Анива. Улицы длиною в жизнь. О чем рассказывают названия

Анива. Улицы длиною в жизнь. О чем рассказывают названия

Ключевые слова статьи: почему улицы Анивы так названы, история названий улиц

Источник: Улицы длиною в жизнь (из истории анивских улиц): очерк / Анивская ЦБС, ИБО ; сост. Г. Штепа. – Анива, 2013. –  25 с.  Редактор Е. Костенко; сайт Анивской библиотеки: anivalib.ru
От составителя:
Для каждого из нас родина начинается с дорогих мест – с дома, где родился и жил, со школы, где учился и мужал, с улицы, где начинался путь в жизнь. И каковы бы ни были эти улицы – большие или маленькие, центральные и окраинные, утопающие в зелени или без единого деревца – они дороги нам и остаются в памяти навсегда.
У каждой улицы нашего города есть своя история, которую мы должны бережно хранить. Издание «Улицы длиною в жизнь» рассказывает об истории анивских улиц, начиная с 40-х годов прошлого века. В нем приводятся данные о том, когда улица возникла, как и почему была названа, почему изменялись  названия некоторых улиц в дальнейшем. При подготовке издания использованы документы архива Анивского городского округа, воспоминания старожилов и материалы архива районной газеты «Утро Родины», фотоархив из фондов центральной библиотеки.
Автор благодарит заведующую архивом Анивского городского округа Толчанову Елену Владимировну за предоставленные архивные документы, а также старожила Анивы Рязанова Петра Григорьевича за помощь в написании очерка. 

***

Часть Первая. О чем рассказывают названия улиц

Разобраться в сети улиц, найти нужный адрес помогают наименования улиц, переулков. В каждом из таких названий заключено определенное смысловое содержание, отражающее дух эпохи, памятные события, даты.
Все знают известное изречение: «Москва не сразу строилась». Оно характерно для любого города, в том числе и нашего. Современный облик Анивы формировался постепенно, на протяжении длительного времени. На современной карте Анивы можно встретить 33 наименования улиц, каждая из которых – небольшая частица её истории. Почти все современные улицы Анивы сохранились с давнего времени. Конечно, многих зданий, некогда украшавших их, уже нет, но общий рисунок улиц – их ширина и направление остались теми же. Приходится только сожалеть о том, что в городе ничего не сохранилось из японских построек, многие улицы постепенно утратили свой первоначальный облик и специфику, а некоторые навсегда исчезли с карты нашего города. Среди них – улицы Конезаводская, Брянская, Железнодорожная, Садовая, Южная, Парковая, Дачная, Луговая, Брянская, переулок Тихий.
Улица Конезаводская находилась на выезде из Анивы в поселок Таранай чуть в стороне от улицы Таранайской. Названа по месту расположения действовавшего с японских времен конезавода, который разводил битюгов – лошадей тяжеловесной породы.
Почти все названия современных улиц Анивы сохранили советскую тематику. Их можно объединить в несколько групп. Первая, по именам великих писателей – улицы Чехова, Гоголя.
Следующая группа – в честь выдающихся политических деятелей – улицы Ленина, Калинина, Кирова.
Можно выделить группу улиц, отражающих советскую действительность – улицы Комсомольская, Пионерская, Красноармейская, Октябрьская, Первомайская, Краснофлотская, Эстакадная. В честь знаменитого земляка названа улица Пудова (бывшая улица Вокзальная). В честь исследователя Сахалина – улица Невельского. А вот группа улиц, в названиях которых отражены природные условия – улицы Аллейная, Березовая, Заречная, Зеленая, Лесная, Набережная, Правобережная, Солнечная, переулки Речной, Рябиновый. Своеобразие послевоенной обстановки, гордость советских людей великой Победой, одержанной над немецко-фашистскими захватчиками и японскими интервентами тоже сказались на характере новых названий.
Так в Аниве появилась улица Победы, а позднее – улица Дьяконова (бывшая улица Кооперативная). О трудовых делах первых жителей Анивы напоминают улицы Совхозная, Рабочая и Тракторная.
Анивские улицы сегодня – в большинстве своем широкие улицы, украшенные газонами и цветами, с многоэтажными зданиями, благоустроенными дворами, современным освещением. А ведь много лет назад наши улицы выглядели по-другому. Там, где еще несколько десятилетий назад ходили по деревянным тротуарам, сегодня проложен асфальт. Но как говорится – никаким слоем асфальта историю не прикроешь. Улицы нашего города – это главы большой, интересной, содержательной книги, именуемой живой летописью города. Много интересного таят они в себе. Впрочем, все по-порядку.
Существующая планировочная структура города сложилась исторически и определилась его местоположением и природными особенностями. Есть версия, что во времена японской оккупации улицы в Аниве (в то время называвшейся Рутака или Рудака), не имели собственных названий.  В зависимости от расположения их именовали восточной, западной, северной или южной, каждая имела порядковый номер. В послевоенное время Анива, как и другие города, начала строиться по единому генеральному плану: геометрическая сетка пересекающихся под прямыми углами улиц и переулков. К принципиально новому подходу наименования улиц городская администрация отнеслась очень серьезно, учитывая при этом как сложившиеся в городе традиции, так и новые обстоятельства. 
Наверное, главной причиной переименования улиц стало несоответствие названий духу эпохи. Более 60-ти лет назад наши анивские улицы имели другие имена. Например, улицу Ленина анивчане называли Широкой, улицу Калинина – Большой, улицу Победы – Средней, улицу Первомайскую – Красивой, улицу Горького – Старой, улицу Невельского – Молодой, улицу Кирова – Новой, улицу Чехова – Красной, улицу Набережную – Зеленой. Названия простые и негромкие, но зато какие лирические, певучие. Но все-таки факт остается фактом – в 1946 году все городские улицы были переименованы в трехдневный срок. Архивные документы тому подтверждение: «Приказ по городскому управлению района Рудака «Об опубликовании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР об административном устройстве района Рутака от 11 июня 1946 г. №127. На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР об административном территориальном устройстве Южно-Сахалинской области город Рутака переименовать в город Анива; район Рутака в Анивский район с центром в г. Анива. 1. Начальнику Городского Гражданского управления г. Анива а) довести до населения данный пункт Указа Президиума Верховного Совета РСФСР; б) переименовать названия улиц в г. Анива в трехдневный срок».
Через год в городе были переименованы (к сожалению, не известны их первоначальные названия) еще две улицы. Об этом писала газета «Сахалинец» (бывшее название газеты «Утро Родины») от 13 июня 1948 года: «Осенью 1947 года Анивский РК ВЛКСМ от имени комсомольцев города обратился в райисполком с ходатайством о присвоении двум улицам названий «Комсомольская» и «Пионерская». Мы сделаем эти улицы самыми наилучшими в городе – горячо говорили работники РК ВЛКСМ, – сделаем тротуары, озеленим эти улицы, сравняем ухабы, засыплем их гравием. Райисполком удовлетворил ходатайство РК ВЛКСМ. Одна из улиц стала называться «Комсомольской», другая «Пионерской».
