И снова о Курильской программе и об Агентстве по развитию Курильских островов
Работа с сайтом и актуализация некоторых статей не так давно привела к рассмотрению публикации аж от 2016 года.
Вот она: читайте – про принятую курильскую программу до 2026 года.
Совпадение или нет – но недавно депутаты вдруг решили вообще закрыть эту программу. Мол, нерентабельная и Федерация денег не дает.
Ну, так-то оно так. Может быть. У нас вообще программы не выполняются, отчеты о выполнении или жуткие или их просто нет в открытом доступе.
И вот сейчас, через пять лет – самое время вспомнить, а на что надеялись и рассчитывали при принятии программы политики и депутаты?
Некоторые целевые индикаторы и их показатели, которых следует достичь на начало 2026 года: численность 24390 человек, объем инвестиций на душу населения 243,1 тыс. рублей в год, минимальная покупательная способность к среднеобластному прожиточному минимуму 373,7 процента (для Центральных и Северных Курил – данный показатель выше).
В направлениях развития – повышение уровня транспортной доступности, привлекательности островов как места проживания, развитие энерговооруженности и мощностей для добычи и переработки ВБР.
Да. Если б не ковид (а на него сейчас многое можно свалить), то что-то может и было бы достигнуто. А пока даже прирост не достигнут (см. цифры численности населения в городах и поселках области).
Хотя мы все понимаем, что «рождаемость» регулируется не только и не столько развитием (хотя и им), сколько целевой помощью государства. Факт уже доказанный, хоть и не однозначно воспринимаемый всеми.
Также в описательной части программы было сказано: На территории островов отмечено большое количество проявления руд черных, цветных, редких и благородных металлов, имеются привлекательные для организации предоставления бальнеологических услуг минеральные источники и месторождения грязей.
Иными словами, есть ресурсы – востребованные в АТР и туристический потенциал. И что? Ни развития ресурсов, ни потенциала…
Собственно, вообще, бьются ли программы развития с программами развития? Когда пишут про туризм, учитывают инвестиции по развитию территории (по той же строке)? Комплексно ли подходят?
Цитата: “До 2020 года планируется реализовать мероприятия для бесперебойного сообщения между островами и материком, реализовать ключевые проекты и социально-ориентированные проекты“.
Для бесперебойного сообщения кое-как построили два судна. Количество вылетов так и не увеличили (хотя малая авиация на Сахалине вроде бы как, по мнению ПСО, начала двигаться к истокам, т.е. к аэродромам, бывшим ими еще при СССР, но совершенно не выполняющими свою функцию).
Собственно, отчет бы посмотреть детальный – но… нет его. Только на словах.
Посему неясно, за чей счет и в рамках какой именно программы построены суда, отремонтирован «Игорь Фархутдинов» и запущен вертолет с Кунашира на Шикотан.
Ну и как быть с «Дружбой» и «Надеждой» – которым скоро уже столько лет…
Некоторые мероприятия из программы:
Строительство причального комплекса в Южно-Курильске, реконструкция автодорог Южно-Курильск – Головнино, Курильск – Буревестник, создание рыбоперерабатывающего кластера (производство при глубокой переработке продукции, заводы по переработке рыбной продукции, обновление и модернизация флота) , строительство тепличных комплексов в Южно-Курильске и Рейдово, строительство туристско-рекреационного комплекса «Горячий пляж» на Кунашире, строительство инженерных инфраструктур микрорайонов, строительство котельных и реконструкция магистральных тепловых сетей, реконструкция систем водоснабжения и водоотведения, строительство жилых домов на Кунашире, Итурупе, Шикотане, школ, детсадов, спортплощадок/
Сделайте выводы сами – что выполнено и что нет. А если выполнено, то в каком качестве.
Почему вновь поднимается вопрос?
Да потому что нецелесообразность данной программы была видна с самого начала. Еще с 2013 года. Еще с создания специального Агентства… (ныне почило в бозе, до этого пыталось воскреснуть как часть Минстроя области, ныне это ГКУ «Дирекция по реализации федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области”, которую депутаты тоже не жалуют)
Все, что планировалось – планировалось за счет средств бизнеса (ага, они взяли и в убыток себе построили что-нибудь туристическое), области (клялись вложить не менее половины в бюджет программы) и Федерации.
НО! Сама программа все же федеральная, а не областная.
Так почему при наличии возможностей не строили и не развивали территорию сами? Почему при «жирных» бюджетах не закладывали транспорт (в первую очередь) за счет области (пусть и в той же федеральной программе – тем более, если пообещали вложения)? Ведь его строить легко (в отличие от дорог) и дешевле (в отличие от всего остального).
Почему…
Почему…
И еще почему.
Спойлер: да потому, что среди прочих причин в 2015 году “усадили” губернатора и “жирный” бюджет “перераспределили”; и еще потому, что все “прожекты” требовали денег, а насущные проблемы никого из них по-настоящему не волновали
А теперь (еще раз внимание!) депутаты предлагают отказаться от этой программы. Средств у Федерации …нет. Правда, на самом сайте Думы об этом ни слова. Смекаете?
Не менее странно это еще и на фоне вот таких вот отчетов (вот каких – вот мы как можем!) о реализации программы. Отчет в виде пресс-релиза… и тем не менее, оказывается, три четверти бюджета давала область.
ДАЙТЕ ОТЧЕТ ПОЧИТАТЬ!..
Ну что ж. Кто разгадает сей ребус?..