Новые правила по подъемным сооружениям (ФНП), 2021 год

Новые правила по подъемным сооружениям (ФНП), 2021 год

Вступил в силу приказ Ростехнадзора от 26.11.2020 N 461 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (действует до 01 января 2027 г.).

ФНП устанавливают требования к деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее – ОПО), на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, подъемные сооружения (далее – ПС), в том числе к работникам указанных ОПО; безопасности технологических процессов на ОПО, на которых используются ПС, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

Требования распространяются на ОПО, на которых применяются:

а) грузоподъемные краны всех типов;

б) мостовые краны-штабелеры;

в) краны-трубоукладчики;

г) краны-манипуляторы;

д) строительные подъемники;

е) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами);

ж) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;

з) электрические тали;

и) краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком;

к) сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов;

л) грузовая тара, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов) и в морских и речных портах;

м) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и транспортировки людей;

н) рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам).

Обращаем внимание, что все перечисленное должно быть СТАЦИОНАРНО установлено. То есть не нужно применять ФНП к кран-балкам, например, как это порой пытались сделать, и иным дорожно-строительным машинам. Хотя краны-трубоукладчики, краны-манипуляторы, подъемники (автовышки) – все это однозначно не ставится стационарно. Как быть? Парадокс сохранился.

Цитата из п. 145 ФНП (перечень ПС, не подлежащих учету и следовательно на которые не распространяются ФНП):

а) краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, а также управляемые дистанционно по радиоканалу или иной линии связи, за исключением кранов мостового типа, имеющих кабины управления;

Еще по теме статьи можно почитать:  В. Коровин. Об избыточности требований Федеральных норм и правил по эксплуатации подъёмных сооружений

б) краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;

в) краны стрелового типа с постоянным вылетом или не оборудованные механизмом поворота;

г) переставные краны для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемые на монтируемом сооружении;

д) ПС, используемые в учебных целях на полигонах учебных заведений;

е) краны, установленные на экскаваторах, дробильно-перегрузочных агрегатах, отвалообразователях и других технологических машинах, используемые только для ремонта этих машин;

ж) электрические тали грузоподъемностью до 10 т включительно, используемые как самостоятельные ПС;

з) краны-манипуляторы, установленные на фундаменте, и краны-манипуляторы грузоподъемностью до 1 т или с грузовым моментом до 4 т*м включительно;

и) грузовые строительные подъемники;

к) мостовые краны-штабелеры;

л) краны-трубоукладчики.

Сравнивая суть  и преамбулу правил, и учитывая неопределенность в строительно-дорожных машинах все еще непонятно, как быть с ними. Вероятней всего, практика «обхитрить» сохранится и тут (например, не так давно кран-балки просто «фиксировали» в своих документах грузовой момент до четырех тонн или грузоподъемность до тонны).

Наименее понятно с автокранами – тут и там их регистрируют, и проводят проверки, хотя это не стационарно установленные ПС.

Требования ФНП также не распространяются на обеспечение безопасности объектов, на которых используются следующие ПС:

а) применяемые в интересах обороны и безопасности государства, гражданской и территориальной обороны или относящиеся к вооружению и военной технике, кроме ПС общепромышленного назначения, перечисленных в пункте 3 ФНП и предназначенных только для транспортировки обычных грузов, и кроме ПС, применяемых на ОПО, эксплуатируемых организациями Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом” (далее – Госкорпорация “Росатом”), при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных установок военного назначения;

б) специально сконструированные для применения на вводимых в эксплуатацию, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации объектах использования атомной энергии при обращении с ядерными материалами, ядерным топливом, радиоактивными веществами, радиоактивными отходами, радиационными источниками и их перемещении, а также при перемещении грузов в помещениях (зонах), в которых располагаются системы и элементы, важные для безопасности объектов использования атомной энергии;

в) с ручным приводом, лифты, канатные дороги, фуникулеры, эскалаторы, напольные, завалочные и посадочные грузоподъемные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины, подъемные комплексы для парковки автомобилей, эвакуаторы автомобилей;

