Порочность от образования. От ЕГЭ к устным зачетам и обратно

Порочность от образования. От ЕГЭ к устным зачетам и обратно

Автору не довелось сдавать ЕГЭ. Ни разу. Даже пробно не появилось такое желание – в виде теста в интернете, тренировочного. Чтоб понять, что это.

Но автору не раз и не два, и не три, и не восемнадцать раз приходилось сдавать тесты (бумажные и компьютерные) по «американскому» принципу. Т.е. обводить кружком нужный ответ, или ставить галочку.

Посему сия статья есть сугубо частное мнение, основанное на наблюдениях, рассказах репетиторов и педагогов, отзывах выпускников – самое главное, основанное на столкновениях с результатами «новых образований» в повседневной деятельности.

И это не исследование.

Не структурированный материал.

Так…

…размышлизмы.

1

Немного теории.

Не секрет, что все меняется, и меняются педагогические подходы и формы обучения. После развала СССР в нашей стране традиционно все делается с опозданием (по отношению к мировому опыту) и без применения собственного опыта (на ошибках), без приземления к нашим реалиям.

Девяностые дали доступное высшее образование, поголовное взяточничество преподавателей, особую систему платных консультаций, систему лицеев при ВУЗах (платных, естественно) и породили первые волны преподавателей «от сохи».

Многие направления будучи невостребованными в новых экономиках регионов потихоньку отмирали.

Далее пришли нулевые и десятые – новые поколения детей, часто единственных в семье, в совершенно новых реалиях. От интернета в каждом утюге до психологических особенностей восприятия ими информации (ибо советской лекционной школы уже не было давно).

И тут появились формы новых обучений.

Прежде всего, лекции (традиционные) с последующим самообразованием были признаны как самый неэффективный метод обучения.

Обучение должно идти в игре, или иным интерактивным способом. Чем в этот способ не вписывается семинар в полном его понимании – неясно.

Обучение с помощью ПК, дистанционных технологий – захватили все поголовно.

И главное – введение ЕГЭ.

Как уход от устных экзаменов.

Во спасение стеснительных детей, которые похожи на собак – все понимая, ничего не могут рассказать.

Это ж так просто. Тестирование на безликом компьютере…

2

Примерно пятнадцать лет в России активно развиваются онлайн-технологии в сфере образования. И крупные корпорации, и ученики частных школ, и просто люди – тем или иным способом занимаются самообразованием не с помощью книжек.

Еще по теме статьи можно почитать:  Станция Оловянная, Забайкальский край (ранее Читинская область). Просто фото

Самое простое – видеоуроки. Вещь классная. Понятная. Если хорошо объясняют, то и действенная.

Вебинары – из той же серии.

Скайп – вообще здорово.

И есть нюанс. Все это не подходит для ряда фундаментальных наук, знание которых необходимо для развития промышленности.

Никто не объяснит заочно физику и высшую математику. Или сопромат. Решить можно (заочники так и делали), понять нельзя. Без преподавателя рядом. Без его подхода. Лекций. Семинаров. Практик. Без знаний, полученных в средней школе тем же путем.

Нет-нет, мы не ушли от темы школы и ЕГЭ.

Мы показали, что дистанционное образование возможно. Но с фундаментальным образованием средней школы. С пониманием процессов физики и химии. А не зазубриванием. Только имея такое образование можно учиться с применением дистанционных технологий. С применением – а не стопроцентным использованием. Смекаете?

ЕГЭ породили массовое репетиторство. Преподаватели, имея доступ к вопросам, теме ЕГЭ и пониманию, что это – стали массово готовить к ЕГЭ.

Так и получилось. Вместо знаний в голову вкладывались готовые ответы.

3

Дисциплина.

Современная молодежь не такая дисциплинированная, как в девяностые и восьмидесятые. Это не хорошо и не плохо. Это факт.

И здесь нужны условия для мотивации.

Чтобы человек сам захотел учиться.

Чтобы было интересно, понятно, здорово и на практике можно применить.

Педагоги по призванию без специального образования, порой опыта – они есть. Они учат фотографии, музыке, языкам и т.п., они являются наставниками на работе (в силу опыта), они воспитывают детей… Но они не пойдут в школу.

Там где массовая лень, галочки и подход не к детям, а к родителям. Угодить им, подвести к высоким баллам ЕГЭ.

Люди с невеликими зарплатами стоят перед выбором. Репетиторствовать или подрабатывать в частной школе. Или же героически учить всех, бесплатно, с неизвестным результатом (ввиду отсутствия всеобщей заинтересованности).

А тут еще уклон в сторону среднего профессионального образования пошел. Значит, и ЕГЭ уже не так важно будет. Всех середнячков – в ПТУ.

В общем, даже при желании быть педагогом и учить и воспитывать новых Кулибиных – некому и незачем.

Еще по теме статьи можно почитать:  О борьбе с властью - кто в России борется с властью, кто эта оппозиция

Молодежь, брошенная на самообразование, не занялась самообразованием.

Она не смогла.

Особенно это выявилось при пандемии.

Нынешняя молодежь ждет готовые ответы.

Это ли не последствие ЕГЭ?..

4

Никто не знает, как лучше.

Мы перенимаем мировой опыт, анализируем собственный.

И что мы видим?

В массе своей педагогика – это соответствие ФГОСам (непонятное порой самим их создателям), бумажка вместо подхода к детям, отсутствие навыков «новых» течений (фасилитация, общение с детьми, обмен опытом – массовый, с другими педагогами).

Нехватка новых преподавателей – особенно в селах. Замещение ряда дисциплин одним человеком. Не готовым в силу знаний их читать. А что, разве можно читать географию математику? Ну можно, конечно. Но что из этого выйдет?

А меж тем все еще именно русские умы ценны в мире. И не потому, что от безысходности изобретательством легко занимаются. А благодаря школе образования.

Видимо, еще не все утрачено.

5

Что можно было бы сделать?

ЕГЭ отменять. Слово «жертвы ЕГЭ» это уже и не смешно. Готовые ответы без развитого аналитического аппарата в голове – суть роботизация. А значит, меньше ошибок в стандартных ситуациях и полная непредсказуемость в нештатных.

Нужны устные зачеты.

Задания на аналитику.

С малых лет.

Чтобы следующее поколение – рожденные сейчас – переломило ситуацию и смогло само искать ответы, благодаря подсказкам.

И полученным ранее знаниям.

© «Область на островах»