Порочность от образования. От ЕГЭ к устным зачетам и обратно
Автору не довелось сдавать ЕГЭ. Ни разу. Даже пробно не появилось такое желание – в виде теста в интернете, тренировочного. Чтоб понять, что это.
Но автору не раз и не два, и не три, и не восемнадцать раз приходилось сдавать тесты (бумажные и компьютерные) по «американскому» принципу. Т.е. обводить кружком нужный ответ, или ставить галочку.
Посему сия статья есть сугубо частное мнение, основанное на наблюдениях, рассказах репетиторов и педагогов, отзывах выпускников – самое главное, основанное на столкновениях с результатами «новых образований» в повседневной деятельности.
И это не исследование.
Не структурированный материал.
Так…
…размышлизмы.
1
Немного теории.
Не секрет, что все меняется, и меняются педагогические подходы и формы обучения. После развала СССР в нашей стране традиционно все делается с опозданием (по отношению к мировому опыту) и без применения собственного опыта (на ошибках), без приземления к нашим реалиям.
Девяностые дали доступное высшее образование, поголовное взяточничество преподавателей, особую систему платных консультаций, систему лицеев при ВУЗах (платных, естественно) и породили первые волны преподавателей «от сохи».
Многие направления будучи невостребованными в новых экономиках регионов потихоньку отмирали.
Далее пришли нулевые и десятые – новые поколения детей, часто единственных в семье, в совершенно новых реалиях. От интернета в каждом утюге до психологических особенностей восприятия ими информации (ибо советской лекционной школы уже не было давно).
И тут появились формы новых обучений.
Прежде всего, лекции (традиционные) с последующим самообразованием были признаны как самый неэффективный метод обучения.
Обучение должно идти в игре, или иным интерактивным способом. Чем в этот способ не вписывается семинар в полном его понимании – неясно.
Обучение с помощью ПК, дистанционных технологий – захватили все поголовно.
И главное – введение ЕГЭ.
Как уход от устных экзаменов.
Во спасение стеснительных детей, которые похожи на собак – все понимая, ничего не могут рассказать.
Это ж так просто. Тестирование на безликом компьютере…
2
Примерно пятнадцать лет в России активно развиваются онлайн-технологии в сфере образования. И крупные корпорации, и ученики частных школ, и просто люди – тем или иным способом занимаются самообразованием не с помощью книжек.
Самое простое – видеоуроки. Вещь классная. Понятная. Если хорошо объясняют, то и действенная.
Вебинары – из той же серии.
Скайп – вообще здорово.
И есть нюанс. Все это не подходит для ряда фундаментальных наук, знание которых необходимо для развития промышленности.
Никто не объяснит заочно физику и высшую математику. Или сопромат. Решить можно (заочники так и делали), понять нельзя. Без преподавателя рядом. Без его подхода. Лекций. Семинаров. Практик. Без знаний, полученных в средней школе тем же путем.
Нет-нет, мы не ушли от темы школы и ЕГЭ.
Мы показали, что дистанционное образование возможно. Но с фундаментальным образованием средней школы. С пониманием процессов физики и химии. А не зазубриванием. Только имея такое образование можно учиться с применением дистанционных технологий. С применением – а не стопроцентным использованием. Смекаете?
ЕГЭ породили массовое репетиторство. Преподаватели, имея доступ к вопросам, теме ЕГЭ и пониманию, что это – стали массово готовить к ЕГЭ.
Так и получилось. Вместо знаний в голову вкладывались готовые ответы.
3
Дисциплина.
Современная молодежь не такая дисциплинированная, как в девяностые и восьмидесятые. Это не хорошо и не плохо. Это факт.
И здесь нужны условия для мотивации.
Чтобы человек сам захотел учиться.
Чтобы было интересно, понятно, здорово и на практике можно применить.
Педагоги по призванию без специального образования, порой опыта – они есть. Они учат фотографии, музыке, языкам и т.п., они являются наставниками на работе (в силу опыта), они воспитывают детей… Но они не пойдут в школу.
Там где массовая лень, галочки и подход не к детям, а к родителям. Угодить им, подвести к высоким баллам ЕГЭ.
Люди с невеликими зарплатами стоят перед выбором. Репетиторствовать или подрабатывать в частной школе. Или же героически учить всех, бесплатно, с неизвестным результатом (ввиду отсутствия всеобщей заинтересованности).
А тут еще уклон в сторону среднего профессионального образования пошел. Значит, и ЕГЭ уже не так важно будет. Всех середнячков – в ПТУ.
В общем, даже при желании быть педагогом и учить и воспитывать новых Кулибиных – некому и незачем.
Молодежь, брошенная на самообразование, не занялась самообразованием.
Она не смогла.
Особенно это выявилось при пандемии.
Нынешняя молодежь ждет готовые ответы.
Это ли не последствие ЕГЭ?..
4
Никто не знает, как лучше.
Мы перенимаем мировой опыт, анализируем собственный.
И что мы видим?
В массе своей педагогика – это соответствие ФГОСам (непонятное порой самим их создателям), бумажка вместо подхода к детям, отсутствие навыков «новых» течений (фасилитация, общение с детьми, обмен опытом – массовый, с другими педагогами).
Нехватка новых преподавателей – особенно в селах. Замещение ряда дисциплин одним человеком. Не готовым в силу знаний их читать. А что, разве можно читать географию математику? Ну можно, конечно. Но что из этого выйдет?
А меж тем все еще именно русские умы ценны в мире. И не потому, что от безысходности изобретательством легко занимаются. А благодаря школе образования.
Видимо, еще не все утрачено.
5
Что можно было бы сделать?
ЕГЭ отменять. Слово «жертвы ЕГЭ» это уже и не смешно. Готовые ответы без развитого аналитического аппарата в голове – суть роботизация. А значит, меньше ошибок в стандартных ситуациях и полная непредсказуемость в нештатных.
Нужны устные зачеты.
Задания на аналитику.
С малых лет.
Чтобы следующее поколение – рожденные сейчас – переломило ситуацию и смогло само искать ответы, благодаря подсказкам.
И полученным ранее знаниям.
© «Область на островах»