Инструкции по ОТ и охрана труда вообще – на автомобильном транспорте. 2020 год

Продолжаем статьи на тему охраны труда (отдельно отмечаем – не БДД!) в автотранспортных предприятиях.

Начнем с теории.

Статья 212 ТК РФ обязывает работодателя разработать инструкции и правила по охране труда. Таким образом, инструкции должны быть.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160 в перечень нормативных правовых актов, содержащих ГОСУДАРСТВЕННЫЕ требования охраны труда (а значит, обязательные к соблюдению всеми работодателями), вошли ТИПОВЫЕ инструкции.

Шах и мат.

Зачем нужны свои, если надо брать типовые. А «ослаблять» их нельзя – требования работодателя могут быть только ЖЕСТЧЕ, чем установленные «извне».

В общем, об этом не раз говорено, и на практике были случаи, когда штрафовали за несоответствие инструкций типовым, «ослабление» их требований, неиспользование типовых в принципе.

Да, радует, что в проверочных листах ГИТ (Приказ Роструда от 10.11.2017 № 655), по которым и проверяют организацию или предпринимателей, нет прямых указаний на применение, использование, соответствие типовым инструкциям. То есть, фактически, ваши инструкции будут рассматривать только при происшествии (НС) или жалобе – детально, вдумчиво, и делать выводы.

Однако, подводный камень остался: типовые инструкции содержат государственные требования…

Да уж.

И при этом – если посмотреть на «Правила по охране труда на автомобильном транспорте» вдруг выяснится, что разрабатывать инструкции по охране труда на предприятии одновременно надо еще и с учетом этих «Правил…» и эксплуатационной документации.

Вот головоломка-то.

***

Типовые инструкции для автомобильного транспорта. Если не полениться и посмотреть их даты их создания – то можно приятно удивиться. Они все написаны в 1993-1996 (реже в 1998) годах. И естественно содержат ряд требований, уже неприменимых, ненужных, избыточных, а то и вредных. Не побоимся этого слова.

Морально устаревшие, но подлежащие применению…

***

Рассмотрим инструкцию для водителя грузового автомобиля ТОИ Р-15-033-97 и еще одну такую же ТОИ Р-218-02-93.

По крайней мере вторая принята Министерством транспорта. Первая – департаментом лесного комплекса Минэкономики…

(актуально для Сахалина с лесовозами и развитыми автомобильными перевозками во всех сферах деятельности)

Статус обеих инструкций действующий – но вот подлежит ли каждая из них применению, тот еще вопрос. Документы опубликованы «кое-как», в Минюсте не зарегистрированы.

Естественно, никто их не оспаривал. По крайней мере, нам об этом неизвестно.

Кому интересно – можете посмотреть отмененный документ Минтруда про перечень актов, соблюдения требований которых проверяют инспектора при проверках https://область-на-островах.рф/2017/02/13/1347/ Были ли там типовые инструкции?

В целом, требования конкретно этих инструкций приемлемые, анахронизмами можно пренебречь – но еще раз! помните! Отменять (удалять) их не стоит…

И, наконец, главный вопрос.

Что делать в такой ситуации. Инструкции ведь нужны.

***

Вариантов немного.

Первое – принять все инструкции (типовые), которые существуют у себя приказом по предприятию. Читай, подстраховаться. Или разработать на основании типовых (читай, перепечатать под свою шапку) «свои» инструкции.

Второе – на свой страх и риск доработать инструкции, «приземлив» их. И требовать строгого соблюдения от работников. надеясь, что не придется «побуквенно» разбирать инструкции и получить при НС степень вины работодателя, связанную с тем, что в инструкции не учтены нюансы. А то еще и штраф за это.

Третье – поступить, как велят «Правила…». Исключительно на основании их и эксплуатационной документации сделать инструкции.

Еще один вариант: сделать полностью «свои» правила. То есть пусть будут и типовые (принятые в вашей организации любым удобным вам способом), и, может, разработанные самостоятельно, но и пусть будут отдельные локальные акты – которые НЕ инструкции.

Работодатель обязан разработать (ст. 212 ТК РФ) в том числе и «правила».

Есть и стандарты у работодателей, и положения, и политики, и процедуры, и карты…

И даже можно локальный документ назвать «Высочайшее Повеление Директора, подлежащее неукоснительному соблюдению».

Но Кодекс обязывает разработать именно правила.

Так и разработайте их!

Создайте именно те правила, которые вам реально нужны.

А типовые, будем откровенны, оставьте для «буквы закона» — есть и есть.

Настоящим действующим документом будет совершенно другой.

***

Еще в 2018 году утверждены Приказом Минтруда России от 06.02.2018 № 59н «Правила по охране труда на автомобильном транспорте». https://область-на-островах.рф/2018/06/27/20/

Априори эти правила имеют более высокую силу, чем типовые инструкции. Имейте это ввиду.

И уже выше мы написали об их требовании, немножко не соотносящемся с наличием типовых инструкций (но даже запрос в Минтруд по этому поводу делать не стоит, на наш взгляд, предполагаем, какой будет ответ; ждем обещанной отмены «тысяч» нормативных актов). Про разработку инструкций на основании именно «Правил…», имеем ввиду.

Так вот.

Именно этот документ мы и предлагаем вам использовать в качестве основополагающего отраслевого на вашем предприятии.

Что интересно – проверочные листы пока не изменены, и проверяют требования «Межотраслевых правил…» № 28, отмененных с выходом рассматриваемых «Правил…»

А все остальные следует считать вспомогательными (по работе с инструментом и приспособлениями, по работе на высоте, при размещении и ремонте технологического оборудования, и т.п.).

