Сахалинская область: подростковая преступность девяностых и проблемы следствия
Источник фактов и цитат: «Сахалинская область в документах и фактах. 1992-2000 годы», 2017 г., докладная записка старшего помощника прокурора о состоянии преступности несовершеннолетних (1994 год), докладная записка прокурора области о критическом состоянии следствия в ОВД (1994 год)
За пять лет подростковая преступность выросла на 37,2 процента. За первое полугодие 1994 года – на 31,9 процента.
Подростки стали наиболее криминогенной частью населения.
В чем причина? Криминализация общества в целом, «крутость» быть «рэкетом» (это дословная цитата, между прочим). Легкость денег. Власть над другими…
И безнаказанность.
Правда, справедливости ради – так или иначе жизнь наказывает всех, но это вопрос философский а не исторический и не краеведческий.
Почти цитата: Анализ динамики и структуры преступлений дает основание прогнозировать дальнейшее ухудшение обстановки.
Заглядывая вперед, приведем информацию из постановление губернатора № 204 «Об основных направлениях социальной политики по улучшению положения детей в Сахалинской области до 2000 года» (15 апреля 1996 года). Рост тяжких преступлений (в 2,3 раза в сравнении с прошлым годом). Около трети преступлений совершено подростками повторно. 3 000 человек под контролем органов внутренних дел, их них половина школьники (! – обычные школьники), почти 25 процентов – неработающие и неучащиеся подростки. На учете состоят 320 подростков, страдающих алкоголизмом, 486 – потребляющих наркотические и одурманивающие вещества (очевидно, газ, бензин и иные «токсикоманские» решения).
В девяностые детьми никто не занимался. Улица.. подвалы.. хуже, чем в конце восьмидесятых. Нет, были, конечно, разные секции (спортивные, в т.ч. восточные единоборства), были единичные энтузиасты (туризм, краеведение и т.п.). Но в целом – страна бросила поколение. Родителям некогда, государству не нужно. Информация из того же постановления: в 1990 году функционировало 36 оздоровительных лагерей с охватом 20 000 детей, в 1995 году только 14 с охватом чуть более 5 000 детей. «Но на фоне продолжающегося спада производства, снижения… …положение почти 200 тысяч детей остается тяжелым».
Вопрос «как мы выжили в девяностые» на самом деле надо адресовать молодежи.
Оглянитесь вокруг. Много ли среди вас сейчас лиц, рожденных в 1970-1975 году? Да, это уже не подростки были в девяностые… но именно их и выкосило в первую очередь волной криминала. Заказными убийствами. Наркотой. Это субъективное суждение… но вы оглянитесь, присмотритесь. Особенно, если у вас есть знакомые этих годов рождения. Спросите их, сколько их одноклассников осталось в живых… сколько и почему.
А теперь на фоне всего этого вспомним «смешные» факты о том, что на форму структуры МВД просили денег у спонсоров. О безработице. О низких зарплатах в милиции…
Разгул криминала был еще и потому, что требуемый принцип неотвратимости наказаний – не соблюдался. «Смешные» действия «ментов» в одноименном сериале, направленные на то, чтобы не возбуждать дело (ибо их и так хватает) – не смешны, но правдивы. Низкая раскрываемость… впрочем, читайте дальше.
Сложившаяся в органах внутренних дел ситуация НЕ позволяла обеспечить принцип неотвратимости наказания. Заполненность штата – примерно 70 процентов. И то не везде. Например, в Ногликах должно быть 11 следователей (по штату), фактически работало двое.
Нагрузка на следователя – более 46 дел одновременно.
Цитата: «…районах, в которых этот показатель трехкратно превысил научно обоснованную норму». Как думаете, влияет это на качество следствия?..
Еще цитата: «Непомерно большая нагрузка, неудовлетворенность результатами и условиями труда являются основной причиной ухода со следствия наиболее подготовленных кадров. Взамен же принимаются люди некомпетентные, не имеющие ни малейшего представления о следственной работе». Вспомните, кем был Ларин из того же сериала…
В записке приведено множество и иных фактов. Нелицеприятных. Такова была жизнь. Такова наша история…
Посему в философском вопросе «кто виноват» применительно к девяностым и разгулу криминала (особенно подросткового – бить тревогу по которому начали еще в начале восьмидесятых) можно увидеть разные аспекты.
И разных «ответственных».
Мы с вами …в их числе.
Государство отвернулось. Неграмотные кадры пошли в милицию. Покрывать преступников (не из страха, а из образа жизни) тоже было нормально (да и сейчас «стучать» же это называется). А это всё мы. Разные уровни и слои общества, составляющие то самое МЫ.
Мы такие, какие есть. Все начинается с нас.
© “Область на островах”