Как обслуживать огнетушители и что нужно для этого сделать

Требования к обслуживанию и эксплуатации огнетушителей изложены в Своде Правил «Огнетушители. Требования к эксплуатации» (СП 9.13130.2009, утверждены Приказом МЧС № 179 от 25.03.2009 г.). Данный документ не отменил аналогичные нормы пожарной безопасности «НПБ 166-97. Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации» (утв. и введены в действие Приказом ГУГПС МВД РФ от 31.12.1997 N 84, действуют до 01 января 2021 г.). Впрочем, документы практически идентичны в своих положениях.

ВАЖНО. Упомянутый Свод Правил является нормативным документом в области стандартизации добровольного применения. Но это НЕ означает, что его положения не будут применяться инспектором Управления надзорной деятельности ГУ МЧС при проверке вашего предприятия. Более того, Свод включен в перечень документов, добровольное соблюдение требований которых обеспечивает соблюдение требований техрегламента по пожарной безопасности (т.е. Свод включен в т.н. «доказательную» базу, а значит, из добровольного фактически перешел в разряд «обязательных»).

Сколько нужно огнетушителей?

Ответ на этот вопрос нужно искать в проектной документации к вашему объекту  либо произвести расчет самостоятельно в соответствии с пп. 465, 468 и 474 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, Приложениями №№ 1 и 2 к ним.

Вариант использования проектных данных удобней. Уточнять их нужно только, если были в процессе эксплуатации внесены некоторые изменения, требующие пересмотра текущего оснащения первичными средствами пожаротушения (что на практике бывает очень часто).

Помещения категории Д площадью до 100 кв.м. допускается НЕ оснащать огнетушителями вообще.

Категория Д присваивается помещениям с пониженной пожароопасностью. К ним относятся такие помещения, в которых обращаются только негорючие вещества и материалы в холодном состоянии. Также к категории Д относят ВСЕ помещения, не вошедшие в другие группы.

Отметим, что категория помещению, как правило, также должна быть присвоена при проектировании, либо экспертной организацией при проведении декларирования пожарной безопасности либо расчете пожарных рисков.

На практике же категория Д присваивается офисным помещениям, иным помещениям, в которых отсутствуют (не используются, не перерабатываются, и т.п.) горючие вещества и материалы. Однако, будьте аккуратны с самостоятельным присвоением категорий. Все должно быть подтверждено документально!

Еще по теме статьи можно почитать:  Можно ли анонимно пожаловаться на работодателя?

Для уточнения вопросов касательно категорирования рекомендуем обратиться к устанавливающим нормативным документам:

  1. Технический регламент по пожарной безопасности Российской Федерации (федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 г.)
  2. Свод Правил «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» (утв. Приказом МЧС № 182 от 25.03.2009 г.)

***

Отдельно отметим, что количество огнетушителей для использования на автотранспортных средствах выбирается из Приложения В к Своду Правил (рекомендуемое – но других нормативных требований к количеству первичных средств на транспорте нет). Это же Приложение указывает и периодичность обслуживания огнетушителей на транспорте, которая несколько отличается от периодичности для аналогичных огнетушителей в производственных, жилых и административных помещениях.

***

Основные требования к размещению огнетушителей:

  • Легкий доступ. Бывает, что в помещениях, где работают одни женщины, устанавливают достаточно тяжелый (10 кг.) огнетушитель, еще и на значительной высоте. Разумней всего установить огнетушитель в специальном ящике либо на кронштейне, но на небольшую высоту. Вообще: верх огнетушителя не должен быть выше полутора метров для огнетушителей менее 15 кг, выше метра для остальных.
  • Огнетушитель не должен препятствовать эвакуации
  • В помещениях, в которых очень много оборудования и увидеть огнетушитель сразу будет сложно, необходимо устанавливать указатели их местоположения. Не путать указатели со знаками «Огнетушитель», размещаемыми непосредственно у места его расположения.

***

Основные требования к эксплуатации:

  • Запрещается использовать огнетушители не по назначению. Иными словами, даже подпирать ими двери не нужно.
  • Огнетушитель должен находиться исключительно на штатном (установленном) месте.
  • Использовать штатный огнетушитель в качестве огнетушителя для проведения огневых (сварочные, газорезательные, искрообразующие) работ запрещается. Для этой цели должен быть отдельный переносной огнетушитель с соответствующей надписью.
  • Перед вводом в эксплуатацию проводят первичный осмотр: поиск повреждений (сколы, вмятины, царапины), проверка комплектации, состояние предохранительного устройства, масса огнетушителя (проверяется взвешиванием), состояние гибкого шланга или раструба, состояние ходовой части (для передвижных огнетушителей). Результаты заносят в журнал учета огнетушителей.
  • Ежеквартальная проверка. Проводится в том же объеме, плюс осмотр места установки огнетушителя и подходов к нему. Результаты заносятся в журнал учета огнетушителей. Также на огнетушитель прикрепляется бирка (этикетка) – на практике, произвольной формы – с информацией о проведенной ежеквартальной проверке.
  • Ежегодная проверка. Проводится в объеме ежеквартальной, плюс производится частичное или полное вскрытие огнетушителей, оценивается состояние порошка. На практике, небольшая часть огнетушителей отдается в специализированную организацию, и по результатам осмотра принимается решение о необходимости перезарядки, осмотра оставшихся огнетушителей.
Еще по теме статьи можно почитать:  Нужно ли расследовать и учитывать микротравмы

ВАЖНО! Проводить ремонт и зарядку огнетушителей может только лицензированная организация.

  • Один раз в пять лет корпус должен быть осмотрен внутри, а также должен испытываться на прочность и герметичность.
  • Перезарядка огнетушителей производится не реже одного раза в пять лет (порошковые, углекислотные). На практике перезарядка производится несколько чаще – исходя из состояния порошка (определяется при ежегодном выборочном вскрытии, т.е. по рекомендации специалистов) либо при падении давления до минимально допустимого предела.

Дополнительные требования:

  • При выводе огнетушителей на перезарядку (ремонт, испытание) их необходимо заменить аналогичными резервными. Разумно вообще создать т.н. «обменный» фонд, хранимый отдельно от запаса вообще и регулярно проверяемый также, как и «штатный» фонд.

Документы, которые необходимо иметь в наличии:

  1. Паспорт огнетушителя. На практике в наличии паспорт от завода изготовителя, занести в который какую-либо информацию невозможно. Бывает, что один паспорт прилагается сразу к партии огнетушителей. Из практики, паспорт должен быть в наличии, но записи об эксплуатации и перезарядке необходимо вести в других документах.
  2. Журнал учета огнетушителей. Вести лучше в свободной форме, т.к. форма, предлагаемая «Сводом правил…» громоздкая и трудоемкая по заполнению.
  3. Журнал проведения испытаний и перезарядки огнетушителей. На практике, бывает не ведется. Не совсем понятно, у кого должен храниться журнал, который, исходя из граф, должен заполняться совместно владельцем и заряжающей организаций. Практически никогда такой журнал не заполняется, и уж тем более не хранится, у организации, обслуживающей огнетушители.

Ключевые слова статьи: огнетушители, как обслуживать, когда перезаряжать огнетушители, как рассчитать число огнетушителей, какой тип принять из огнетушителей

© Область на островах

Добавить комментарий

Извиняемся, что отвлекаем... но это важно!

Если вы хотите получить консультацию, задать вопрос - то напишите нам: oblast@it-sakh.net

Если вам понравилась статья — пришлите ваш e-mail (адрес электронной почты), чтобы получать рассылки от нас.

В них будут интересные статьи, новые и новенькие обзоры , а также (!) — и это впервые — уроки в виде полезных советов, лайфхаков и тонкостей/хитростей про экономичные траты, оптимизацию процессов и столько еще всего! 

Спасибо!

Попробуйте еще раз, произошла какая-то "ашыпка"

Область на островах will use the information you provide on this form to be in touch with you and to provide updates and marketing.