Предотвращение усталости водителей: как бороться с усталостью, специальные инструктажи для автопредприятий. Программа предотвращения усталости водителей – что это и практические советы по ее применению

Предотвращение усталости водителей: как бороться с усталостью, специальные инструктажи для автопредприятий. Программа предотвращения усталости водителей – что это и практические советы по ее применению

Водители на любом предприятии – это группа риска и группа работников, требующих повышенного внимания.

Управление источником повышенной опасности, перевозка грузов (в т.ч. опасных), пассажиров – факторы, избежать которых нельзя.

Одной из причин ДТП является банальная усталость.

Технические и организационные методы борьбы с ней – это использование тахометров, специальных систем мониторинга, контроль и учет рабочего времени водителей, запрет на вождение в темное время суток и т.п.

В данной статье рассмотрим более узкий метод – инструктаж.

Сначала немного теории.

Усталость – это физическая и умственная утомленность. Вызывается высокими нагрузками, недостаточностью отдыха, недостатком сна, иногда медицинской непригодностью к вождению. Влияет также прием некоторых лекарств (прочтите, не вызывают ли они сонливость).

Усталость – опасный фактор. Потому что он не сразу осознаваем. В отличие от превышения скорости, например, или иных разновидностей небезопасного вождения (рискованного). Усугубляющим фактором является то, что на усталость не влияет ни соблюдение ПДД, ни мониторинг транспортного средства, ни соблюдение режима (в силу физических, психоэмоциональных особенностей личности). Поэтому водитель должен быть обучен тому, как вовремя распознать признаки усталости и вовремя принять меры.

Дополнительно: вообще-то усталость может проявиться не только у профессиональных водителей, но и просто у работников. Например, едущих после ночной смены домой на личном авто (вот почему на некоторых предприятиях целесообразен запрет прибытия на работу на личном транспорте), работники физического труда (независимо от времени суток), мужчины в молодом возрасте (18-24 г.) и в возрасте 40+.

Хорошее средство от усталости – сон. Никакой другой отдых вам не поможет, т.к. это будет являться активной деятельностью.

О чем инструктировать водителей?

Для начала – о том, что такое хороший сон. Хороший сон – это сон длительностью семь или восемь часов (кому-то больше, в зависимости от индивидуальных особенностей). Спать нужно в темном помещении, т.е. задерните шторы. Помещение нужно проветрить. Помещение должно быть относительно прохладным. Источники беспокойства (мобильные, радио, ТВ и пр.) должны быть отключены. Если спите днем (перед ночной) – попросите вас не беспокоить. Спать перед ночной лучше начинать не с утра, а днем – так вы меньше времени проведете бодрствуя перед работой (менее накопите усталость уже ДО работы).

Еще по теме статьи можно почитать:  Правильно ли, что наряд-допуск выдает инженер или специалист по охране труда

Перед сном не нужно пить алкоголь, пить кофе.

Не нужны физические нагрузки.

Помните, усталость копится! Несколько дней с недостатком сна или повышенными нагрузками потребуют более длительный сон. Следует учесть это, планируя свое время отдыха.

Далее! Водители и организаторы поездок должны помнить: самые опасные часы для вождения это от 02 до 06 часов, и с 15 часов до 18 часов. Организм требует сна именно в это время. Также помните, что самые опасные точки путешествия – это конечные. Человек расслабляется, приближаясь к месту назначения.

Примерно то же самое происходит, когда наступает конец рабочей смены, конец вахты (на вахтовом методе). Работники расслабляются, и такие моменты наиболее опасны с точки зрения травматизма.

Каковы признаки усталости (для водителей).

Постоянная зевота. Тяжело держать голову прямо  и глаза открытыми. Зрение расплывчато. Состояние «дорожного гипноза», когда вы думаете о чем угодно, только не о вождении. Вы чувствуете голод или жажду (иногда необоснованную). У вас вспотели руки. Ваша реакция замедляется. Вы чувствуете себя зажатым. Не можете держать постоянную скорость, обращаете внимание, что авто «виляет». Слышен звон в ушах.

Вы не замечаете другие транспортные средства, до тех пор пока, они не догонят Вас.

Вы не помните где вы ехали 5 минут назад.

Если вы это заметили – вам нужно остановиться!

Обязательные меры: сон и кофе.

Поспать нужно 15-20 минут, больше не надо. Вы восстановитесь. А вот лишний сон может иногда и усилить усталость.

Попить кофе покрепче, одну или две чашки.

Что характерно, эффект от этих мер будет сильнее, если они обе будут совмещены. Причем, кофе нужно попить ДО сна (оно подействует как раз через 15-20 минут).

Помните, что вам не поможет громкая музыка, сила воли, аутотренинг и пр. Временно (от однообразия дороги) поможет остановиться и «пройтись».

Но лучше сна еще ничего не придумали…

Напоследок о планировании поездки.

Помните об обязательных перерывах (почитайте правила по охране труда на автотранспорте и иные документы, регламентирующие режим труда и отдыха водителей). Их соблюдение является обязательным. Менее опытным водителям рекомендуем делать остановки почаще. Если поездка будет «в ночь» или длительная – точки отдыха лучше продумать заранее. Особенно с учетом необходимости «крыши над головой» и дневного сна (вполне может понадобиться). Парковаться надо в безопасном месте (желательно, на специальных местах отдыха, площадках для парковки при придорожных кафе и т.п.).

Еще по теме статьи можно почитать:  Охрана труда в пищевой и рыбной промышленности

Перед поездкой (длительной) у водителя должно быть достаточно времени для отдыха, в т.ч. сна. Крайне желателен запрет на употребление алкоголя (трудовым законодательством это пока не регулируется, а требование локального акта могут признать избыточным, так что все остается на совести работника).

Запрещено превышать норму часов нахождения непосредственно за рулем.

Поездка должна быть в соответствии с планом – без отклонений.

При необходимости отклонений следует понять, насколько они критичны и насколько это повлияет на усталость водителей.

Отдельно о медицинских показаниях и лекарствах. Водитель должен сообщить о недомогании ДО поездки, даже если предрейсовый медосмотр им пройден. Употребляющие лекарства должны проконсультироваться с врачом, не повлияют ли эти лекарства на вождение.

Отдельно о питании. Кушать над стараться в привычные часы – не давая организму повод «возмутиться» и «принять меры к смене режима». В поездке питайтесь сбалансированно и в меру.

PS Все вышеперечисленное есть банальная программа предотвращения усталости водителей. В той или иной степени она применяется в крупных компаниях, в логистике. Она не является чем-то избыточным. Суть ее должна быть одна: помочь водителю (иному работнику) распознать признаки усталости и вовремя остановиться. Для этого не нужно создавать целую систему документации. Наверное, достаточно включить изложенную информацию в инструктажи по БДД и регулярно напоминать о ней водителям и организаторам поездки.

© Область на островах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *