Инструкции по ОТ и охрана труда вообще – на автомобильном транспорте. 2021 год

Продолжаем статьи на тему охраны труда (отдельно отмечаем – не БДД!) в автотранспортных предприятиях.

Начнем с теории.

Статья 212 ТК РФ обязывает работодателя разработать инструкции и правила по охране труда. Таким образом, инструкции должны быть безусловно.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160 в перечень нормативных правовых актов, содержащих ГОСУДАРСТВЕННЫЕ требования охраны труда (а значит, обязательные к соблюдению всеми работодателями), вошли ТИПОВЫЕ инструкции.

Шах и мат.

Зачем нужны свои, если надо брать типовые. А «ослаблять» их нельзя – требования работодателя могут быть только ЖЕСТЧЕ, чем установленные «извне».

В общем, об этом не раз говорено, и на практике были случаи, когда штрафовали за несоответствие инструкций типовым, «ослабление» их требований, неиспользование типовых в принципе.

Да, радует, что в проверочных листах ГИТ, по которым и проверяют организацию или предпринимателей, нет прямых указаний на применение, использование, соответствие типовым инструкциям. То есть, фактически, ваши инструкции будут рассматривать только при происшествии (НС) или жалобе – детально, вдумчиво, и делать выводы.

Однако, подводный камень остался: типовые инструкции содержат государственные требования…

Да уж.

И при этом – если посмотреть на «Правила по охране труда на автомобильном транспорте» вдруг выяснится, что разрабатывать инструкции по охране труда на предприятии одновременно надо еще и с учетом этих «Правил…» и эксплуатационной документации.

Вот головоломка-то.

***

Типовые инструкции для автомобильного транспорта ТОИ Р-15-033-97 и ТОИ Р-218-02-93 – на данный момент единственные, которые можно найти. Если не полениться и посмотреть их даты их создания – то можно приятно удивиться. Они все написаны в 1993-1996 (реже в 1998) годах. И естественно содержат ряд требований, уже неприменимых, ненужных, избыточных, а то и вредных. Не побоимся этого слова.

Морально устаревшие и не подлежащие применению…

Обе утратили действие.

Что делать в такой ситуации. Инструкции ведь нужны…

***

Вариантов немного.

Первое – доработать инструкции, «приземлив» их. И требовать строгого соблюдения от работников. надеясь, что не придется «побуквенно» разбирать инструкции и получить при НС степень вины работодателя, связанную с тем, что в инструкции не учтены нюансы. А то еще и штраф за это.

Еще по теме статьи можно почитать:  Vision Zero – что это, как применять и будет ли это работать

Второе – поступить, как велят «Правила…». Исключительно на основании их и эксплуатационной документации сделать инструкции.

Еще один вариант: сделать полностью «свои» правила. То есть пусть будут и типовые (возьмете оттуда разумное, доброе, вечное), и, может, разработанные самостоятельно, но и пусть будут отдельные локальные акты – которые НЕ инструкции.

Работодатель обязан разработать (ст. 212 ТК РФ) в том числе и «правила».

Есть и стандарты у работодателей, и положения, и политики, и процедуры, и карты…

И даже можно локальный документ назвать «Высочайшее Повеление Директора, подлежащее неукоснительному соблюдению».

Но Кодекс обязывает разработать именно правила.

Так и разработайте их!

Создайте именно те правила, которые вам реально нужны.

***

Еще в 2018 году утверждены Приказом Минтруда России от 06.02.2018 № 59н «Правила по охране труда на автомобильном транспорте», в дальнейшем – замененные другими “Правилам…”

Именно этот документ мы и предлагаем вам использовать в качестве основополагающего отраслевого на вашем предприятии.

А все остальные следует считать вспомогательными (по работе с инструментом и приспособлениями, по работе на высоте, при размещении и ремонте технологического оборудования, и т.п.).

Также рекомендуем прочитать не только про новые правила – но и про их проект (в стадии обсуждения); там интересно.

© Область на островах

Добавить комментарий

Извиняемся, что отвлекаем... но это важно!

Если вы хотите получить консультацию, задать вопрос - то напишите нам: oblast@it-sakh.net

Если вам понравилась статья — пришлите ваш e-mail (адрес электронной почты), чтобы получать рассылки от нас.

Спасибо!

Попробуйте еще раз, произошла какая-то "ашыпка"

Область на островах will use the information you provide on this form to be in touch with you and to provide updates and marketing.

Извиняемся, что отвлекаем... но это важно!

Если вы хотите получить консультацию, задать вопрос - то напишите нам: oblast@it-sakh.net

Если вам понравилась статья — пришлите ваш e-mail (адрес электронной почты), чтобы получать рассылки от нас.

В них будут интересные статьи, новые и новенькие обзоры , а также (!) — и это впервые — уроки в виде полезных советов, лайфхаков и тонкостей/хитростей про экономичные траты, оптимизацию процессов и столько еще всего! 

Спасибо!

Попробуйте еще раз, произошла какая-то "ашыпка"

Область на островах will use the information you provide on this form to be in touch with you and to provide updates and marketing.