Много сил и труда вкладывали анивчане в благоустройство районного центра. В каждом многоэтажном доме, к которым были прикреплены таблички с указанием ответственных лиц, отвечающих за содержание дома и благоустройство его территории, имелись свои жилищные комитеты. Все улицы города в то время были отсыпаны грунтом, а по краям имелись дренажные траншеи для стока воды, накрытые деревянными тротуарами. Не было редкостью инициатива горожан после работы собираться всей округой и мести тротуары. Многие жители Анивы еще помнят эти знаменитые деревянные тротуары, которые являлись главной защитой от грязи и луж на дорогах. Они отличались весьма впечатляющей долговечностью – просуществовали до 80-х годов прошлого столетия. К слову сказать, задачи по благоустройству  Анивы, ремонту дорог, тротуаров были приоритетными в деятельности местных органов власти. Например, в газете «Сахалинец» от 19 апреля 1951 в статье «План благоустройства города» отмечалось следующее: «На очередном заседании горисполкома утвержден план благоустройства Анивы на 1951 год. Планом предусмотрена прокладка нескольких сот погонных метров тротуаров по улицам Ленина и Калинина, ремонт мостовых, устройство новых колодцев, посадка деревьев, разбивка сквера около Дома культуры. Намечено также оборудовать городской парк со спортивной и танцевальной площадками».
Одним из ярких проявлений любви анивчан к родному городу являлись массовые субботники и воскресники по его благоустройству и озеленению. В апреле 1952 года в Аниве прошел воскресник, в котором участвовало 450 рабочих и служащих, 50 автомашин и 9 лошадей. В городе в этот день были проведены большие работы по санитарной очистке дворов и улиц, ремонту дорог и устройству кюветов. Только в сквере около Дома культуры посажено свыше 550 деревьев. 
Архивные документы свидетельствуют о рождении в послевоенное время в Аниве новых улиц. Причиной появления одних улиц являлось их местоположение, других – несоответствие генеральному плану застройки города, в результате чего из одной улицы образовывалось две. Обратимся к некоторым документам. На заседании городского Совета депутатов об утверждении названия улицы, состоявшемся 6 сентября 1951 года, было принято следующее решение: «Утвердить название улицы Транспортной, расположенной параллельно Железнодорожной улице». 
А вот выписка из протокола заседания исполнительного комитета Анивского городского Совета депутатов трудящихся от 16 мая 1957 года:
«СЛУШАЛИ: О разделении ул. Красноармейской на 2 улицы и о нумерации ул. Гоголя, Краснофлотской, Зеленой и Лесной. …
В связи с тем, что ул. Красноармейская не соответствует генеральному плану застройки города, имеет большую кривую линию, а вновь образованные улицы Гоголя, Зеленая, Краснофлотская не пронумерованы, исполком городского Совета депутатов трудящихся РЕШИЛ:
1. …произвести разграничения улицы Красноармейской и образовать из которой 2-ю улицу с наименованием «Лесная»;
2. …до 15 июня 1957 года пронумеровать улицы Гоголя, Краснофлотскую, Зеленую и Лесную». 
Кстати, улицы Зеленая, Лесная и другие, сохранившееся до настоящего времени, входят в район, который анивчане зовут Эстакадой. А почему этот район имеет такое название? С сороковых годов прошлого века здесь действовало лесозаготовительное предприятие, которое для сплавления леса применяло сооружение в виде эстакады и бона, состоящего из перекинутого через реку сплавного троса.
На заседании исполнительного комитета Анивского городского Совета депутатов трудящихся «Об упорядочении нумерации домов и названий улиц в г. Анива», состоявшемся 19 января 1954 года,  депутаты приняли решение – «…В целях наведения порядка с названиями улиц провести следующие мероприятия: а) улицы Заречная и Конезаводская, являющиеся продолжением улицы Калинина, считать одной улицей, именовать в дальнейшем на всем протяжении улицей Калинина; б) учитывая, что улица Брянская служит продолжением улицы Таранайской, считать одной улицей и именовать в дальнейшем «Заречная».
Некоторые вновь созданные улицы указывали на состав населения и род занятий переселенцев, начавших прибывать в Аниву в послевоенные годы. Немного о том, как на карте города появились улицы Тракторная, Совхозная и Строительная.
Год рождения улицы Тракторная – 1954. Об этом свидетельствует выписка из протокола заседания исполнительного комитета Анивского Совета депутатов трудящихся от 19 января 1954 года: «Вновь строящуюся улицу в направлении механических мастерских МТС именовать «Тракторная»…  выделенную улицу под застройку от улицы Тракторной до улицы Калинина на берегу реки Лютога именовать «Садовая».
В 1956 году в Аниве появилась улица Строительная, которая шла параллельно улице Эстакадной.  Решение об этом было вынесено на заседании исполнительного комитета Анивского городского Совета депутатов трудящихся от 15 ноября 1956 года: «…Учитывая пожелания рабочих и служащих строительного управления №2 присвоить название новой улице название «Строительная».
На состоявшемся 19 августа 1960 года заседании исполнительного комитета Анивского Совета депутатов трудящихся был рассмотрен и принят вопрос о присвоении названий улиц в расположении конторы отделения совхоза «Анивский». Учитывая наличие жилых домов и дальнейшее перспективное новое строительство в расположении конторы отделения совхоза «Анивский», депутаты приняли следующее решение: «…Присвоить название улицы, идущей от конторы отделения совхоза «Анивский» по направлению Благовещенское – Березовая и улицы, идущей от Заречной по направлению центральной усадьбы совхоза «Анивский» – Совхозная». В этом же году появилась улица Правобережная.
