Декларации условий труда предлагают сделать бессрочными

Декларации условий труда предлагают сделать бессрочными

Проект федерального закона, вносящего изменения в закон о специальной оценке условий труда, гласит: «Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда является бессрочной в случае сохранения условий и организации труда на соответствующем рабочем месте».

Напомним, в настоящее время действие декларации продлевается на пять лет (при тех же основаниях и при отсутствии НС).

Кому выгодно продление декларации? Несомненно, работодателю.

Невыгодно – специализированным организациям, проводящим специальную оценку условий труда. При этом нельзя не отметить, что фактически оценка условий труда до сих пор является крайне спорным моментом, а методика такой оценки не в полной мере позволяет реально оценить воздействия факторов на работника. «Липовые» вредности (как завышенные, так и заниженные) суть предмет манипулирования работников, работодателей, профсоюзов. Присвоение декларируемым местам априори навсегда «безопасность» снизит траты работодателя и пойдет на пользу стационарным местам офисных работников (которым вообще нет смысла проводить СОУТ). Но как быть с производственниками, неожиданно попавшими под декларацию? Кто гарантирует и при какой проверке это вскроется (если вообще вскроется), что «организация труда» останется той же?

Как быть с водителем, у которого все непредсказуемо? Считать ли резкий объем работы в течение месяца (а потом снова то же самое в течение года) изменением организации труда? Ведь время воздействия фактора меняется. Водитель больше времени за рулем проводит… значит, внеплановая спецоценка? Траты на нее. А потом через месяц снова спецоценка для «снятия» вредности?

Бессрочная декларация такая же ловушка и риск для работодателя, как и срочная. Как и вообще декларация. Государство само если не подталкивает, то создает условия, когда можно «маневрировать» и «манипулировать» нетвердыми или неясными требованиями и условиями.

Вообще в целом проводить спецоценку можно только с единственной целью – определить параметры (в цифрах) воздействия и рассказать работнику об уровнях воздействия вредных и опасных факторов. Манипуляции с классификацией на законодательном уровне не несут никакой смысловой нагрузки. С экономической точки зрения даже государство и его учреждения и предприятия все чаще «отказываются» от вредностей, снижают классы опасности, пересматривают тарифные ставки. Про коммерческие организации и говорить нечего – все доплаты за вредность (если они все же есть) это просто часть установленной зарплаты (по сути при необходимости просто меняется ее структура). Нам кажется разумней устанавливать доплаты и льготы от установления фактического вреда здоровью; пересмотреть подход к специальной оценке как механизму установления классов; пересмотреть подходы к рабочим местам с учетом международных практик и подходов (понятие вредности и доплат за них там отсутствует в принципе – при том, что защита от факторов несомненно осуществляется). Если же оставлять полностью или частично подход, связанный именно с присвоением классов, то делать это должно само государство, как независимое (действительно независимое от работодателя-заказчика) лицо. И не путем привлечения СЭС-лабораторий, а именно единым органом экспертов на госслужбе.

Еще по теме статьи можно почитать:  События в Минске, суд над Ефремовым, кризис профсоюзов в Охе и летали ли в Самаргу за бюджетные деньги

© Область на островах