Каторга, Пикуль и мичман Максаков – персонаж вымышленный, но реальный. Мичман (позднее, лейтенант) Максимов… расстрелян в 1937 году.

Каторга, Пикуль и мичман Максаков – персонаж вымышленный, но реальный. Мичман (позднее, лейтенант) Максимов… расстрелян в 1937 году.

Предисловие

Неизвестно, что побудило Пикуля дать несколько иные имена персонажам своей книги «Каторга». Напомним, Пикуль не историк. А романист. И популяризатор. Если б не его книги – многие бы и не знали иных событий в истории российской и русской. Предположим, что Таиров был взамен Даирского потому, что «белый» (а Россия вообще «тюрьма народов»). Что Максаков – потому что реальный прототип был расстрелян и реабилитирован только после издания романа… что Ляпунов и Ляпишев намеренно так сделаны, ибо губернатор был неоднозначная фигура (и исторически лучше и Бунге, и иных последующих губернаторов нашего острова… см. например, вот тут)

Как ни крути – если б не роман, иные б и не заинтересовались. И не стали бы искать. И не нашли бы не стыковок. И вообще жили бы припеваючи будучи «родства не помнящими». В общем, велика заслуга автора в том, что побудил заинтересоваться историей.

Вперед, читатель. Узнай еще немного интересного о тех, кто защищал те места, где ты живешь.

(приводится по публикации «Русский лейтенант Максимов честно служил и защищал Сахалин»)

https://dolinsk.today/2021/03/05/russkij-lejtenant-maksimov-chestno-sluzhil-i-zashhishhal-sahalin/

Лейтенанта Максимова расстреляли 11 декабря 1937 года в Москве. Беспартийного пенсионера приговорили к высшей мере наказания за якобы контрреволюционную агитацию. В 1989 году офицера реабилитировал советский суд.  

Александр Максимов родился в 1874 года в Кронштадте, окончил реальное училище и поступил на службу в 148-й пехотный Каспийский полк. Прошел унтер-офицерские и офицерские курсы. В 1900 году был прикомандирован к флоту — видимо, в статусе «морского пехотинца». В 1902 году сдал экзамены и перешел во флот в звании мичмана.  

Первым боевым кораблем, где служил Максимов, стал крейсер «Диана». Это была одна из «богинь» русского флота — так звали однотипные крейсера, к которым относится и знаменитая «Аврора».  

В 1904 году Максимова перевели на «Новик» — новый скоростной крейсер, служивший на Дальнем Востоке. Морской «перехватчик» в первый месяц войны отважно сразился с японским флотом в Желтом море. А затем совершил невероятный переход к берегам Сахалина, в залив Анива, проскочив между Хоккайдо и Хонсю — по носом у противника.  

Еще по теме статьи можно почитать:  Город не может жить без театра. Картина первая

В августе 1904 года, принимая уголь в Корсакове, «Новик» был обнаружен японским крейсером «Цусима». Русские моряки приняли бой, несмотря на превосходство неприятеля в броне и вооружении.  

Крейсер лейтенанта Максимова честь нашего флота не посрамил — японец получил от русских артиллеристов несколько попаданий и вышел из боя. Но и «Новику» досталось так, что корабль решили затопить.  

Часть команды двинулась через нынешний Долинский район на север острова, чтобы соединиться с партизанскими отрядами или регулярными частями (прим. «Области на островах» – в 1904 году остров не был оккупирован, вероятно в публикации неточность – команда была эвакуирована во Владивосток, в октябре, действительно двигалась на север, но не для соединения с партизанами, коих просто тогда не было, а были дружины, сформированные из ссыльнопоселенцев и каторжан). Об этом походе остались воспоминания Андрея Штера, офицера крейсера. В них упоминаются мельница в селе Большое Такое и поселок Галкино-Врасское (будущий Долинск).  

Мичмана Максимова и часть артиллеристов оставили близ Корсакова для организации береговой обороны. В 1905 году мичману дали звание лейтенанта. В том же году, прикрывая отход дружинников полковника Арцишевского, лейтенант попал в японский плен.  

Вернувшись из плена в январе 1906-го, Максимов продолжил службу на флоте: командовал миноносцами на родной Балтике, защищал на реках подступы к Петрограду в боях Первой мировой.  

После революции честно служил России в Красной армии. Но, очевидно, в новых порядках Александра Максимова что-то не устраивало. Или он просто пал жертвой оговора — в те годы доносы могли стоить жизни любому человеку… 

***

Дополнение

24 августа в 6 часов утра в 5 милях от Корсаковского встали на якорь два японских миноносца. Даже затопленный “НОВИК” не давал врагам покоя и они решили взорвать его окончательно, выслав диверсионную группу на двух паровых катерах. Корпус крейсера почти полностью был затоплен, лишь часть верхней палубы и надпалубные постройки находились над водой. Высадившись на крейсер, японцы начали нырять в затопленные отсеки, производя минирование. Тем временем на берегу собрались взволнованные матросы, солдаты местной команды и со всей округи сбежались мирные жители. Максимов наблюдал за действиями японцев в подзорную трубу. Убедившись, что противник производит минирование, Александр Прокофьевич решает остановить его ружейным огнём. Установив прицел 1600 шагов, матросы и солдаты дали первый залп, получился малый недолёт. Изменив прицел на 1800 шагов (около 1300 метров), произвели второй залп, сразив несколько японцев стоящих на катере. Вражеские катера задним ходом стали отступать к своим миноносцам. С берега гремели залп за залпом, пока противник не вышел из зоны поражения.

Еще по теме статьи можно почитать:  Русско-японская война 1905 года на Сахалине. Жаркий июль. Партизанская дружина штабс-капитана Быкова.

Из донесения Максимова: “На катерах поднялся ужасный крик и беспорядочная ружейная стрельба, которая после меткого нашего залпа, тотчас же прекратилась”, “Потом удалось узнать от айнцев, что на катерах было трое убитых и 6 человек раненых”, “Транспорты, подняв катера, снялись с якоря и, взяв курс на зюйд, скрылись за горизонтом”.

В этот же день мичман с матросами изымают с “НОВИКА” пять трёхпудовых мин и о случившемся телеграммой докладывает командующему флотом. Своими решительными действиями Максимов отражает нападение неприятеля и предотвращает полное уничтожение крейсера.

И оттуда же:

В 1918 году – командир ТР «Рига».

1920 год – заведующий минным заграждением и тралением Чёрного и Азовского морей.

Служил в РККФ (честно).

На 1937 год – беспартийный, пенсионер, бывший морской офицер. Место проживания: город Москва, Гарднеровский переулок, дом 8, квартира 4.

26.08.1937 года арестован НКВД.

09.12.1937 года осуждён тройкой при НКВД по Московской области по обвинению в контрреволюционной агитации, приговорён к высшей мере наказания – расстрелу.

11.12.1937 года расстрелян в Москве.

В июне 1989 года реабилитирован.