Порочность от образования. От ЕГЭ к устным зачетам и обратно

Порочность от образования. От ЕГЭ к устным зачетам и обратно

Автору не довелось сдавать ЕГЭ. Ни разу. Даже пробно не появилось такое желание – в виде теста в интернете, тренировочного. Чтоб понять, что это.

Но автору не раз и не два, и не три, и не восемнадцать раз приходилось сдавать тесты (бумажные и компьютерные) по «американскому» принципу. Т.е. обводить кружком нужный ответ, или ставить галочку.

Посему сия статья есть сугубо частное мнение, основанное на наблюдениях, рассказах репетиторов и педагогов, отзывах выпускников – самое главное, основанное на столкновениях с результатами «новых образований» в повседневной деятельности.

И это не исследование.

Не структурированный материал.

Так…

…размышлизмы.

1

Немного теории.

Не секрет, что все меняется, и меняются педагогические подходы и формы обучения. После развала СССР в нашей стране традиционно все делается с опозданием (по отношению к мировому опыту) и без применения собственного опыта (на ошибках), без приземления к нашим реалиям.

Девяностые дали доступное высшее образование, поголовное взяточничество преподавателей, особую систему платных консультаций, систему лицеев при ВУЗах (платных, естественно) и породили первые волны преподавателей «от сохи».

Многие направления будучи невостребованными в новых экономиках регионов потихоньку отмирали.

Далее пришли нулевые и десятые – новые поколения детей, часто единственных в семье, в совершенно новых реалиях. От интернета в каждом утюге до психологических особенностей восприятия ими информации (ибо советской лекционной школы уже не было давно).

И тут появились формы новых обучений.

Прежде всего, лекции (традиционные) с последующим самообразованием были признаны как самый неэффективный метод обучения.

Обучение должно идти в игре, или иным интерактивным способом. Чем в этот способ не вписывается семинар в полном его понимании – неясно.

Обучение с помощью ПК, дистанционных технологий – захватили все поголовно.

И главное – введение ЕГЭ.

Как уход от устных экзаменов.

Во спасение стеснительных детей, которые похожи на собак – все понимая, ничего не могут рассказать.

Это ж так просто. Тестирование на безликом компьютере…

2

Примерно пятнадцать лет в России активно развиваются онлайн-технологии в сфере образования. И крупные корпорации, и ученики частных школ, и просто люди – тем или иным способом занимаются самообразованием не с помощью книжек.

Еще по теме статьи можно почитать:  Почему не стоит ходить на митинги на Сахалине

Самое простое – видеоуроки. Вещь классная. Понятная. Если хорошо объясняют, то и действенная.

Вебинары – из той же серии.

Скайп – вообще здорово.

И есть нюанс. Все это не подходит для ряда фундаментальных наук, знание которых необходимо для развития промышленности.

Никто не объяснит заочно физику и высшую математику. Или сопромат. Решить можно (заочники так и делали), понять нельзя. Без преподавателя рядом. Без его подхода. Лекций. Семинаров. Практик. Без знаний, полученных в средней школе тем же путем.

Нет-нет, мы не ушли от темы школы и ЕГЭ.

Мы показали, что дистанционное образование возможно. Но с фундаментальным образованием средней школы. С пониманием процессов физики и химии. А не зазубриванием. Только имея такое образование можно учиться с применением дистанционных технологий. С применением – а не стопроцентным использованием. Смекаете?

ЕГЭ породили массовое репетиторство. Преподаватели, имея доступ к вопросам, теме ЕГЭ и пониманию, что это – стали массово готовить к ЕГЭ.

Так и получилось. Вместо знаний в голову вкладывались готовые ответы.

3

Дисциплина.

Современная молодежь не такая дисциплинированная, как в девяностые и восьмидесятые. Это не хорошо и не плохо. Это факт.

И здесь нужны условия для мотивации.

Чтобы человек сам захотел учиться.

Чтобы было интересно, понятно, здорово и на практике можно применить.

Педагоги по призванию без специального образования, порой опыта – они есть. Они учат фотографии, музыке, языкам и т.п., они являются наставниками на работе (в силу опыта), они воспитывают детей… Но они не пойдут в школу.

Там где массовая лень, галочки и подход не к детям, а к родителям. Угодить им, подвести к высоким баллам ЕГЭ.

Люди с невеликими зарплатами стоят перед выбором. Репетиторствовать или подрабатывать в частной школе. Или же героически учить всех, бесплатно, с неизвестным результатом (ввиду отсутствия всеобщей заинтересованности).

А тут еще уклон в сторону среднего профессионального образования пошел. Значит, и ЕГЭ уже не так важно будет. Всех середнячков – в ПТУ.

В общем, даже при желании быть педагогом и учить и воспитывать новых Кулибиных – некому и незачем.

Еще по теме статьи можно почитать:  Про несменяемость власти (принцип несменяемости) или Правление Путина и годы его правления как показатель ответственности

Молодежь, брошенная на самообразование, не занялась самообразованием.

Она не смогла.

Особенно это выявилось при пандемии.

Нынешняя молодежь ждет готовые ответы.

Это ли не последствие ЕГЭ?..

4

Никто не знает, как лучше.

Мы перенимаем мировой опыт, анализируем собственный.

И что мы видим?

В массе своей педагогика – это соответствие ФГОСам (непонятное порой самим их создателям), бумажка вместо подхода к детям, отсутствие навыков «новых» течений (фасилитация, общение с детьми, обмен опытом – массовый, с другими педагогами).

Нехватка новых преподавателей – особенно в селах. Замещение ряда дисциплин одним человеком. Не готовым в силу знаний их читать. А что, разве можно читать географию математику? Ну можно, конечно. Но что из этого выйдет?

А меж тем все еще именно русские умы ценны в мире. И не потому, что от безысходности изобретательством легко занимаются. А благодаря школе образования.

Видимо, еще не все утрачено.

5

Что можно было бы сделать?

ЕГЭ отменять. Слово «жертвы ЕГЭ» это уже и не смешно. Готовые ответы без развитого аналитического аппарата в голове – суть роботизация. А значит, меньше ошибок в стандартных ситуациях и полная непредсказуемость в нештатных.

Нужны устные зачеты.

Задания на аналитику.

С малых лет.

Чтобы следующее поколение – рожденные сейчас – переломило ситуацию и смогло само искать ответы, благодаря подсказкам.

И полученным ранее знаниям.

© «Область на островах»