос. Пригородное).
История и современность тесно переплелись в памятнике на горе Слез (Грусти), который изображает символический корабль, который разделен на две половинки и как будто стремится в небо. По словам президента организации «Ханган Форум», памятник на горе Слез (Грусти), не только должен напоминать о трагедии, но и заставлять думать о будущем, о таких отношениях между странами, которые не позволят повториться произошедшему много лет назад.
На основании памятника начертан текст на русском и корейском языках:
«Август сорок пятого года. В Корсаковском порту собрались 40000 наших соотечественников, насильственно завезенных на Сахалин, для рабского труда. Они, как дождь в пустыне, ждали желанного возвращения на Родину.
Но Япония бросила своих бывших сограждан, Забыла о них и Советская Власть, и желанная Родина.
С тех пор долгими зимними ночами они под вой метели ждали, когда приплывет к ним корабль с далекой Родины. Они здесь же умирали в конце концов, кто от голода, кто от холода, кто от тоски по Родине. Но их потомки, словно семя одуванчиков, расцвели на этой земле, ростком неистребимой жизни.
Родина ныне обрела свободу, и блуждающие души соотечественников вольными птицами устремились на юг…
Для них мы воздвигаем на «горе печали» корабль, устремленный в небо».
Ким Мун Хван.
3 ноября 2007 года в Корсакове при очень большом стечении народа состоялось торжественное открытие мемориального комплекса. На открытие приехал и консул Южной Кореи из Владивостока, прибыли корейские строители завода СПГ – представители ДЭУ «Инжиниринг энд Контракшн», выделившие порядка 200 тысяч долларов на сооружение памятника, и, конечно, те, чьими руками шло строительство на Приморском бульваре – глава «Трансгидростроя» Ким Пок Токи, руководитель «Маркета» О Ден Те и многие другие люди. От районной администрации прибыла целая делегация во главе с тогдашним главой муниципального образования Геннадием Зливко. Присутствовало несколько сотен жителей города.
После того, как новый памятник предстал перед взорами собравшихся, была проведена поминальная церемония, а далее представлялось слово тем, кто принимал непосредственное участие в сооружении мемориала. В заключении выступили творческие коллективы города.
Памятник включен в список вновь выявленных памятников на территории Корсаковского района.
СМИ по теме:
Пальгин К. Получился очень достойный мемориал: открытие памятника и сквера на Приморском бульваре / К. Пальгин // Восход. – 2007. – 10 ноября. – С.1,2.
Фелицына П. Чтобы помнили…:[об устройстве сквера и памятнике корейцам так и не увидевшим родной край] / П. Фелицына // Восход. – 2007. -12 июля.
ПРИМЕЧАНИЕ (наше): СССР не “забыл” про корейскую диаспору. Ни в 1945 году (когда еще не было, куда репатриировать), ни позднее. Напомним, что в это время (с 1950 года) в Корее уже шла война Севера и Юга… Репатриировать кого-либо на воюющую территорию?
Кстати, можете почитать расшифровку эфира на эту тему.