Платные образовательные услуги – как было и как будет, 2020 год
Проектом Постановления Правительства РФ предполагают (после того, как он перестанет быть проектом) утвердить «Правила оказания платных образовательных услуг», которые вступят в силу предположительно уже с 01 января будущего года.
Рассмотрим аспекты и предложения «Правил…»
Обращаем внимание, что основная цель проекта – создать документ взамен имеющегося, т.к. с 1 января 2021 года будут признаны утратившими силу акты Правительства Российской Федерации, содержащие обязательные требования в сфере высшего образования, соблюдение которых оценивается в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования, в т.ч. и действующие пока аналогичные «Правила…»
Не скроем – в основном проектные «Правила…» повторяют уже имеющиеся и действующие с 2013 года. Цель переработки ясна – избегание «регуляторной гильотины» требует «удалить» имеющиеся барьеры… Но вопрос – почему нельзя было в «Правилах…» учесть реалии – остается. Очевидно, что сначала необходимо внести поправки в закон «Об образовании» – так почему бы с этого и не начать?
1
Как видим сразу – под исполнителем опять понимают только организацию или ИП (формулировка полностью взята из закона «Об образовании»); самозанятые не вправе осуществлять деятельность, несмотря на то, что некоторые виды образовательной деятельности могут не подлежать лицензированию (речь идет о дополнительном образовании) и фактически репетиторы, педагоги по вокалу, фотографии, гитаре просто сейчас находятся ВНЕ закона.
Точнее, ВНЕ правового поля. Их деятельность НИКАК не регулируется.
Хотя речь идет несомненно об образовании.
2
Правила нацелены на регулирование платных услуг образовательных организаций во избежание злоупотреблений с их стороны. Так, например, нельзя оказывать платные услуги взамен деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетов разных уровней. Отказ от предлагаемых платных услуг не должен быть причиной изменения объема и условий уже предоставляемых услуг. Также не допускается увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора (кроме увеличения с учетом инфляции).
Последнее означает, что договор на обучение (платное) за ребенка устанавливает конечную стоимость обучения (на весь период) и пересмотру подлежать не должен – ранее эта норма также существовала.
3
Установлены обязательные (исходя из текста «Правил…» – перечень нельзя уменьшить, хотя не указано, что он является исчерпывающим, т.е. можно и расширить) условия и сведения договора об оказании услуг:
а) полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя – юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя – индивидуального предпринимателя;
б) место нахождения или место жительства исполнителя;
в) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика;
г) место нахождения или место жительства заказчика;
д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;
е) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору);
ж) права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;
з) полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;
и) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);
к) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности);
л) форма обучения;
м) сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения);
н) вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);
о) порядок изменения и расторжения договора;
п) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.
Перечень сведений не изменился.
4
Включаются (как и в действующих «Правилах…») положения, направленные на защиту прав потребителей при оказании услуг. Если в услугах обнаружен недостаток, то заказчик будет вправе потребовать оказать услуги безвозмездно, соразмерно уменьшить стоимость услуг, возместить траты на устранение недостатков своими силами или третьими лицами. Также можно вообще отказаться от договора при обнаружении существенного недостатка.
Мысль интересная и правильная. Однако, не менее интересно правоприменение. Кто и как будет оценивать «недостаток»? Определение недостатка дано в «Правилах…» – это несоответствие требованиям или целям образования. За все эти годы кто-нибудь оспорил качество образования? Хотя бы дополнительных курсов (на самом деле – имеем ввиду обязательное обучение, например, по охране труда и т.п.)? В стране, где стало важно наличие «корочек» (больше, чем реальные знания, ибо штрафуют не за фактическое соблюдение требований и не за фактически отсутствующий уровень знаний, а за отсутствие именно «корочек»), вряд ли кто-то будет стремиться к качественному образованию. Мы нашли в общедоступных данных очень мало судебных дел, связанных именно с образованием и его недостатками: вот (ссылка), вот (ссылка)… Если ознакомитесь, увидите, что оба случая не в пользу истца. И вопрос будет всегда упираться не в субъективное мнение истцов, а в наличие аккредитации, лицензии, заключении специальных органов, уполномоченных давать оценку образованию. Так устроен процесс образования – и в этом нет ничего плохого, неправильного. Просто, к сожалению, доказать реальные нарушения обучающемуся будет сложновато, без должной подготовки и желания.
И это мы говорим о крупных игроках, подведомственных государству и муниципалитетам.
А если взять игроков помельче, различные негосударственные (а порой и некоммерческие) учебные центры, штампующие «корочки» дистанционно (даже там, где нельзя – поймите, нельзя обучать пожарно-техническому минимуму дистанционно, есть требования к программе, в части практики, которое ну никак не выполнить на расстоянии; но на это широко закрывают глаза, в т.ч. при лицензировании), с доставкой до двери клиента… Кому и когда придет в голову оспаривать это… При всем при том, некачественное (читай, неполученное) образование можно считать причиной происшествий (инцидентов, травм, НС).
Образование требует значительных перемен – коронавирус показал, что дистанционное образование надежно, но при соблюдении ряда требований и условий. Но и сам подход должен измениться: в регулировании самозанятых, в регулировании аккредитаций и лицензий (уход от бессрочных лицензий, снижение количества учебных заведений вообще, запрет филиалов в райцентрах – да, да! и в этом тоже беды! Ну откуда, скажите, в Александровске-Сахалинском или Макарове будут толковые преподаватели дисциплин ВУЗа, с базой, подготовкой, умением и желанием, соответствием требованиям… будем честны – ниоткуда; нет там доцентов и старших преподавателей).
5
Расторжение договора по инициативе исполнителя допустимо, если:
а) применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;
б) невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе (части образовательной программы) обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы (части образовательной программы) и выполнению учебного плана;
в) установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию;
г) просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;
д) невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.
© Область на островах