Кризис 1998 года. Сахалин. Часть пятая. Жизнь продолжается – с октября по декабрь…

Пока Правительство РФ готовило антикризисную программу и даже принимало меры по выходу из кризиса до ее подготовки (это не ирония, это реальность – к октябрю программа не была опубликована и озвучена, но меры действительно принимались) – регионы прекращали перечисления налогов и иных выплат в бюджет и приостанавливали вывоз сельхозпродукции за пределы своих регионов.

На Сахалине тоже звучали такие призывы. Однако позиция губернатора и администрации была непоколебимой. «Правовой нигилизм разрушает фундамент общественной и экономической системы» (читай, так делать нельзя; из статьи «Губернских Ведомостей» от 21 октября 1998 г., Иван Павлович Малахов, вице-губернатор).

И еще вот:

«Удельный вес убыточных предприятий достиг 60,9 %. Отсюда, главным образом, низкая платежная дисциплина, рост недоимки …долги по заработной плате».

Для справки: И.П. Малахов – мэр города Невельска, впоследствии вице-губернатор, далее губернатор Сахалинской области. Был «снят» в связи с землетрясением в Невельске (применяем формулировку «в связи», поскольку истинные причины неизвестны, и было ли поведение И.П. Малахова в дни невельского землетрясения 2007 года поводом или все же причиной, или все гораздо глубже – тоже неизвестно).

К последнему кварталу 1998 года «народный губернатор» И.П. Фархутдинов должен был управлять совершенно нищим регионом с убыточными предприятиями на фоне оазисов благополучия крабовых компаний и зарождающейся береговой перерабатывающей промышленности (бум которой пройдет примерно через десять лет; а уже через пять основная глубокая переработка ВБР будет находиться на материке).

Правда, была еще нефть. С 1995 года область получила дополнительных поступлений свыше 600 миллионов рублей и бонусами около 70 миллионов долларов. Первая нефть со скважины (наклонной) была получена в августе (взято из статьи И.П. Малахова, «Губернские ведомости», 21.10.98; очевидно, имеются ввиду все же геолого-разведочные работы, длившиеся до 2001 года https://sahalin1.rosneft.ru/about/Glance/OperationalStructure/Dobicha_i_razrabotka/Dalnij_Vostok/sahalin1/, потому что первая именно «промышленная» нефть по этому проекту была получена только в 2005 году, на Чайво), что давало надежды на развитие острова за счет иностранных инвестиций, предоставления подрядных работ, немалых отчислений во все бюджеты. Что, собственно, и случилось буквально через пару-тройку лет.

Остров продаж

Страна продаж. Так можно охарактеризовать тот период…

Реальный сектор экономики упал, а продажи не очень.

И все благодаря в том числе и рекламе, и заполонившей страну импортной продукции разного качества.

1998 год – год фактического введения ККМ на рынках (в магазинах ввели чуть раньше).

Сейчас на фоне онлайн-касс, терминалов, эквайринга даже людям, жившим тогда, уже не верится: как? вот просто продавали без чека, да? на рынке? и законно это было?

Да.

Было так.

До сентября 1998 года на рынках (любых) можно было не использовать кассы. А рынки, кто помнит – это все, что не магазины. Просто рассчитались и все. Какие там чеки?.. вы помните – еще в 2010 году на месте нынешней «Столицы» рыночек был? Дикий из девяностых… не магазин!:-)

Еще по теме статьи можно почитать:  Про город Макаров – факты, не вошедшие в эфир программы на радио "Комсомольская Правда - Сахалин"

Кстати, в Южно-Сахалинске были зафиксированы даже пикеты против применения ККМ…

К осени 1998 года обращения в налоговую по вопросам применения ККМ выросли. «Процесс пошел» и жаловались уже на очереди на регистрацию ККМ больше, чем на саму систему ее применения.

Правда, в ноябре правительство сделало шаг назад и решило убрать ККМ с рыночных прилавков – но не со всех. При этом в Южно-Сахалинске уже в середине октября продавцы вернулись на микрорынки …но без ККМ («Советский Сахалин» 14.10.1998 г.). На свой страх и риск.

