Как правильно поднимать людей в люльке и можно ли это делать

В люльках людей поднимают давно и успешно. Войны по этому поводу кончились пусть не на заре, но на расцвете проектов (особенно, когда в тогдашних ФНП закрепили такую возможность).

Тем не менее вопросы по этому поводу остаются.

Итак – как это делать правильно, на чем и что для этого нужно.

Единственный документ, регламентирующий этот вопрос – те самые ФНП (приказ Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 “Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности “Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения”). Правда, нужно помнить и о специфичных документах – по типу правил по охране труда при работе на высоте и типовых инструкциях (когда они являются «нормативными»). Но увы – пока что подъем людей «разрешен» (и регулируется) только на опасных производственных объектах, на которых используются подъемные сооружения (причем, стационарно установленные). Во всех иных случаях – это работы на высоте и регулируются они соответствующими правилами. Или никак. Поэтому если у вас не ОПО и вы не подпадаете под ФНП – используйте оттуда хотя бы основные моменты. Поможет.

ВАЖНО понимать! Все, что не регулируется – есть потенциальный риск. При любой «нерегулируемой» работе делайте инструктаж. Хотя бы на основании инструкции по эксплуатации механизма…

Подъем и перемещение людей на подъемных сооружениях (далее ПС) разрешен. Даже если в паспорте нет разрешения на это – он разрешен в следующих случаях:

а) при монтаже, строительстве и возведении объектов, когда иные способы доставки рабочих в зону выполнения работ не могут быть применены;

б) при монтаже и обслуживании отдельно стоящих буровых и иных установок нефтегазодобычи;

в) на предприятиях и доках, выполняющих работы по возведению и ремонту корпусов судов;

г) на нефтяных и газовых платформах, установленных в открытом море, для смены персонала при вахтовом методе обслуживания платформ;

д) при перемещении персонала для крепления и раскрепления контейнеров и грузов;

е) при проведении диагностирования и ремонта металлоконструкций ПС, когда применение других средств подмащивания невозможно;

Еще по теме статьи можно почитать:  Можно ли аттестовать ответственных по подъемным сооружениям своей комиссией и привлечь инспектора Ростехнадзора?

ж) при аварийной транспортировке людей, которые не в состоянии передвигаться самостоятельно.

ПС должно обеспечивать плавный пуск и остановку, иметь минимум двукратный запас по грузоподъемности (масса люльки плюс масса устройства для ее подвешивания плюс номинальная грузоподъемность люльки). Скорость перемещения по вертикали не должна быть более двадцати метров в минуту.

Для подъема и транспортировки надо разработать ППР. И согласовать его с территориальным Ростехнадзором.

Подъем и транспортировка производится в специальной люльке (кабине). Люлька (как и стропы для нее) должна использоваться только для этих целей. Требования к люльке приведены в п. 238 ФНП.

Цитата:

а) расстояние по высоте от пола кабины (люльки) до любого возможного препятствия: крыши кабины (люльки), балки каркаса кабины, перекладины – должно быть не менее 2 м. В случае наличия перекрытия кабины оно должно исключить попадание в кабину любых случайно упавших предметов.

б) настил пола кабины (люльки) должен быть надежно закреплен на раме кабины (люльки), иметь твердую исключающую скольжение поверхность и выдерживать нагрузку не менее чем вдвое превышающую паспортную грузоподъемность люльки. Настил должен быть снабжен дренажными отверстиями для предотвращения скопления жидкости.

в) по внешнему краю основания кабины (люльки) должно быть образовано пространство, исключающее зажатие ног находящихся рядом людей при опускании кабины (люльки) на землю;

г) иметь жесткие перила ограждения высотой не менее 1100 мм по всему периметру пола люльки, исключающие случайное выскальзывание персонала при раскачивании люльки во время транспортировки. До высоты 0,5 м ограждение должно быть сплошным;

д) двери входа (выхода) кабины (люльки) не должны открываться наружу и должны иметь автоматический замок, который предотвращает их случайное открытие;

е) подвешиваться на однорогий или двурогий крюк ПС с помощью кольца или колец, которые в рабочем положении должны быть неразъемными, допускается перемещение люльки (кабины) кранами с установленными на них спредерами;

ж) исключать возможность опрокидывания в случае, когда транспортируемый персонал занимает положение у одной из сторон люльки, создавая наибольший опрокидывающий момент;

з) иметь документ, подтверждающий соответствие требованиям статьи 7 Федерального закона N 116-ФЗ (т.е. декларация, сертификация, экспертиза промышленной безопасности).

Еще по теме статьи можно почитать:  И еще о регуляторной гильотине - что будет отменено в сфере охраны труда в 2021 году

Запрещено использовать текстильные стропы.

В целях безопасности – запрещен подъем и перемещение при ветре выше 10 м/с, при плохой видимости (дождь, снег, туман), при обледенении. И при любых других условиях, которые могут поставить под угрозу безопасность людей.

Подъем и транспортировка проводятся под руководством (непосредственным) ИТР, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.

Раскачивание и поворот предотвращают использованием оттяжек.

Люльки, стропы, крюки, защелки, несущие элементы – проверяются перед каждым использованием.

Крановщик должен видеть люльку во время всей операции. Между ним и люлькой должна быть обеспечена постоянная радиосвязь (или телефонная).

Порядок обмена сигналами устанавливается распорядительным актом. Сигналы должны соответствовать приложению № 6 к ФНП.

Люди в люльке должны быть постоянно «пристегнуты» привязями за соответствующие точки. Длина фала должна быть такой, чтобы человек в любом случае оставался в пределах люльки. Перевозимые инструменты, материалы и т.п. – надежно закрепляются.

Работать в люльке с подставок (а равно вставать на поручни и ограждения) запрещено.

Как проверять люльку: ежесменным осмотром, плановой проверкой (не реже раза в месяц), внеплановой (после расконсервации и неиспользования более шести месяцев) проверкой, грузовыми испытаниями.

Плановая проверка – это осмотр металлоконструкций, точек крепления предохранительных поясов и самоспасателей (выявление деформаций и трещин), это проверка состояния стропов и оттяжек, это проверка лакокрасочного покрытия и маркировки на табличке люльки.

Внеплановая проверка – то же самое плюс грузовые испытания.

Грузовые испытания делают не реже чем раз в полгода. Испытание заключается в подъеме и удержании груза массой вдвое выше грузоподъемности люльки. Если вскроются дефекты и повреждения, отклонения от проектной документации – эксплуатация люльки прекращается.

Ежесменные осмотры и плановые проверки фиксируются в журнале осмотра люльки. Внеплановые проверки и грузовые испытания фиксируются в паспорте люльки.

© Область на островах