Еще немного о транспорте и охране труда. Промышленный транспорт

Еще немного о транспорте и охране труда. Промышленный транспорт

Напомним, что еще в 2018 году Приказ Минтруда России от 27.08.2018 № 553н утвердил «Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта».

Распространяются они на автопогрузчики и электропогрузчики, автокары и электрокары, грузовые тележки, вагонетки (т.е. «напольный» транспорт) и иной транспорт непрерывного действия (конвейеры, транспортеры и т.п.).

Остановимся на важных аспектах организации охраны труда:

  • Инструкции по охране труда разрабатываются (как уже обсуждали и писали на нашем сайте) на основе непосредственно «Правил…» и эксплуатационной документации на транспорт.

Отдельно отметим, что утверждаться они должны локальным нормативным актом – что несколько странно, ибо приказ не является нормативным документом (не устанавливает нормы, а приказывает их соблюдать), а является документом – распорядительным.

  • Работники допускаются к работам при наличии у них удостоверения на право управления промышленным транспортом. То есть водитель погрузчика должен не просто иметь «обычные» права – а именно права на погрузчик (тракторист-машинист, например, или водитель погрузчика), которые выдаются не в ГИБДД, а в Гостехнадзоре.
  • Наличие отдельного списка работников и работ, к которым предъявляются дополнительные повышенные требования по охране труда – не забудьте рассмотреть этот вопрос. Для таких работников повторный инструктаж проводится не реже одного раза в три (!) месяца
  • К выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда допускаются работники, прошедшие обязательные предварительные медицинские осмотры. Тут предостерегаем вас от ловушки. Если у вас управляют транспортом – то независимо, установлены или нет у вас вредные / опасные условия труда, медосмотры проходить работникам придется. Ловушка в том, что в тексте правил упоминание про медосмотры только здесь и только в такой формулировке.
  • Работодателем должна быть разработана и доведена до работников схема маршрутов движения транспортных средств и пешеходов по территории. И дорожки и пути – должны иметь твердое покрытие.
  • Кары и погрузчики желательно хранить вблизи зарядных станций. При этом «стоянка электропогрузчиков и электрокаров в производственных или вспомогательных помещениях допускается на специально выделенных площадках, обеспечивающих безопасность содержания и исключающих возможность несанкционированного использования их посторонними лицами» (читай, где угодно, лишь бы никто не сел и не поехал чужой).
  • «Погрузочно-разгрузочные площадки, размещенные на территории организации, должны располагаться в стороне от главного потока движения транспортных средств, иметь спланированный профиль, обозначенные границы проездов и проходов, разметку для штабелирования грузов». Данный абзац дает исчерпывающий ответ на вопрос, чем регламентируется разметка безопасности складов и «где прописано, что нужно отмечать площадку под европаллеты».
  • Скорость движения транспорта – в т.ч. на складе (наиболее обсуждаемые и востребованные вопросы по погрузчикам связаны обычно со складом) – устанавливаются работодателем.
Еще по теме статьи можно почитать:  Новые правила по подъемным сооружениям (ФНП), 2021 год

Напомним, кстати, что по правилам охраны труда для автотранспорта скорость на территории организации не может превысить 20 км/ч/

Однако, есть оговорка, что при движении задним ходом и в местах скопления работников есть ограничение по скорости, равное 3 км/ч.

Перед началом движения задним ходом необходимо подать звуковой сигнал.

  • При ограниченном обзоре движение транспортного средства должно осуществляться по командам работника, находящегося вне транспортного средства, наблюдающего за обстановкой в зоне движения или маневра транспортного средства и координирующего движение. Уф. Говоря по русски – сигнальщик нужен. На практике это означает, что если водитель погрузчика (ритч-трака) поднимает груз наверх (стеллажи, антресоль, спецплощадка для приема груза наверху) и, естественно, не видит ничего – то должен слушать команды. Кстати, неважно, голосом, по рации… через громкую связь… То же и при движении задним ходом – помощник необходим (при ограниченном обзоре).

© Область на островах