Развитие угольной отрасли на Сахалине и развитие рыбного хозяйства. 2020 год
ПРО УГОЛЬ
Если учесть, что крупный добывающий игрок в области только один – «ВГК» – а остальные просто мелкие рыбки…
Если учесть, что программа развития отрасли с 2013 года предусматривала рост добычи к 2020 году 5,5 млн. тонн…
Впрочем, по порядку.
В уже упомянутой программе развития не было конкретных цифр и действий. Тем не менее ее срок действия в этом году завершается. Будет ли создана иная программа неизвестно – правовые инфосистемы молчат, ПСО тоже.
Рассмотрим итоги программы самостоятельно, без бравых рапортов и прочего.
- Программа была сырой, это очевидно. Мероприятия, прописанные без SMART – так и остались мероприятиями.
- Добыча велика на Сахалине, если сравнивать с программной. Реально добыто только одним «ВГК» 7,5 млн. тонн. При этом никто не задумывается, сколько из этих тонн не портится «на улице», а доходит до реального потребителя.
Официальная добыча угля (взято с сайта Министерства ЖКХ Сахалинской области) :
По состоянию на 01.12.2019
За 11 месяцев 2019 года угольными предприятиями Сахалинской области добыто 11 млн. 774 тыс. тонн угля, что более чем на 1 млн. 644 тыс. тонн больше соответствующего периода 2018 года.
Отгрузка угля за пределы Сахалинской области за 11 месяцев 2019 года составила 11 млн. 444 тыс. тонн, в том числе на экспорт 11 млн. 317 тыс. тонн, (за соответствующий период 2018 года отгружено 9 млн. 129 тыс. тонн, в том числе на экспорт 8 млн. 947 тыс. тонн.).
Через Углегорский порт отгружено 342,8 тыс. тонн, Шахтерский порт – 8 млн. 398 тыс. тонн, Бошняковский порт-пункт – 949,5 тыс. тонн и Невельский порт 1 млн. 753 тыс. тонн.
Основными пунктами назначения отгружаемого угля за пределы Сахалинской области являются страны АТР: КНР – 5 млн. 067 тыс. тонн, Республика Корея – 4 млн. 352 тыс. тонн, Королевство Таиланд – 515 тыс. тонн, Республика Индия – 458 тыс. тонн, Социалистическая республика Вьетнам – 414 тыс. тонн. Отгрузка за пределы Сахалинской области в пределах РФ составила 126 тыс.тонн.
По состоянию на 01.01.2020
За 12 месяцев 2019 года угольными предприятиями Сахалинской области добыто 12 млн. 944 тыс. тонн угля, что более чем на 2 млн. 164 тыс. тонн больше соответствующего периода 2018 года.
Отгрузка угля за пределы Сахалинской области за 12 месяцев 2019 года составила 11 млн. 909 тыс. тонн, в том числе на экспорт 11 млн. 783 тыс. тонн, (за соответствующий период 2018 года отгружено 10 млн. 264 тыс. тонн, в том числе на экспорт 10 млн. 080 тыс. тонн.).
Через Углегорский порт отгружено 342,8 тыс. тонн, Шахтерский порт – 8 млн. 766 тыс. тонн, Невельский порт 1 млн. 802 тыс. тонн, Бошняковский порт-пункт – 949,5 тыс. тонн.
Основными пунктами назначения отгружаемого угля за пределы Сахалинской области являются страны АТР: КНР – 5 млн. 316 тыс. тонн, Республика Корея – 4 млн. 511 тыс. тонн, Королевство Таиланд – 515 тыс. тонн, Республика Индия – 458 тыс. тонн, Социалистическая республика Вьетнам – 414 тыс. тонн. Отгрузка за пределы Сахалинской области в пределах РФ составила 126 тыс.тонн.
По состоянию на 01.02.2020
За январь 2020 года угольными предприятиями Сахалинской области добыто 824,8 тыс. тонн угля, что более чем на 2 тыс. тонн меньше соответствующего периода 2019 года. Отгрузка угля на экспорт за январь 2020 года составила 143,7 тыс. тонн, за соответствующий период 2019 года отгружено 108,2 тыс. тонн. Страна назначения – КНР
- Вопросы строительства порта в Ильинском и Мгачи судя по всему никем не рассмотрены. За семь лет об этом не было ни малейшего упоминания. И если про Ильинское еще хоть что-то говорили, то…
- Ветка Ильинск-Углегорск так и не построена, и даже не рассмотрена в проекте. Пока что все вывозится в Шахтерск и Невельск автотранспортом.
- Шахтерский порт работает только «в навигацию». Вкладывать в него большие деньги пока не собираются.
- Отсутствие рынка внутреннего сбыта. Проблема так и остается. И это при том, что строящиеся новые котельные все еще не спроектированы на газ, ТЭЦ в Южно-Сахалинске (знаменитый 4 блок) на газе работает редко, а ГРЭС-2 в Ильинском только на угле и работает.
И получается, что вроде итоги достигнуты, а проблемы те же.
Вроде людей работает много (не менее заявленных в программе 4,3 тыс. человек – сюда ведь входят и сервисные организации, транспорт, например, портовые службы) и зарплата, может, в ценах 2012 года хороша… а текучка кадров есть.
