Медосмотры, 2021 год. Приказ 302-н будет отменен, что приняли взамен?

И снова проект касательно медосмотров!

Очередной.

Раньше мы их рассматривали уже – вот и вот.

Рассмотрим еще один.

***

Что сразу бросилось в глаза? То, что 302-н отменяют полностью. Безусловно. Без всяких неясных указаний. Со всеми приказами, вносившими в него изменения.

***

Рассмотрим некоторые положения и условия, и сразу оговорившись, что пропустим и не обсуждаем положения, основанные на ТК РФ (обязанность работодателя организовать медосмотры, цель медосмотров и т.п.).

***

Предварительные медосмотры все также проводятся на основании направления. Направление заполняется на основании утвержденного списка контингентов.

Содержание направления:

наименование работодателя;

форма собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД;

наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН;

вид медицинского осмотра (предварительный или периодический);

фамилия, имя, отчество работника;

дата рождения работника;

наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в котором будет занят работник;

наименование должности (профессии) или вида работы;

вредные и (или) опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих предварительным (периодическим) осмотрам.

Важное замечание: заключение договора на предварительный медосмотр как условие (обязательное для соблюдения) в тексте не указан. Собственно, упоминание о договоре вообще отсутствует в тексте, кроме п. 39 (обязанность медицинской организации, с которой договор не продлен, передать определенную информацию иной организации, с которой такой договор заключается).

Понятно, что медосмотры проводятся за счет работодателя, и договорные отношения – часть отношений между экономическими субъектами. Но не пора ли «легализовывать» практику возмещения расходов работнику «по факту»? Как писали ранее, для ряда отраслей это очень актуально, особенно при развитых межрегиональных связях и миграциях ресурсов.

***

Появилось право работодателя направить работника на внеочередной медосмотр после окончания периода временной нетрудоспособности работника (читай, больничный).

***

Не разрешен полностью вопрос касательно, кто и на каком основании включается в контингент. Пока в проекте указано, что однозначно медосмотрам подлежат все работники, выполняющие определенные работы и работники, подверженные воздействию вредных факторов, наличие которых установлено спецоценкой. И не более. В чем возможность разночтений? В том, что следующим абзацем указано:

«В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности«.

Иными словами, несмотря на приоритет спецоценки как процесса, устанавливающего наличие факторов и их уровень воздействия – все равно придется использовать (хотя бы и по решению работодателя, учитывая значение слова «могут») результаты производственного контроля и документацию на машины и механизмы и т.п. А это в свою очередь означает, что если по производственному контролю шум превышает норму (и рабочее место начинает считаться несоответствующим требованиям; при этом вредность по спецоценке не установлена в силу различий в установленном допустимом уровне), то из буквы приказа следует (впрочем, как и сейчас, исходя из действующих условий), что по шуму надо-таки работника направлять на медосмотр.

***

Не устранены барьеры о предоставлении поименных списков не позднее, чем за два месяца в медицинскую организацию, о создании календарного плана.

***

Не устранена неопределенность про медицинские книжки – как известно, они заводятся не на каждого работника; следовало бы указать в тексте «в установленных случаях», но …увы.

***

Сохранен раздел медицинских противопоказаний к допуску к работам.

***

Фактически, не произведен полный пересмотр приказа, не пересмотрены перечни, и весь смысл нового договора: «Проектом приказа утверждается порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работах, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры работников в связи с отменой действующего приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» по вопросам обязательных медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований работников«.

То есть, вероятней всего, следует ожидать или еще каких-то актов по этому поводу, или принятия ранее выпущенных проектов, дабы закрыть пробел непосредственно по перечням факторов и работам.

На данном этапе снова в обсуждении на сайте мы разместили наше мнение:

«Вновь вводимый акт должен быть единым и содержать не только порядок проведения медосмотров, но и перечни факторов и работ.

Должны быть устранены избыточные требования:

1. Наличие договора на предварительные медосмотры. Для работодателей регионов, принимающих работников из других регионов, для вахтовиков и сезонников НЕВОЗМОЖНО заключать договоры с медучреждениями, находящимися на территории потенциального соискателя, и НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО везти работника к медучреждению своего региона. Реализация обязанности оплаты медосмотра должна позволять оплату «пост-фактум»

2. Недостаточно просто принимать к сведению результаты медосмотров в течение последнего года. Необходимо законодательно разрешить использование их в качестве результатов предварительного медосмотра при полном совпадении видов работ и факторов, либо наличии в заключении сведений о годности по требуемым работам и факторам.

3. Перечень работ должен быть уточнен детально — исключив двоякие толкования. Так, например, бухгалтер, не находящийся на пищеблоке, не должен проходить медосмотр по п. 14-16 прил. 2 (302н) только от того, что является работником организации, ведущей деятельность, указанную в этих пунктах. Перечень работ должен содержать отсутствующие ныне виды работ (например, флот) и в него следует включить специальные исследования для лиц моложе 21 года (для которых медосмотры проводятся ВНЕ зависимости от наличия ВОПФ на их рабочих местах).

4. Факторы для медосмотров должны подтверждаться ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО спецоценкой (класс 3.1 и выше) и не основываться на документации и результатах производственного контроля (т.к. они сами по себе являются основанием для идентификации ВОПФ в процессе СОУТ).

5. Сроки «не позднее» в порядке проведения медосмотров ограничивают хозяйственную деятельность и работодателя, и медучреждения (организации). Подать поименные списки можно в любой момент.

Изложенные пункты отражают реальную ситуацию, и их рассмотрение и пересмотр предлагаемого проекта позволят снизить избыточные требования, «легализовать» сложившуюся практику проведения медосмотров, отклоняющуюся от установленной».

PS Надо ли говорить о том, что налицо снова те же грабли — положения, затрудняющие ведение деятельности, «коррупционные составляющие»… и это было написано еще в 2015 году, и даже заключение Минэкономразвития есть.

© «Область на островах»