На что следует обращать внимание при целевом или повторном инструктаже

Продолжаем пересматривать старые статьи, актуализировать их.

Итак!..

Практически во всех иностранных компаниях (их филиалах, дочерних предприятиях), ведущих деятельность в области, перед началом каждой работы проводятся инструктажи – в английском вариант tool box meeting, в российской классификации их можно отнести к целевым.
Приведем несколько практических приемов для того, чтобы данный инструктаж работников было более эффективным.
Дополнительно отметим, что данные приемы можно применять и при проведении первичного и повторного инструктажей, а также использовать практику целевых инструктажей перед выполнением практически каждого производственного задания также и в отечественных предприятиях.
 
Установите четкие критерии опасности
Нередко на инструктажах озвучивается правило, в соответствии с которым работник обязан приостановить (прекратить) работу (в т.ч. работу других людей), если работа производится небезопасно. Несмотря на наличие в инструкциях по охране труда четких параметров (ситуаций, условий), при которых работу необходимо прекратить, не всегда при инструктажах они приводятся.
Не следует ограничиваться общими фразами «Прекращаете работу, если что-то пойдет не так» или «В случае опасной ситуации работу следует остановить». Следует четко и недвусмысленно довести до работников определенные условия, когда необходимо остановить работу. Иными словами, не мифическое “что то не так”, а “возгорание, появление газа, снегопад, туман, и т.п.”.
Не забудьте здесь же привести действия, выполнять которые ЗАПРЕЩЕНО: менять последовательность технологических операций, неверно использовать инструменты, покидать рабочее место во время выполнения определенных действий, нарушать порядок включения (выключения, переключения, регулирования, и т.п.) оборудования.
 
Заставьте работников самих задуматься об опасности
Попробуйте не перечислять опасные факторы, а предложить работникам самим их найти (предварительно задав условия работы). Например, озвучьте появление наледи на дороге и предложите водителям перечислить опасные факторы и ситуации, связанные с гололедицей. Озвучьте что сегодня предстоит работа по замене электродвигателя с использованием ручной тали и предложите работникам назвать все меры предосторожности (в т.ч. и те, которые уже были приняты – например, наряд-допуск, отключение от электропитания, установка заглушек на насосе или компрессоре, и т.п.).
Рекомендуется на первых порах подсказывать работникам наводящими фразами, уточнять их ответы по принципу «То есть вы имеете ввиду …?».
ВАЖНО. Необходимо снизить внутренние психологические установки, мешающие работникам принимать активное участие в обсуждении опасностей при инструктаже, в т.ч. и по причине восприятия ими инструктажа как формальности по принципу «поговорили и разошлись».
 
Расскажите о плане «Б»
Бывает, что работников просто не инструктируют о том, что нужно делать в случае аварийной ситуации, нештатной ситуации, внезапном изменении технологических параметров – в лучшем случае, ограничиваясь общими фразами.
На самом деле, очень важно заранее разъяснить работникам их задачу и роль в случае возникновения нештатной ситуации во избежание состояния «ступора», «незнания что делать и куда бежать».
При выполнении каждого производственного задания необходимо рассмотреть все возможные риски и довести до сведения работников, что именно следует делать.
При инструктаже откажитесь от общих слов «необходимо закрыть вентиль». Сделайте инструктаж более конкретным, уточните роли каждого работника – «Работнику N. необходимо закрыть вентиль, а работнику Y. необходимо закрыть вентиль, если N. вдруг не окажется на месте (Y. окажется ближе к вентилю, и т.п.)».
ВАЖНО. Не пренебрегайте учебными тренировками – особенно при работе на опасном производственном объекте. Помимо «обязательных» тренировок (в соответствии с ПЛА – планом ликвидации аварий, или иными аналогичными документами) по мере возможности проводите «необязательные», с «минимальным» сценарием, но достаточной вероятностью его наступления.
 
Извлеченные уроки и Изменения условий
Приводите примеры ситуаций, близких к критическим, которые уже происходили на данном производстве при данных операциях. Используйте и доносите до работников опыт, замечания, советы, практические приемы, применяемые их коллегами при аналогичных работах.
При проведении работ в течение нескольких дней следует обязательно задуматься: а чем текущая смена отличается от предыдущей. Возможно, изменились погодные условия. Возможно, изменились технологические параметры.
В конце  концов, возможно работники не так хорошо отдохнули, что несомненно повлияет на их работоспособность и внимание.
Необходимо учесть все изменившиеся факторы и отразить их при проведении инструктажа.
Безопасной вам работы.
© Область на островах

Еще по теме статьи можно почитать:  Образец план-графика работы комиссии по проверке знаний по охране труда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *