Как создать охрану труда с нуля? Шаг Второй. Права и обязанности службы охраны труда. Система управления охраной труда.

Следует сразу оговориться и договориться. Некоторые шаги придется делать «параллельно», а на некоторых мы «забегаем» вперед.

Система управления охраной труда (далее СУОТ) – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений… (статья 209 ТК РФ).

Браться за нее, если вы не имеете опыта и только-только все настраиваете, лучше как минимум после ознакомления со всеми статьями цикла. Почему? Да все просто. Понимая теорию и что нужно делать, вы эффективней (пусть и в некотором роде «задним числом») создадите СУОТ и запустите в действие ее механизмы.

Мы нисколько не упрекаем вас в малых знаниях. Да, формально вы должны иметь квалификацию, пройти переподготовку и только после этого становиться СОТ. Но без практики и полного системного видения (которое приходит только с опытом) пройти через все нюансы «создания службы ОТ с нуля» затруднительно, и наша задача ПОМОЧЬ вам в этом.

Как уже было сказано – закрепляйте права и обязанности СОТа любым удобным и практичным способом. Какой-то специальной буквы закона тут не существует; имеющиеся рекомендации – суть рекомендации и останутся ими до самой отмены этого документа.

Дельный совет: в ТК РФ имеется целый раздел, посвященный квалификации работника. Там упоминаются и профстандарты, в частности статья 195.3 указывает на обязательность применения профстандартов при их наличии. Для СОТ такой стандарт есть. Ознакомьтесь и используйте в работе!

Разрабатывая СУОТ обязательно пользуйтесь «Типовым положением о СУОТ» и не упускайте ни один из перечисленных там пунктов. Включите в документ все нужные и требуемые законодательно процедуры и регламенты, либо ссылки на отдельные документы (если они есть).

***

Далее – к первому вопросу заголовка. Если вы совсем не понимаете, что именно делает «охрана труда» — почитайте, пожалуйста, Постановление Минтрудасоцразвития от 8 февраля 2000 г. № 14 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации». Это снимет с вас ряд вопросов – почему ТБшники не делают то или это. Или наоборот, понимая, что у вас эти направления идут рядом – может и возложите на «охрану труда» дополнительные обязанности в целях оптимизации бизнес-процессов.

Охрана труда – это вспомогательный бизнес-процесс. Не обслуживающий, конечно, хотя многие видят это именно так, считая ОТ «растратчиками денег» без принесения прибыли. На самом деле работа ОТ, как и юриста, и бухгалтера – направлена на снижение (устранение) рисков получения штрафов. А они уже давно очень и очень значительные. Правильно «поставленная» документация, оптимальные подходы к тратам, контроль за ситуацией и надзор за работами – снизят шанс найти проверяющими нарушения многократно. А проверять могут не только планово (не расслабляйтесь, если ваша организация признана организацией с малой степенью риска и не подлежит плановым проверкам), но и по жалобе, при несчастном случае и т.п.

Если вы желаете возложить на службу ОТ дополнительные обязанности (промышленная безопасность, пожарная безопасность, экологическая безопасность) – это следует в обязательном порядке учесть при расчетах численности. К сожалению, НЕ СУЩЕСТВУЕТ аналогичных нормативных документов по перечисленным направлениям. Рекомендуем руководствоваться сложившейся практикой и учитывать фактический объем работ.

Основные направления деятельности службы охраны труда:

  • Организация работ по обеспечению выполнения требований охраны труда
  • Контроль за обучение по охране труда (в т.ч. инструктажи)
  • Контроль за соблюдением требований, в т.ч. оперативный контроль
  • Профилактическая работа по предупреждению и снижению травматизма, уровня профзаболеваний
  • Работа по улучшению условий труда
  • Специальная оценка условий труда (организация, участие)
  • Методическая помощь (в т.ч. консультации), пропаганда, распространение опыта в сфере охраны труда
  • Содействие другим подразделениям в вопросах охраны труда – согласование инструкций по охране труда, участие в разработке проектных разделов по охране труда, и т.п.

Также служба в обязательном порядке участвует в расследованиях несчастных случаев, определении льгот и компенсаций, составлении перечней профессий для медосмотра, иных связанных с охраной труда видах деятельности.

Практические действия: создайте (запишите) функции СОТа, ознакомьте его с ними; далее, если надо, включите их в соответствующий раздел соответствующего документа.

© «Область на островах»

Полезная статья? Поддержи наш сайт. Самый маленький взнос — всего два рубля; но нам важен любой взнос! Спасибо!

Извиняемся, что отвлекаем... но это важно!

Если вы хотите получить консультацию, задать вопрос - то напишите нам: oblast@it-sakh.net

Если вам понравилась статья — пришлите ваш e-mail (адрес электронной почты), чтобы получать рассылки от нас.

В них будут интересные статьи, новые и новенькие обзоры , а также (!) — и это впервые — уроки и ВИДЕОУРОКИ для службы охраны труда в виде полезных советов, лайфхаков и тонкостей/хитростей про экономичные траты, оптимизацию процессов и столько еще всего! 

Спасибо!

Попробуйте еще раз, произошла какая-то "ашыпка"

Область на островах will use the information you provide on this form to be in touch with you and to provide updates and marketing.