«Двигатель не пускать! Работают люди» – правила по охране труда (автомобильный транспорт)

Минтрудом предложен к обсуждению проект «Правил по охране труда на автомобильном транспорте». Напомним, действующие правила были приняты чуть более двух лет назад, вступили в силу почти ровно два года назад (27.09.2018 г.).
Новые правила обязывают работодателя осуществлять эксплуатацию, техобслуживание, ремонт и проверку состояния в соответствии с применимыми требованиями, обязывают работодателя обучать работников по охране труда (с последующей проверкой знаний) и контролировать соблюдение работниками требований инструкций по охране труда.
Вредные и опасные производственные факторы включают в себя воздействие:
1) движущихся машин и механизмов, подвижных частей технологического оборудования, инструмента, перемещаемых изделий, заготовок, материалов;
2) падающих предметов (элементов технологического оборудования, инструмента);
3) острых кромок, заусенцев и шероховатостей на поверхности технологического оборудования, инструмента;
4) повышенной запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны;
5) повышенной или пониженной температуры поверхностей технологического оборудования, материалов;
6) повышенной или пониженной температуры воздуха рабочей зоны;
7) повышенного уровня шума на рабочем месте;
8) повышенного уровня вибрации;
9) повышенной или пониженной влажности воздуха;
10) повышенной или пониженной подвижности воздуха;
11) отсутствия или недостаточного естественного освещения;
12) недостаточной освещенности рабочей зоны;
13) физических перегрузок;
14) нервно-психических перегрузок.
Как видим, в очередной раз фактические факторы не «совпадают» с применяемыми законодательно при специальной оценке условий труда. Эта неопределенность снова и снова рождает разногласия при проведении СОУТ, при составлении инструкций по охране труда, путает работников (вводит их в заблуждение).
Кстати, теперь работодатель будет вправе применять приборы, устройства и оборудование, которые обеспечат дистанционную фиксацию производства работ (аудио, видео или иную). Логика введения такой нормы не ясна, прямых запретов в действующем законодательстве нет, как и ограничений.
Некоторые иные требования:
Территория предприятия в ночное время должна освещаться
Для движения транспорта применяется схематический план (вывешивается у ворот, освещается в ночное время)
Запрещено проходить на территорию через ворота.
Работы повышенной опасности производятся по наряду-допуску (рекомендуемый образец прилагается)
Перечень работ (может быть дополнен работодателем):
1) ремонт и обслуживание верхней части транспортных средств (автобусов и грузовых автомобилей);
2) работы, выполняемые внутри цистерн и резервуаров, в которых хранятся взрывоопасные, легковоспламеняющиеся и токсичные вещества;
3) электросварочные и газосварочные работы, выполняемые внутри баков, в колодцах, коллекторах, тоннелях, каналах и ямах;
4) ремонт грузоподъемных машин (кроме колесных и гусеничных самоходных), крановых тележек, подкрановых путей;
5) ремонт вращающихся механизмов;
6) теплоизоляционные работы на действующих трубопроводах;
7) нанесение антикоррозионных покрытий;
8) ремонтные работы в мазутном хозяйстве;
9) работы в местах, опасных в отношении загазованности, взрывоопасности, поражения электрическим током и с ограниченным доступом посещения.
Работодатель обязан соблюдать режимы труда и отдыха – в т.ч. на основании использования тахографов.
Обращаем внимание на обязанность провести инструктаж перед выездом об условиях работы на линии, особенностях перевозимого груза. Этот инструктаж назван инструктажем по охране труда.
В правилах также приведен раздел, содержащий требования по охране труда для работы с транспортом на газе, работы в зимнее время, при передвижении по ледовым дорогам и переправам, требования к контейнерным перевозкам, ряд других специфичных пунктов.
Снова вопрос – почему нельзя было дополнить уже действующие правила, а следует издавать новые?
В новых правилах (в отличие от документов, принятых в период 2014-2016 гг.) не приводятся ссылки на установленные порядки – например, обучение по охране труда, проведение погрузочно-разгрузочных работ и т.п. Также не приводятся требования касательно организации БДД в соответствии с законодательством (или хотя бы ссылки на необходимость соблюдения таких требований).
© Область на островах