Остановимся на важных аспектах организации охраны труда на автотранспортном предприятии.

  • Отдельный список работников и работ, к которым предъявляются дополнительные повышенные требования по охране труда – не забудьте рассмотреть этот вопрос.
  • Работодателем должны быть оборудованы по установленным нормам санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки, оборудованы посты для оказания первой помощи. Интересное «новшество» со словом «должны». То есть юридически может быть и не обязаны. Но тем не менее, выходит, что для предприятий автотранспорта следует предусматривать все перечисленное. О комнаты приема пищи и оказания медпомощи сломано немало копий. Что такое комната отдыха в рабочее время – вообще неясно. Для технологических перерывов? Для слесарей без работы на автокомплексе? Советуем подойти к вопросу внимательно, изучить санитарно-бытовые нормы, понять, что вам нужно и …действительно что-то сделать для работников, особенно тех,  у кого в силу работы есть «разрыв» рабочего времени (еще и неоплачиваемый), но фактически уйти он никуда не может с работы.
  • Должен быть разработан план (схема) движения по территории организации. В ночное время он должен быть освещен.
  • Площадки для хранения транспортных средств должны иметь твердое ровное покрытие и разметку. Вывод – не на земле / грунте должны «отстаиваться» машины…

Является ли избыточным требование к твердому покрытию? По нашему мнению, да. Достаточно соблюсти интервалы между ТС, разметить территорию хоть бы и конусами или сигнальной лентой (лишь бы ветром не сдуло). Да и не понятно, как вяжется с охраной труда это требование… В проверочных листах про покрытие ни слова. То есть возможно не проверят. Но как уже было сказано – и сами листы неповоротливо второй год подряд содержат ссылку на отмененные «Межотраслевые…». Парадоксы и нюансы нашего правоприменения. Что вот опять делать-то при проверках?

  • В помещениях для техобслуживания полы должны быть ровными и прочными. Рабочие места в помещениях с холодным полом должны быть оснащены деревянными переносными настилами (решетками).
  • Во время работы на линии водителю разрешается устранять мелкие неисправности, не требующие разборки механизмов. В остальных случаях для проведения ремонтных работ транспортное средство должно быть отбуксировано в ремонтно-механическую мастерскую. Обратите внимание на это требование. Сколько раз вы видели на дороге, как матерящиеся водители что-то чинят? Вы действительно готовы рисковать и пускать на дорогу последствия ремонта «на коленке»?
  • Перечень работ, на которые выдается наряд-допуск (он не исчерпывающий –помните и не упустите другие работы повышенной опасности, регламентируемые другими документами; а также прямое указание «Правил…», что этот перечень может быть дополнен):
  1. ремонт и обслуживание верхней части транспортных средств (автобусов и грузовых автомобилей);
  2. работы, выполняемые внутри цистерн и резервуаров, в которых хранятся взрывоопасные, легковоспламеняющиеся и токсичные вещества;
  3. электросварочные и газосварочные работы, выполняемые внутри баков, в колодцах, коллекторах, тоннелях, каналах и ямах;
  4. ремонт грузоподъемных машин (кроме колесных и гусеничных самоходных), крановых тележек, подкрановых путей;
  5. ремонт вращающихся механизмов;
  6. теплоизоляционные работы на действующих трубопроводах;
  7. нанесение антикоррозионных покрытий;
  8. ремонтные работы в мазутном хозяйстве;
  9. работы в местах, опасных в отношении загазованности, взрывоопасности, поражения электрическим током и с ограниченным доступом посещения.
  • Обслуживание аккумуляторных батарей и зарядных устройств должно выполняться работниками, имеющими группу по электробезопасности не ниже III. Не забудьте обучить работников.
  • Режим труда и отдыха должен быть оптимальным, и основываться в том числе и на тахографах.
  • ТС должны быть укомплектованы аптечками и огнетушителями по нормам. В самих «Правилах…» почему-то этот пункт ссылается на ПДД, но мы рекомендуем применить в качестве норм СП «Огнетушители», а для аптечки – всем известный приказ по аптечкам (Приказ Минздравсоцразвития от 5 марта 2011 г. № 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам»)
  • Лопата, буксир и цепи противоскольжения (в зимнее время) должны быть обязательны в ТС при его направлении в длительный (более суток) рейс. Уж сколько копий сломано вокруг этих цепей, но…
  • В зимнее время запрещается:
  1. выпускать в рейс транспортные средства, имеющие неисправные устройства для обогрева салона и кабины;
  2. прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструменту без применения средств индивидуальной защиты рук;
  3. подогревать (разогревать) двигатель, другие агрегаты автомобиля, а также оборудование топливной системы открытым пламенем.

Подчеркиваем это не зря. Холодные машины это реальность. И самодельные «обогревы» тоже. Ведь и пожар может быть…

Иные требования правил фактически есть сборник детальных указаний, условий и требований, которые разумно «переписать» в инструкции по охране труда. Приводить их здесь нецелесообразно.

© Область на островах

Извиняемся, что отвлекаем... но это важно!

Если вы хотите получить консультацию, задать вопрос - то напишите нам: oblast@it-sakh.net

Если вам понравилась статья — пришлите ваш e-mail (адрес электронной почты), чтобы получать рассылки от нас.

В них будут интересные статьи, новые и новенькие обзоры , а также (!) — и это впервые — уроки и ВИДЕОУРОКИ для службы охраны труда в виде полезных советов, лайфхаков и тонкостей/хитростей про экономичные траты, оптимизацию процессов и столько еще всего! 

Спасибо!

Попробуйте еще раз, произошла какая-то "ашыпка"

Область на островах will use the information you provide on this form to be in touch with you and to provide updates and marketing.