Но все равно – учитывая правовую неопределенность и возможность торговать под открытым небом (вплоть до того, что контейнер указывали как место для хранения, хотя фактически торговали именно в нем) – уклонялись от ККМ, уклонялись…

Промышленность как она есть

Вернемся к промышленности как таковой. Только рыба с крабом были наше все. И немного леса…

Про рыбу. Путина была удачной (хотя в следующем году она будет просто нереальной – последней такой богатой, когда поротая рыба лежала на берегах кучами по колено человеку, и это не аллегория и не шутка). Добыто было примерно 58 000 тонн горбуши, и это только официально, при этом 87 процентов улова переработано на островах.

Браконьерство приобрело массовый размах. Скупали икру, при этом кто-то еще и грабил скупщиков; были «подпольные» цеха в квартирах и частных домах (готовая икра продавалась дороже, чем сырцом), были договоренности с надзором о «зеленых» речках либо участках, на которых «пороли» рыбу… таковы реалии этого мира образца 1998 года. Еще был уротропин и сорбин (сорбиновая кислота) – «химия» для икры, чтобы не портилась; значительно влияла на вкус, но увеличивала продажи, икра становилась привлекательной на вид и действительно долго не портилась. Хотя икра без химии ценилась дороже.

Вот и весь реальный сектор экономики (в т.ч. и теневой).

Одни продажи – это у них был максимальный удельный вес в экономике вообще.

Кстати, держались они за счет живых денег именно пенсионеров. Потому что если отчисления в Пенсионный хоть как-то, но контролировались, то трансферты из центра (денежные перечисления) на прочие выплаты шли «единым целым» без разделения на направления. Таким образом, мэры получали деньги и направляли их на зарплаты, хознужды, долги коммунальщикам …и по остаточному принципу на детские пособия (которые тоже могли быть регулярным доходом, но не стали).

Была договоренность с предприятиями, в которых был оборот продуктов, что они свои налоги заплатят продуктами. А соцзащита свои пособия выдаст этими продуктами…

А еще торговлю «гоняли» за большие розничные надбавки. Да, нельзя было более 20 % «надбавлять» (на практике надбавки были гораздо выше). А проверки проводили налоговики и работники отдела по защите прав потребителей (было и такое).

И тоже было с одной стороны законно (правительство и регионы в рамках смягчения последствий кризиса устанавливали максимальный процент надбавок к оптовой цене), с другой – ограничивало свободу торговли и рыночных отношений, как часть экономических реформ новой России.

Еще по теме статьи можно почитать:  Южно-Сахалинск старый... как оно было - воспоминания жителя

А Лужков (мэр Москвы) так и вообще замахнулся на оптовую торговлю… чтобы и там наценки ограничить.

И все были друг другу должны.

Все поголовно должали в бюджет (про это уже писали) и своим работникам (и про это тоже писали).

Многие были должны энергетикам.

Энергетики должны были транспортникам.

У последних не было денег на топливо, а значит и машин давали меньше на перевозку угля. Зима близко… а выхода не предвидится.

Цены и ценники

Кстати о торговле и услугах.

Уже начали продаваться пейджеры и сотовые телефоны.

Цена Моторолы в октябре – 490 долларов (и это со скидкой 20%). Курс доллара на эти даты – 16 рублей (примерно). То есть сотовый стоил 8000 рублей…

25 декабря доллар в Южно-Сахалинске продавали за 23 рубля, покупали за 19,8 (практически по официальному курсу на эту дату).

Одна известная до сих пор компьютерная компания уже тогда сделала себе сайт (для кого? – вот бы архив сейчас глянуть, как он выглядел).

Начали оказываться услуги по установке алюминиевых и пластиковых окон.

Нельзя сказать, что рынок услуг развивался гигантскими темпами. Не тот регион был Сахалин в то время.

Но основные сегменты, присутствовавшие в стране, были и у нас.

Балконы, двери, компьютеры и оргтехника (включая проектирование и выполнение внутренней «разводки» все сетей), лицензированные учебные центры (в том числе и автошколы), памятники, типографии, автосигнализации, евроремонты, бюро путешествий за границу … все это было. И не казалось неестественным.

Мы вас удивим может – но и на Сахалине были в продаже аудио- и даже видеодомофоны. Вот. Правда, на фоне тотальных открытых подъездов, и кое-где кодовых замков, такое объявление смотрелось странновато. И непонятно на кого направлено. Массовая «домофонизация» в Южно-Сахалинске началась после двухтысячного года (оценочно; наиболее вероятно с 2002 года), а в райцентрах не прошла до сих пор.

