Новое в расчете прожиточного минимума и определении минимального размера оплаты труда, 2021 год

На рассмотрение внесен законопроект о прожиточном минимуме и минимальной оплате труда.

Главное новшество – появление понятия «медианный среднедушевой доход».

Расшифруем это понятие. Законопроект указывает, что это «величина денежного дохода, относительно которой половина населения имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина – выше данной величины, ежегодно исчисляемая федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации».

Именно от медианного дохода будет рассчитываться прожиточный минимум. То есть появляется принципиально иной подход к расчету и определению прожиточного минимума – от среднего дохода по стране, а не от минимального набора продуктов и услуг (необходимых для «жития»).

Пока установлено, что соотношение величины прожиточного минимума и медианного дохода равно 44,2 процента. Иными словами, менее половины медианного дохода и составит прожиточный минимум.

Порядок исчисления медианного дохода пока не определен. Им займется федеральный орган власти, имеющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации. То есть, Росстат.

Соотношение величины прожиточного минимума трудоспособного населения и величины прожиточного минимума на душу населения устанавливается в размере 109 процентов, величины прожиточного минимума пенсионеров – в размере 86 процентов, величины прожиточного минимума детей – в размере 97 процентов.

Касательно минимальной оплаты труда (кое-что про это писали ранее) – предлагается следующее.

Установить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2021 года в сумме 12 792 рубля в месяц. Минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается федеральным законом и исчисляется с учетом значения медианной заработной платы, рассчитанной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, за предыдущий год. С 2021 года соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы устанавливается в размере 42 процентов.

То есть, с 2022 года минимальная оплата труда будет равна 42 процентам от медианной (также рассчитывается Росстатом).

Для примера. Если сейчас (за второй квартал 2020 года) среднероссийская заработная плата составляет 50784 рубля (а пока минимальная оплата не привязывается к медианной по субъекту РФ, максимум начисляются коэффициенты), то минимальная оплата труда по стране должна быть 21329,28 рублей. Для Сахалина и Курил, соответственно, выше, с учетом коэффициентов (для Южно-Сахалинска не ниже 44791,49 рублей).

Можно много чего гадать – пока не заработает механизм, результаты такого нововведения можно только предполагать.

Вполне вероятно, что государство увеличит льготы тем, чьи доходы окажутся ниже прожиточного минимума. Но при одновременном росте минимальных зарплат – это может оказаться не так значительно, как предполагают некоторые слои населения.

Вполне вероятно, что государство «дополучит» скрытые доходы в виде взносов в фонды, т.к. вырастет «минимальная белая зарплата». И возможно, но не обязательно, это не отразится на росте цен значительно (ведь покупательская способность имеет предел). Но то, что значительный рост минимальной оплаты труда повлияет на экономику и негативно тоже – нет сомнений.

Ряд отраслей, государственных компаний и пр. испытывает нехватку кадров. В принципе. Яркий пример – федеральная почтовая сеть. На Сахалине оператор почтовой связи имеет крайне низкую зарплату (неоднократно сеть мотивированно отказывалась от соглашений в сфере социального партнерства в том числе и по экономическим причинам), и подъем ее до минимально рассчитанной (см. выше) приведет к еще большим убыткам сети.

Мелкая розничная сеть просто не выйдет из тени. Точки, у которых есть только владелец (он же продавец) и наемный работник просто не вывезут ни подъем (фактический) зарплаты, ни увеличение взносов. Это будет по-прежнему …тень.

В заключение напомним сторонникам штрафов. Если бы все проблемы решались легко именно штрафами, мы жили бы в  другом мире. Идеальном. На примере воспитания детей – умение договориться и заставить держать слово в воспитании значит больше и эффект имеет выше, чем наказание ремнем за любой проступок (особенно без объяснения причин).

© «Область на островах»

Добавить комментарий

Извиняемся, что отвлекаем... но это важно!

Если вы хотите получить консультацию, задать вопрос - то напишите нам: oblast@it-sakh.net

Если вам понравилась статья — пришлите ваш e-mail (адрес электронной почты), чтобы получать рассылки от нас.

Спасибо!

Попробуйте еще раз, произошла какая-то "ашыпка"

Область на островах will use the information you provide on this form to be in touch with you and to provide updates and marketing.