На что следует обращать внимание при целевом или повторном инструктаже

Продолжаем пересматривать старые статьи, актуализировать их.

Итак!..

Практически во всех иностранных компаниях (их филиалах, дочерних предприятиях), ведущих деятельность в области, перед началом каждой работы проводятся инструктажи – в английском вариант tool box meeting, в российской классификации их можно отнести к целевым.
Приведем несколько практических приемов для того, чтобы данный инструктаж работников было более эффективным.
Дополнительно отметим, что данные приемы можно применять и при проведении первичного и повторного инструктажей, а также использовать практику целевых инструктажей перед выполнением практически каждого производственного задания также и в отечественных предприятиях.
 
Установите четкие критерии опасности
Нередко на инструктажах озвучивается правило, в соответствии с которым работник обязан приостановить (прекратить) работу (в т.ч. работу других людей), если работа производится небезопасно. Несмотря на наличие в инструкциях по охране труда четких параметров (ситуаций, условий), при которых работу необходимо прекратить, не всегда при инструктажах они приводятся.
Не следует ограничиваться общими фразами «Прекращаете работу, если что-то пойдет не так» или «В случае опасной ситуации работу следует остановить». Следует четко и недвусмысленно довести до работников определенные условия, когда необходимо остановить работу. Иными словами, не мифическое “что то не так”, а “возгорание, появление газа, снегопад, туман, и т.п.”.
Не забудьте здесь же привести действия, выполнять которые ЗАПРЕЩЕНО: менять последовательность технологических операций, неверно использовать инструменты, покидать рабочее место во время выполнения определенных действий, нарушать порядок включения (выключения, переключения, регулирования, и т.п.) оборудования.
 
Заставьте работников самих задуматься об опасности
Попробуйте не перечислять опасные факторы, а предложить работникам самим их найти (предварительно задав условия работы). Например, озвучьте появление наледи на дороге и предложите водителям перечислить опасные факторы и ситуации, связанные с гололедицей. Озвучьте что сегодня предстоит работа по замене электродвигателя с использованием ручной тали и предложите работникам назвать все меры предосторожности (в т.ч. и те, которые уже были приняты – например, наряд-допуск, отключение от электропитания, установка заглушек на насосе или компрессоре, и т.п.).
Рекомендуется на первых порах подсказывать работникам наводящими фразами, уточнять их ответы по принципу «То есть вы имеете ввиду …?».
ВАЖНО. Необходимо снизить внутренние психологические установки, мешающие работникам принимать активное участие в обсуждении опасностей при инструктаже, в т.ч. и по причине восприятия ими инструктажа как формальности по принципу «поговорили и разошлись».
 
Расскажите о плане «Б»
Бывает, что работников просто не инструктируют о том, что нужно делать в случае аварийной ситуации, нештатной ситуации, внезапном изменении технологических параметров – в лучшем случае, ограничиваясь общими фразами.
На самом деле, очень важно заранее разъяснить работникам их задачу и роль в случае возникновения нештатной ситуации во избежание состояния «ступора», «незнания что делать и куда бежать».
При выполнении каждого производственного задания необходимо рассмотреть все возможные риски и довести до сведения работников, что именно следует делать.
При инструктаже откажитесь от общих слов «необходимо закрыть вентиль». Сделайте инструктаж более конкретным, уточните роли каждого работника – «Работнику N. необходимо закрыть вентиль, а работнику Y. необходимо закрыть вентиль, если N. вдруг не окажется на месте (Y. окажется ближе к вентилю, и т.п.)».
ВАЖНО. Не пренебрегайте учебными тренировками – особенно при работе на опасном производственном объекте. Помимо «обязательных» тренировок (в соответствии с ПЛА – планом ликвидации аварий, или иными аналогичными документами) по мере возможности проводите «необязательные», с «минимальным» сценарием, но достаточной вероятностью его наступления.
 
Извлеченные уроки и Изменения условий
Приводите примеры ситуаций, близких к критическим, которые уже происходили на данном производстве при данных операциях. Используйте и доносите до работников опыт, замечания, советы, практические приемы, применяемые их коллегами при аналогичных работах.
При проведении работ в течение нескольких дней следует обязательно задуматься: а чем текущая смена отличается от предыдущей. Возможно, изменились погодные условия. Возможно, изменились технологические параметры.
В конце  концов, возможно работники не так хорошо отдохнули, что несомненно повлияет на их работоспособность и внимание.
Необходимо учесть все изменившиеся факторы и отразить их при проведении инструктажа.
Безопасной вам работы.
© Область на островах

Еще по теме статьи можно почитать:  Инструкция по охране труда для столяра (пример)

Извиняемся, что отвлекаем... но это важно!

Если вы хотите получить консультацию, задать вопрос - то напишите нам: oblast@it-sakh.net

Если вам понравилась статья — пришлите ваш e-mail (адрес электронной почты), чтобы получать рассылки от нас.

Спасибо!

Попробуйте еще раз, произошла какая-то "ашыпка"

Область на островах will use the information you provide on this form to be in touch with you and to provide updates and marketing.

Извиняемся, что отвлекаем... но это важно!

Если вы хотите получить консультацию, задать вопрос - то напишите нам: oblast@it-sakh.net

Если вам понравилась статья — пришлите ваш e-mail (адрес электронной почты), чтобы получать рассылки от нас.

В них будут интересные статьи, новые и новенькие обзоры , а также (!) — и это впервые — уроки в виде полезных советов, лайфхаков и тонкостей/хитростей про экономичные траты, оптимизацию процессов и столько еще всего! 

Спасибо!

Попробуйте еще раз, произошла какая-то "ашыпка"

Область на островах will use the information you provide on this form to be in touch with you and to provide updates and marketing.