Анализ безопасности работ или JSA (job safety analysis ) в действии

Что такое анализ безопасности работ?

В обобщенном виде это процедура оценки рисков при каждой отдельной операции выполнения задания с указанием мер по снижению (в идеале – исключению) указанных рисков. Каждая компания применяет свой тип, свои формы анализа, имеет свои процедуры и т.н. матрицы риска. По общему правилу, анализ производится для каждой отдельной операции при большом объеме работ, либо для всех операций при незначительном объеме.

Пример: для производства работ краном при выемке  электродвигателя через технологический проем принимается, что будут произведены ДВЕ отдельные операции – отсоединение двигателя от механизма и подъем с последующим перемещением двигателя. Таким образом, производится два анализа безопасности работ, для слесарно-монтажных работ и для крановых операций.

В идеале анализ безопасности производится при планировании работы с последующим уточнением (либо пересмотром) непосредственно на рабочем месте. На практике нередко уточнение происходит при целевом инструктаже по охране труда (в иностранных компаниях – т.н. tool-box meeting) с обязательным участием самих работников.

Фиксируется анализ безопасности в специальной форме (бланке), в котором указываются этапы работы, возможные опасности, меры по их снижению. Работники (помимо устного разъяснения, обсуждения, проверки знаний) читают данный документ, расписываются в нем.

Отступление: анализ безопасности работ не подменяет наряд-допуск в соответствующих случаях.

Преимущества производства анализа:

  • Снижение травматизма путем устранения (снижения) рисков, моделирования возможных внештатных ситуаций при выполнении производственного задания
  • Получение возможности узнать реальное понимание работниками технологических карт и инструкций
  • Выявление недостатков существующих процедур, технологий

Советы при производстве анализа:

  • Разбить работу (задание) на этапы. Этапов должно быть не более десяти. В противном случае необходимо пересмотреть и разбить задание на две (и более) операции. Также важно не разбивать на слишком мелкие этапы – это усложняет процесс.
  • Определить виды опасности. Используются инструкции по охране труда (по видам работ), сводные отчетности (например, по картам STOP), методы исследований по принципу «Что может пойти не так». Также используется опыт проведения таких операций (в т.ч. на других объектах). Очень важно при подготовке рабочего места повторно рассмотреть принимаемые опасные и вредные факторы, определить изменения условий труда.
  • Снижение рисков. С практической точки зрения – именно неудовлетворительная организация работ является причиной подавляющего большинства несчастных случаев на производстве. Таким образом – в общем случае решениями для снижения рисков будут: точное следование технологической карте (инструкции), правильный выбор инструмента, использование средств индивидуальной защиты, исключение воздействия вредных и опасных факторов (в т.ч. путем их удаления из операции – отключение в зоне работы всех механизмов, электропотребителей, прекращение смежных работ, и т.п.).
Еще по теме статьи можно почитать:  Как работать в жару в частном детском саду с детьми: можно ли гулять после обеда

Опыт применения анализа безопасности работ (выводы и результаты):

  1. Анализ не должен стать формальностью.
  2. К анализу необходимо привлекать работников. Наиболее действенный (тем не менее, в силу личностных, а иногда и деловых характеристик работников  – сложно выполнимый) метод – опрос, проверка знаний после целевого инструктажа. В качестве рекомендации можно предложить присутствие специалиста (инспектора) по  охране труда во время проведения целевого инструктажа либо обсуждения при производстве анализа безопасности работ. Это поможет установить (ввести) жесткое правило «нет анализа – нет работы», снизит формальность подхода, снимет психологические барьеры для ряда работников, не принимающих участия в обсуждении, но в силу опыта могущих внести значительный вклад в организацию безопасной работы.
  3. В течение обсуждения необходимо удостовериться, что работник ПОНИМАЕТ свою задачу в общем процессе, ЗНАЕТ, что нужно делать при возникновении нештатной ситуации. 

© Область на островах

Понравилась статья?

Тогда, пожалуйста, переведи на наш Яндекс-кошелек семнадцать рублей (щелкни тут, чтобы перейти к странице оплаты).

Да-да, ты не ошибся. Всего семнадцать рублей. Впрочем, можешь сам выбрать сумму!

Эти деньги пойдут на оплату хостинга, продвижение сайта и наших соцсетей.

Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *