2003 и 2004 гг. на Сахалине и Курилах – события, факты, что было и что потом будет

Читаем время от времени попадающиеся воспоминания и блоги про те самые девяностые. Как все было плохо. Ужасно. Страшно.
Как дети спрашивают, ой, а как вы тогда жили?
А также. Как в начале двухтысячных. Мизерные зарплаты (хорошие были только в море и немного в нефтянке; да стройки века шельфовые уже начались) у подавляющего большинства населения. Развитая торговля при неразвитой промышленности. Выживание местных предприятий.
Разве что-то изменилось?
Такое чувство, что двадцатые тоже будем вспоминать…
А пока – вспомним начало нового века, и его декорации.
Потому что девяностые – они не кончились тогда. Они длились еще долго…
Снова 2003 (мы уже писали о нем) и добавим к нему 2004 год.
И посмотрим на все менее объективно, а более субъективно…
***
2003 – 2004 годы. Ни в одном дворе нет ни одной детской площадки. Да что там далеко ходить – порой не освещены даже центральные улицы. Домофоны на подъездах уже есть (не на всех, конечно), но пользуются ими не все (не у всех есть деньги даже трубку поставить). В райцентрах и иных населенных пунктах все еще хуже.
Но идет расцвет сдачи квартир с евроремонтами иностранным компаниям.
Все дорого. Оценочно, для «нормальной» жизни в Южно-Сахалинске называют необходимую сумму в виде зарплаты около тысячи долларов.
Офис «Эксон Нефтегаз Лимитед» все еще находится на Пушкина, 80, в малоприметном здании, не совсем с евроремонтом.
На фоне фактически закрытой за долги Синегорской шахты (с обесточенными за те же долги объектами), позднее отданной на 49 лет в аренду китайцам (не помогло, к слову)…
***
Поезда сидячие, билеты достать можно, но с местом – только с конечных точек пути.
Получше ситуация с купе, но оно слишком дорого, и сесть в купе в райцентре (Поронайск, Макаров…) – значит, удивить весь состав поезда.
Дороги грунтовые. Да-да. Уровень «асфальтизации» дороги Южно-Сахалинск – Оха очень низок.
***
Кстати, о дорогах и автобусах. Сейчас мы очень сильно разбалованы (не побоимся этого слова – поезжайте в Якутск, например, в Читу, и посмотрите, как там дела обстоят) отличным сервисом общественного транспорта. Начиная от табло на остановках и заканчивая формой водителей.
А тогда, при стоимости 7 рублей (муниципальный автобус, который не дождешься) и 10 рублей (маршрутка, которая только в часы пик «срубает» деньги) – водители еще и бастовать умудрялись. Требуя повышения цен за проезд.
ГАЗели, пришедшие на смену корейским тесным жутким автобусам и отечественным ПАЗам (и иже с ними) позднее показались воистину королевским транспортом.
***
Ну неужели ничего хорошего не было?
Да было!
Работу дали проекты депрессивным районам. Массово поехали работать горничными, охранниками, строителями, водителями. Поражались размаху кэмпов и «коммунизму» в них. Зарабатывали и создавали заделы на будущее (кто хотел). Впервые начали строить планы не на выживание…
Ведь в Пригородном целый город вырос. Размером (по населению) с Макаров или Томари. Завод СПГ строили…
***
А рыбаки дорогу перекрывали, ведущую к стройке. Цитата с сайта Sakhalin.info: Рыбаки говорят о бессрочной голодовке и настаивают на организации пикета у офиса “Сахалинской энергии”. И все потому, что стройка их слегка подвинула.
Будущее показало, что путину в Анивском заливе это не спасло. Хотя еще примерно десять лет область помогала (фактически, содержала) этим рыбопромышленникам.
***
Все, мало-мальски занятые на проекте «Сахалин-2» муссировали новость о вхождении «Газпрома» в проект. Все, знающие про «мечты сбываются», имели отношение с негативной окраской. В конце 2004 года губернатор И.П. Малахов не исключил возможность вхождения национального достояния в крупный денежный проект. В дальнейшем «Газпром» будет строить планы на весь Дальний Восток, в основном на якутский газ и формально проект «Сахалин-2» не будет сильно приоритетным в свете этих планов. Так, например, СПГ в Приморье не случилось… а «СЭИК» стал просто одной из дочек достояния, правда, с иностранным участием и Shell в роли технического консультанта.
***
Что еще позитивного?
Ощущение, что жили мы полной грудью. Уже нет войны в Чечне. Уже улучшается жизнь. Общее благосостояние. Еще не рожаем помногу, но сам факт рождения ребенка в семье – это не так удивительно, как было раньше.
И пенсионеры уже не такое подспорье в семейном бюджете, как в девяностые. Не смейтесь, мы не смеемся, а факт констатируем.
Кстати, «монетизацию» льгот мы пережили (после массированных инфо-атак) очень даже безболезненно.
Но еще сильны «мигрирующие» настроения. На ДВ живет около восьми миллионов, это меньше чем в Москве. Миграция с территории области сильна. Люди уезжают. В Белгород, Краснодар, Москву, Хабаровск, Владивосток…
Позитивные перемены видны, но не настолько, чтобы не убегать отсюда, если есть возможность.
Перспектива превратиться в «вахтовый» регион далеко не туманная. С зарплатами и пенсиями жить на материке было более, чем комфортно. Тем более, жилье (и социальное и в принципе жилье) не строится, а цены выше московских. Стоимость квадрата 1000 долларов, ипотеки нет. Проще в Москве купить, чем в Южном.
Да и детей учить – надо ведь?..
***
Вот тут наступает реально самое грустное и одно из самых влияющих на жизнь …нашу.
Негде учиться.
Да, еще есть полукоммерческие вузы, филиалы (в которых преподают одни и те же преподаватели).
Но на фоне острой нехватки кадров вообще и квалифицированных в частности (для развития промышленности они очень нужны) – закрывают и закрывают учебные заведения. И начальные и средние (ссузы).
Но ведь не всем же быть офисными менеджерами (хотя их расцвет уже начался). И многие учились в сельхозтехникуме, потому что больше негде было.
***
Раз уж упомянули ипотеку – напомним, до сих пор это наиболее реальный способ приобрести жилье. Можно копить. Но ипотека и иные аналогичные программы востребованы. Правда, и обычное кредитование вкупе с раздаваемой землей тоже способствует тому, но тогда… даже ипотеки не было толком.
Так вот жили.
© Область на островах