Еще по теме статьи можно почитать:  Требования каких документов проверяет ГИТ в 2021 году

г) установленные в шахтах и на любых плавучих средствах;

д) предназначенные для работы только с навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, буровым оборудованием);

е) монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, балки, шевры);

ж) краны для подъема и опускания затворов гидротехнических сооружений без осуществления зацепления их крюками, оборудованные единственным механизмом подъема и не оснащенные механизмом передвижения крана;

з) домкраты;

и) манипуляторы, используемые в технологических процессах;

к) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами) с высотой подъема до 6 м включительно;

л) предназначенные для работы только в качестве аттракционов с применением кабин (люлек) с людьми.

Обслуживание подъемных сооружений осуществляется только специализированной организацией. Цитата: Деятельность по монтажу (демонтажу), наладке, ремонту, реконструкции или модернизации ПС в процессе эксплуатации ОПО осуществляют специализированные организации, выполняющие хотя бы один из следующих видов работ:

разработку проектов производства работ, технологических карт и схем строповок для объектов, на которых используются грузоподъемные краны, краны-манипуляторы, подъемники (вышки), строительные подъемники;

обслуживание, монтаж (демонтаж), ремонт, реконструкцию (модернизацию), наладку ПС и (или) регистраторов, ограничителей, указателей, систем дистанционного управления ПС, электро-, пневмо- и гидрооборудования ПС;

обслуживание, монтаж (демонтаж), ремонт, реконструкцию (модернизацию), наладку рельсовых путей, по которым перемещаются ПС;

проведение технических освидетельствований, неразрушающего контроля, технического диагностирования, экспертизы промышленной безопасности ПС;

проведение комплексного обследования рельсовых путей (далее – специализированные организации).

Непосредственно в эксплуатирующей организации должны быть назначены:

ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;

ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии;

ответственный за безопасное производство работ с применением ПС.

В организациях, где производство работ с применением ПС выполняется на одном участке (цехе), обязанности ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии и ответственного за безопасное производство работ с применением ПС разрешается возлагать на одного инженерно-технического работника.

Разделы ФНП:

I. Общие положения

II. Требования промышленной безопасности к организациям и работникам, осуществляющим монтаж, наладку, ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС в процессе эксплуатации ОПО

III. Требования промышленной безопасности к организациям и работникам ОПО, осуществляющим эксплуатацию ПС

Еще по теме статьи можно почитать:  Правила Ростехнадзора - технологические трубопроводы (на что не распространяются)

IV. Монтаж и наладка ПС

V. Ремонт, реконструкция или модернизация ПС ОПО

VI. Эксплуатация ПС ОПО

VII. Оценка соответствия ПС, применяемых на ОПО, и экспертиза их промышленной безопасности

Приложение N 1

Приложение N 2. Границы опасных зон по действию опасных факторов

Приложение N 3. Параметры браковки элементов рельсовых путей опорных и подвесных подъемных сооружений

Приложение N 4. Определение группы классификации механизма подъемного сооружения

Приложение N 5. Предельные величины отклонений рельсового пути от проектного положения в плане и профиле

Приложение N 6. Знаковая сигнализация, применяемая при работе подъемника (вышки)

Приложение N 7. Знаковая сигнализация при перемещении грузов с применением ПС (кроме подъемников (вышек))

Приложение N 8. Особенности оценки технического состояния зданий, сооружений и их подкрановых конструкций с опасными повреждениями и истекшим сроком службы

Приложение N 9. Оценка работоспособности ограничителя или указателя опасного приближения к линии электропередачи

© Область на островах

Статья была полезной? Тогда, переведи, пожалуйста, двенадцать российских рублей на наш Яндекс-кошелек (щелкни, чтобы перейти на страницу оплаты). Все переводы мы тратим на развитие сайта и его продвижение, оплату хостинга и техподдержки.