Вроде развитие есть, и Углегорск весь завешан логотипами EMCO, а угольной пыли на улицах очень много.
Главное при разработке таких программ (то, чего не хватает разработчикам) это понимание – чего мы хотим достигнуть в итоге.
Программно-индикаторный подход в управлении это хорошо. Но не всегда приемлемо. Ведь риск-ориентированный подход тоже неплох. И рассмотрение развития одной отрасли без связки с другими… похоже на то, как делают ремонт неопытные хозяева. Сначала натяжной потолок, а потом полы вскрывают и стяжку бетонную делают… как-то так в голову сравнение приходит.
Напрашивающийся вывод (который хочется сравнить с официальными выводами, подождем их): программа не сработала, а показатели достигнуты не благодаря ей, а просто так вышло (плюс усилия единственного крупного игрока, который на момент разработки программы на Сахалине еще вообще-то не пришел). По сути программа была прогнозом («пальцем в небо»), а не программой.
Знаете, что такое SMART?
ПРО РЫБУ
Так вот, SMART это аббревиатура, означающая подход к решению задач.
Суть в том, что решаемая задача должна соответствовать следующим требованиям:
S (specific) – конкретность. Никакого тумана. Т.е. «Что нужно достичь»
M (measurable) – измеримость. Т.е. «в чем достижение измеряется»
A (attainable или achieve) – достижимость. Т.е. «наличие ресурсов»
R (relevant) – целесообразность (дословно – уместность). Т.е. «важность задачи не оценивается, ресурсы и цели соизмеримы, решение задачи позволяет достигнуть общей цели»
T (time или time-bounded) – дата достижения (дословно – временное ограничение (для решения задачи)). Т.е. «срок разумный и достаточный».
Для чего мы это все?
Для того, что ни в «угольной» ни в «рыбной» программе (которая была в области утверждена еще в 2013 году, писали про это здесь), этот принцип реализован не был.
Рассмотрим итоги (ведь уже 2020 год, пора их подводить) «рыбной» программы.
- С тех пор никаких других программ и подпрограмм не писалось. По крайней мере тут – ни слова. А это главный орган власти вообще-то… Получается, что либо семь лет никто не отслеживал ход, либо всех все устраивало.
- Изменения правил игры на «федеральном уровне» и популистские (позже отмененные) решения «трех хвостов» в программе учтены не были. Но это к программе не очень-то имеет отношение… скорее, к предусмотрительности разработчиков.
- Закон об аквакультуре не решил вопросов переработки «прибрежных» ВБР.
- Объективно, недоловы по «прибрежным» ВБР по-прежнему остались. Связано это с низкой «валютоемкостью» этих самых ВБР. Мойва, капуста… иные аналогичные ВБР фактически не приносят прибыли.
- Восстановление естественных нерестилищ лососей… Тут без цифр не порассуждаешь, а цифр, однако, нет. Но за семь лет явно выросло (и растет) число рыборазводных заводов, а вот охрана рек, укрепление берегов, «добавление воды в водоемы» как класс отсутствует и у государства, и у бизнеса.
- Развитие и популяризация семейного любительского рыболовства (смотрим пункт 2) как часть развития госуправления в сфере рыболовства (да еще и с таким финансированием), кстати, благодаря трем хвостам, прошло на высоте. Не ирония. Просто при этом браконьерство возросло, и добыча краба нелегальная стала легальной во Взморье (которое уже притча во языцех).
- Строительство судов провалилось. Если десять лет назад верфи утверждали, что им только дай работу… то сейчас неожиданно выяснилось, что задержки, однако, по стройке. Пример 2010-2011 гг. (до программы, не спорим). Судовладельцу за сопоставимые деньги выгодно купить подержанное судно в Норвегии, переделать его под «процессор», чем строить новое в России. Подчеркиваем, деньги сопоставимые. Чего опасаются?.. риторика это. Планируемый рост малотоннажного флота если и был, так не за счет новостроек.
- Цитата: «к 2020 году вылов ВБР составит порядка 776 тыс. тонн». Посчитали все подряд и вывели цифру? Краба, лососей и выброшенную на берег мойву? Не суть. Эта цитата и пункт – возврат к термину SMART
ПРО ИТОГИ
За семь лет по обеим программам цели не достигнуты.
Ведь ключевые цели – добыча, рост зарплат, модернизация производства и НАДЕЖНОСТЬ.
И не надо говорить, что в рыбалке нет надежности. Напомним, скандинавы живут за счет рыбалки… И потом – разве не уход от моновидового сырья есть одна из целей программы?
И не надо говорить, что в угле нет надежности. Заинтересованность есть до сих пор. Нет нормальных расчетов экономической целесообразности. Может, в программы надо сначала забить достижимую цель об экономическом расчете строительства/реконструкции порта в Шахтерске и сроках его окупаемости? Об экономическом расчете господдержки строительства маломерных судов на фоне развития прибрежного рыболовства?
Может, наконец, согласовать принимаемые программы с общей стратегией государства?
Последнее сложно.
Но пытаться ведь надо.
© Область на островах