Промышленное снабжение и «хозспособ» как средство крутить-вертеть

Как ни крути – если есть автомобили, то им нужны ремонт и запчасти.

Какая никакая имеющаяся промышленность требует масел, обслуживания агрегатов, спецодежды (хотя бы минимум какой-то) для работников и инструменты им же.

Развитие рыбопереработки требует двигателей, труб, стройматериалов.

И все это потихоньку продавалось.

В Южно-Сахалинске.

А значит было доступно и в близлежащих городах…

Гримаса тех лет: в райцентрах искали и берегли металл, приберегали любые болтики-гаечки и гвозди старые выдирали и сохраняли – потому что надо было обслуживать, ремонтировать механизмы, машины и агрегаты тех предприятий, которые еще как-то жили/выживали… и делать это можно было порой только тем самым «хозспособом». То есть «золотыми руками» и «смекалкой» из подручного материала.

А в Южно-Сахалинске продавали и шланги, и насосы попроще, и лакокрасочную продукцию, и сантехнику, и канцелярию, и расходники для оргтехники. И многое другое.

Еще по теме статьи можно почитать:  Пильво. История большого села (И.Самарин)

Даже отечественные автомобили. УАЗы разных модификаций от 57 до 175 тысяч рублей… т.е. от 3500 до почти 11 000 долларов…

Вот интересно, неужели покупали? Ведь за 3500 можно было и японку взять. Например Делику 1987 года выпуска…

Зима близко

Мерз весь Дальний Восток.

Показывали-то до этого только Приморье по телевизору, как оно страдает. А ведь от холодов и веерных отключений страдал весь Дальний Восток.

Осенью 1998 года на Шикотане сгорает местная электростанция. Крабозаводское накануне зимы остается без света и тепла. Привезенные и запущенные генераторы (в т.ч. два от Японии – стыдливо на фоне борьбы за спорные территории называемой «южные соседи») дают 270 киловатт при потребности почти в десять раз больше (2445 киловатт).

По всему острову Сахалин свет подается всего на несколько часов в день. На фоне Камчатки (благодаря депутатам которой кризис полуострова стал заметен даже в мире, и все бросились ее спасать) – ситуация была немногим лучше.

Не на все ТЭЦ и котельные завезен уголь, а долги по зарплате работникам коммунального хозяйства очень велики (кое-где работники не получали зарплату свыше года!). В ноябре в Долинском районе местный госсанэпиднадзор из-за низкой температуры в помещениях закрывает школы и дошкольные учреждения, а педагоги угрожают бессрочной забастовкой (последний раз им платили деньги в начале года). В Чехове школу и детсад по той же причине закрывает сама администрация. По прогнозу в эти дни на острове от нуля до минус пяти, а на юге острова от нуля до плюс пяти градусов Цельсия…

Итоги в области, 1998 год…

Население все меньше покидает острова. Растет рождаемость.

Создан Сахалинский государственный университет.

Введен в эксплуатацию международный сектор аэропорта.

Открыт «Славянский базар», «Ковбой».

Построена Ногликская газотурбинная станция.

Пожар уничтожил поселок Горки, без крова остались 700 человек.

Начат легальный промысел в районе Южных Курил японскими рыбаками.

Возобновлена работа на «Долинской», «Углегорской», «Ударновской», «Южно-Сахалинской» шахтах, открыты (порой как замена ликвидируемых и фактически закрытых и затопленных шахт) разрезы «Бошняковский», «Макаровский», «Невельский», «Мангидайский».

Снижены тарифы на электроэнергию для промышленности.

Поставлена «на точку» платформа «Моликпак» (она же ПА-А, первая нефть проекта «Сахалин-2» будет добыта и отгружена с нее в 1999 году). Разработан (но не принят) пакет документов по СРП, крайне важный для области и страны (основной закон был принят еще в 1995 году, но чтобы он заработал, нужны поправки в связанные с ним законы и Таможенный кодекс – отсутствие которых порождало значительную неопределенность в правовом поле и прямо влияло на продолжение деятельности проектов).

Послесловие

Пусть говорят, что было тяжело переселенцам в конце сороковых.

В девяносто восьмом тоже было тяжело.

Не нужно сравнивать!

Просто почитайте, подумайте.

А быть может и про наше время однажды напишут, что и в наши годы было тяжело… хоть мы этого и не осознаем.

© «Область на островах»