В те годы большое внимание было уделено индивидуальному жилищному строительству. А значит, рождались новые улицы. В 1958 году в районе новой застройки на правом берегу реки Лютога появились новые улицы – Южная, Парковая, Дачная, Луговая, которые до настоящего времени не сохранились, так же, как и переулок Тихий, некогда пересекавший улицы Калинина и Ленина.
А вот появление в Аниве улицы Гоголя связано с одной любопытной историей, рассказанной бывшим архитектором Анивы Владимир Семенович  Максименко. Эта история была опубликована в газете «Утро Родины» 7 октября 2000 года: «Было это в 1956 году. Я и Д.И. Селезнев, заведующий Анивским горкомхозом, пришли к тогдашнему председателю горисполкома В.Ф. Валенюку. Заходит начальник бюро технической инвентаризации Каркарин, в руках схема города с нанесенной новой улицей. Без названия. Предлагаю, говорит, дать ей имя знаменитого классика. Местность там болотистая, а Николай Васильевич всё про ведьм да про чертей писал, про болотных обитателей, значит… Мы дружно посмеялись, а председатель горисполкома вполне серьезно поставил это предложение на голосование. Народ проголосовал «за».
В 1960 году в городе интенсивно развернулось строительство жилья, которое вело СМУ «Сахалингражданстрой». Постепенно население переселялось в благоустроенные дома. Сносились убогие японские фанзы. Закончились работы по сооружению моста через реку Лютогу. Мост брал свое начало по ул. Кооперативной и связывал левобережную часть города на правом берегу. Немного об этой улице.  Решением исполкома Анивского горсовета 28 ноября 1982 года улица Кооперативная была переименована в улицу имени Дьяконова. 
Этому способствовало решение облисполкома к празднованию 60-летия образования СССР и 60-летней даты освобождения Дальнего Востока от японских интервентов и белогвардейцев. Немного о герое, чьим именем названа одна из улиц нашего города.  Большой и славный путь прошел Анатолий Дьяконов во время Великой Отечественной. Он участвовал в обороне Москвы, сражался на различных фронтах, в Белоруссии. После успешных боев под Великими Луками ему присвоили звание генерал-майора. Завершился боевой путь генерала на Сахалине в борьбе против милитаристской Японии. За умелое руководство боевыми операциями по окружению и разгрому японского укрепрайона на Южном Сахалине А. Дьяконов был награжден одной из самых высоких наград – орденом Суворова I степени.
В 1987 году улица Дьяконова была полностью отремонтирована.
В Аниве есть улица, названная в честь славного земляка, имя которого чтут и помнят анивчане. Это улица Пудова С.Н., которая до 2000 года называлась улицей Вокзальная. Она является главным въездом в город со стороны города Южно-Сахалинска. Свое первоначальное наименование получила из-за близости к железнодорожному вокзалу. Наверное, многие анивчане помнят о том, что в советское время Аниву и Южно-Сахалинск связывала железная дорога, которая, к сожалению, из-за экономических преобразований в 1993 году была ликвидирована.
Но вернемся к улице Пудова. Степан Николаевич Пудов – истинный сахалинец, отдавший полвека становлению экономики и культуры нашего островного края. Он оставил о себе добрую память в Южно-Сахалинске, Аниве, Поронайске, Макарове, Северо-Курильске.
В составе 302 отдельного стрелкового полка 101 стрелковой дивизии Дальневосточного округа в должности заместителя командира батальона участвовал в освобождении Южного Сахалина и Курильских островов от японских захватчиков,  за что был награжден медалью «За победу над Японией».
С 1965 года он возглавлял Исполком Анивского районного Совета народных депутатов и проработал на этой должности 13 лет до выхода на заслуженный отдых. Анивский район в этот период времени имел репутацию одного из самых благополучных на Сахалине, неоднократно выходил победителем во Всесоюзном соревновании. При Степане Николаевиче Анива была отстроена почти заново: благоустроенные жилые массивы, школы, предприятия быта. До 30 процентов сельскохозяйственной продукции, собранной в области, производили анивские земледельцы. Хозяйское отношение к проблемам  района, напористость, умение привлечь внимание к проблемам – позволило добиться отличных результатов в сельском хозяйстве, строительстве и других сферах. Многие проекты и замыслы Степана Николаевича и сейчас претворяются в жизнь. За большие заслуги перед партией и советским государством С. Н. Пудов был награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почета» и восемью медалями. 
Постановлением мэра Анивского района от 25 авг. 2000 г. улица Вокзальная была переименована в улицу Пудова С.Н.
Улица Невельского до 1946 года имела другое название – Молодая. Новое имя она получила в честь русского исследователя Дальнего Востока, адмирала Геннадия Ивановича Невельского. В 1849-1855гг. он руководил экспедициями по исследованию Татарского пролива, в низовьях Амура и на острове Сахалин. Невельской опроверг сложившееся после исследований И. Ф. Крузенштерна неверное мнение о том, что Сахалин – полуостров, установил островной характер Сахалина и показал, что Амур доступен для морских судов. В честь Невельского названы: самая узкая часть Татарского пролива (открытая им), мыс в этом проливе, залив, гора и город на Сахалине. Еще хотелось бы напомнить анивчанам о том, что в этом году Г.И. Невельскому исполняется 200 лет со дня рождения.
© Анивская ЦБС

Еще по теме статьи можно почитать:  Путина-2014, лососевая. Здесь рыбы нет...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *