История Долинского района (Сахалин). Гость эфира (КП-Сахалин) – Виктор Яковлевич Горобец

История Долинского района (Сахалин). Гость эфира (КП-Сахалин) – Виктор Яковлевич Горобец

Предисловие

Любая история любого места – начинается, как правило, с музея.

Если хочешь что-нибудь узнать о городе, районе …приезжаешь туда и идешь в краеведческий музей.

(откорректированная расшифровка эфира от 27 октября 2021 г. на радио “КП-Сахалин”)

Виктор Яковлевич, однажды вы упомянули, что двадцать лет у вас заняло это действие (открыть музей в Долинске)… Почему так получилось?

Легендарные здесь острова

Где пропахшая йодом трава

Где истории звонкая медь

О которой нам хочется петь…

Одним из таких островов – является Сахалин. Я не только вырос, учился, работал, закончил вечернюю школу в Долинском районе. История района очень интересная. Я потому и покинул Южно-Сахалинск и уехал туда, осуществить свою мечту.

Вначале я мечтал сделать музей. Исторический. Краеведческий. Не для себя, не для взрослых. Для детей. Чтобы они знали историю края. Потому что историю края они плохо знают. Возьмем хотя бы очерк Чехова «Остров Сахалин» (очевидно, имеется ввиду книга – прим. “Область на островах”), его мало кто читал. И на уроках истории и литературы учителя брали бы отрывки и знакомили бы детей… с той историей, которую застал писатель Чехов на Сахалине.

Двадцать лет я обивал пороги. Все обещали. Поможем. Сделаем. Но так ничего и не получалось. Пока в Покровской школе, где я работал в последнее время, я не собрал материал. И дети помогали.

И сделали краеведческий музей.

Это началось в двухтысячном году.

А материал я собирал задолго до этого. Лет сорок собирал. Не все вошло в этот школьный музей – помещение маленькое. Палеонтология, археология, история русско-японской войны и, конечно, история заселения Долинского района вольными поселенцами и каторжанами.

Наконец-то в прошлом году (2020 г. – прим “Область на островах”) вопрос этот решился окончательно. И мэр (я считаю, что молодец) сдержал слово, под музей было куплено здание недостроенное. Затем произошла реставрация, и вот 11 сентября этого года музей был открыт.

Я в нем проработал всего месяц.

А потом уволился.

Дело в том, что у меня очень много других задумок, а работая в музее нельзя осуществить их.

Давайте кратко расскажу, что меня интересовало, и что я хотел собрать в этом музее….

Это музей – нынешний – переехал из Покровки?

Нет, там тоже сохранился. Я забрал только некоторые вещи. Они больше представляют интерес не для школьников, а для взрослых людей.

Давайте виртуальную экскурсию по музею?

Прошлое. Палеонтологический материал. Собран в разных местах, но в основном на Найбинском палеонтологическом разрезе. На этом разрезе в свое время работал в 30-е и 40-е годы японский ученый Мацумото (профессор), а в 50-е и 60-е работал наш профессор Верещагин. Там представлены несколько видов обитателей мезозойских морей. Аммониты… те животные, окаменелости которых можно встретить в этом районе. Это район Найбы, притока найбы – реки Красноярки.

Помимо этого постарался собрать небольшой материал по минералогии. Минералы есть в Долинском районе уникальные и интересные. Некоторые из них (сердолик) являются лечебными. Еще в годы Отечественной  войны одна из хирургов госпиталя в Новосибирске использовала сердолик для лечения ран. Не нужно было бинтов. Достаточно было поводить камнем вокруг раны несколько раз, и раны заживали, очень быстро. Ей, конечно, не верили, но эта терапия прижилась и признана действительной.

Перейдем к истории более понятной нашим слушателям. Каторжный и около-каторжный период. С чего начался город Долинск?

Город начался с заселения места – по айнскому Сиянцы. Затем переименован в Галкино-Враское. Галкин-Враской это был смотритель тюрем. Главный начальник, можно сказать.

То есть город Долинск изначально был назван в честь тюремщика.

Это был хороший человек. Следил за тюрьмами, чтобы режим там был более менее благоприятный для каторжан. Хотя, конечно, что взять с каторги. Каторга есть каторга…

Впоследствии город был перенесен к востоку на холмистую местность. Потому что внизу весной Сиянцы заливало водой, и каторжане от дома к дому плавали на лодках. Уносило стога сена. Заливало поля.

События 1905 года – действия штабс-капитана Ильяса Даирского. Каким был этот человек? Праобраз Даирского в книге «Каторга» представлен нелицеприятно… есть ли какие-то документальные подтверждения его настоящего характера?

Еще по теме статьи можно почитать:  Константин Гапоненко. Рассуждая о "Курильском узле"

Писатель есть писатель. Он может что-то выдумать. За это его ругать нельзя. Хотя я ему (В.Пикулю – прим. “Область на островах”) написал письмо – вы бы хотя бы приехали на Сахалин. А то пишет всякую чушь. Что в Южно-Сахалинске (во Владимировке бывшей) у нас бушует море.

У нас в Долинском районе в этот период воевали три партизанских отряда. Отряд Василия Петровича Быкова – самый большой по численности. Отряд Ильяса Даирского – 183 человека. И маленький отряд, который был создан по приказу капитана Быкова, и руководил им смотритель Галкино-Враской тюрьмы (а тюрьму из Корсаковска как раз в марте 1905 года перевели в Галкино-Враское). Смотрителем был двадцатисемилетний чиновник, Маркевич – личность, в общем-то, малоизвестная. Только по архивным документам удалось установить, кем он был, чем занимался…

Что касается отряда Быкова, то это более менее известная страница. Недавно сахалинские поисковики проводили презентацию книги о капитане Быкове, заказали бюст капитана. Подарили нашему музею. Но я считаю, что бюст надо поставить не в музее, а в поселке Быков. Потому что сами быковчане не знают, кто такой был Быков. Я как-то спросил жителя… скажите, в честь кого назван ваш поселок. Да, говорят, тут быков здесь когда-то пасли. Вот вам знание истории…

Вернемся к Даирскому

Даирский должен был воевать на реке Лютога. Но когда Даирский узнал, что основной отряд (отряд Арцишевского) сдался в плен, он решил уходить на север по западному побережью.

Вышел на Холмск (Маока – прим. “Область на островах”), стал подниматься «вверх». Там он допустил небольшую ошибку, потопил шхуны с товарами японскими, а японцам предоставил лодку и отправил их восвояси в Японию. А те по пути встретились с японскими крейсерами. И направили их на Даирского.

В районе нынешнего села Чехова крейсера настигли отряд. Даирскому пришлось уйти по Чеховке вверх оставив разведку. Затем он дошел до знаменитых водопадов на г. Шпамберга, где образуется река Чеховка. Подняться не мог. Скалы, веревок не было. А нужно было не только самим подняться, но и протащить скот. Поэтому он вернулся, забрал разведку и ушел на реку Найбу.

Здесь он принял реку Ласточку за основной исток Найбы. И решил возвратиться на эту речку, удобное было место для засады, и удобная долинка, где мог пастись скот. Когда утром рано, тридцатого августа 1905 года, они перешли Найбу, подошли к устью Ласточки, то услышали собачий лай. Айны, проводники, вели японцев. Часть японцев шла по реке Ласточке, часть по сопкам.

На сопку он послал первый взвод. А прапорщика Хныкина, заместителя своего, послал по реке Ласточке. Хныкин разбил  японцев, вернулся к основному отряду. А первый взвод отбивался.

Отряд Даирского 183 человека, у японцев – больше тысячи солдат.

Зная о жестокости японцев партизаны первого взвода бросились в пропасть. Один остался, прикрывал их отход. Он был сапожник. Место, где он сожжен… это было в тридцатых годах, японцы-поселенцы занимались лесом, сгребали останки наших партизан и своих воинов, и сжигали их. Вот я нашел кусок от бушлата. В кармане был сапожный нож и сапожный молоток. Возле его ячейки стрелковой я насчитал двадцать семь гильз. Однозарядка… приходилось зарядить, выстрелить, передернуть, вставить патрон. На все это уходило время. А у японцев были пятизарядные винтовки, скорострельные.

Даирский решил спуститься вниз по Найбе, надеясь встретиться с Быковым. Но в Уртайской долине обнаружил ящики, которые оставил Быков, и послал разведку во главе с прапорщиком Хныкиным. Разведка вернулась и сказала, что в поселке Отрадное (нынешний Углезаводск) японцы, и пройти невозможно. Они решили остаться здесь, в этих сопках. Сопка представляла из себя три террасы. На последней террасе они устроили свой лагерь. А за сопкой была небольшая долина, и туда они перетащили скот.

В этот же день, где-то в половине двенадцатого дня, на них вышла разведка лейтенанта Кавайи.

(перерыв)

Что чувствует человек, когда там находится?.. (в тех местах, где происходили важные и трагичные события)

Разное чувствует. Это место уникально тем, что там частенько проявляются хрономиражи. Что такое хрономираж – я поясню. Ученые знают такое явление, но как оно происходит, никто не знает.

Еще по теме статьи можно почитать:  Сахалинский областной краеведческий музей. Археология. Что хранит земля (эфир на радио "КП-Сахалин")

Когда мы к столетию тащили туда крест и памятник Даирскому, не доходя до места боя, около полутора километров, то услышали выстрелы. Беспорядочная винтовочная стрельба. Я приказал своим мальчишкам: «Сядьте за деревья, спрячьтесь. Не дай бог. Кто там, я не знаю… может, шальная пуля».

Мы подумали, это охотники.

Когда прошла стрельба, мы пришли на место, то никаких следов присутствия человека там не было.

Мы слышали с вами, ребята… столетний бой.

Отзвуки 1905 года.

Что касается Даирского – то о нем (как о человеке – прим. “Область на островах”) можно судить хотя бы по одному такому эпизоду: когда японцы в конечном итоге окружили отряд, Даирский приказал вместе с прапорщиком Хныкиным уходить в тайгу. Сам остался с ранеными. Я, говорит, их бросить не могу. И вот, когда японцы окружили, то стали прикалывать штыками раненых солдат, заставлять кричать «Русские выходите, вам ничего не будет!». 

Сто двадцать девять человек вышли. Два (Архип Макенков – моряк флотского экипажа и один из каторжан) не вышли. Впоследствии шли за подгоняемыми связанными нашими пленными, прошли десять верст. Это, я подсчитал, правый приток реки Найбы, в десяти километрах от нынешнего поселка Быков. И там действительно нашли следы пребывания отряда и места казни. На этом месте тоже поставили памятный знак. Православный крест.

Это проходимые места?

Да, от Быкова спокойно даже проехать можно. Проехать прямо, до этого памятника. А вот в Уртайскую долину не знаю. Раньше дорога была хорошая, но после дождей смыло все, и сейчас в одном месте там практически не проехать на машине. Может, на джипе, и то надо гать настилать через речку.

А есть что-то до сих пор засекреченное про войну на Сахалине? Документы, к которым доступа нет

Не знаю. Вряд ли. Потому что я знакомился и с японскими документами, и просто смотрел на все это взглядом наших историков, и взглядом японских. Различия есть. И у тех и у других.

Суть в другом.

Артефакты, которые мы находили, говорят о многом. Вот легенда, что лейтенант Кавайи (вел бои с дружиной Даирского – прим. “Область на островах”) был убит разрывной пулей. Действительно, патрон от «Бердан-2» считался разрывным. Но там, где погиб лейтенант, я нашел его часы. И нашел место кремации его, на этом месте сейчас стоит памятник. Поставлен в 1918 году местными жителями. Там стреляных гильз (от «Бердан» – прим. “Область на островах”) я практически не нашел. А от Мосинской винтовки нашел. И вот японцы говорят, ранен он был в живот; по другим источникам – в грудь. Но я думаю, если б попала пуля от «Бердана», он бы долго не прожил, скончался максимум через час, а он прожил с половины двенадцатого до половины пятого. Судя по всему, он был ранен именно мосинской пулей.

А как японские историки, краеведы к этой войне относятся? К боевым действиям на Сахалине?

По всякому.

Вот мы начали с названия острова Сахалин. Масса ему названий, и все выдают за истину. Я считаю, что названий древнего Сахалина – два, которые имеют право на существование. Это Карафуто – название, которое в 19-м веке японские дипломаты представляли русским на «катакане»  (слоговая азбука), которая не дает точного представления… (о значении – прим.). А на «хирагане» (тоже слоговая азбука) они еще в средневековье знали, что Карафуто – это «большой остров иностранцев». Знали, что это не японский остров.

Второе название – чисто айнское. Караптомо сири (не ручаемся за правильную запись и транскрипцию – прим.) – остров со множеством горных озер. И действительно, в восьмидесятые годы, я занимался исследованием и поиском этих озер. И на юге Сахалина в горах очень много озер. Но сейчас многие повысохли. Усыхают озера на горе Шпамберга. Уникальный район. Это, как я считаю, палеовулкан. Кристальная вода в озерах.

Это мы в нашем повествовании плавно переходим к айнам?

Там, на этом месте, я нашел городище, совершенно случайно. Городище карликов «карапугоро» – люди, живущие под листьями лопуха. В айнских легендах говорится о том, что когда они пришли на Сахалин (они пришли где-то в 12-13 вв., по мнению ученых), то здесь они встретились с карликами и рыжеволосыми гигантами-каннибалами. И что интересно, когда начинаешь говорить об этих легендах, то многие их просто высмеивают. Сказки, подумаешь… а я считаю, что легенды это отражение истины.

Еще по теме статьи можно почитать:  Оценка воздействия на окружающую среду при строительстве ГРЭС-2 в Ильинском одобрена

Легенды айнов очень интересны. Я убедился, что эти рыжеволосые каннибалы были здесь на Сахалине. И оставили после себя артефакты. Например, в Долинском районе находится древняя обсерватория. Японцы отнесли ее где-то к третьему тысячелетию до нашей эры. В принципе, это лунный календарь. А лунный календарь использовали те народы, у которых было принято приносить жертвы. И поскольку это каннибалы, значит, они тоже приносили жертвы.

Обсерватория представляет из себя насыпные валы, с высотой рост с человека. С разрывами в разные стороны света, в разрывы можно было поставить шесты и по ним определять восход луны.

Древние люди спокойно этим владели, умели и пользовались…

Самое интересное, что подобную обсерваторию я нашел и в районе Охи. В 1990 году я там искал место расстрела репрессированных. И ветер холодный был с Охотского моря, я присел в котлован. И думаю костерок разожгу, чай вскипячу. И вдруг до меня доходит, что я видел что-то подобное уже. Только там огромное, а здесь уменьшенное. Оказалось, что это тоже лунный комплекс. Я быстренько взял записную книжку, зарисовал, измерил все это.

При СССР и при японцах – у нас был опыт добычи нефти из угля

Бензин, дизтопливо и керосин – действительно была у японцев технология, добывать это из угля. Таких заводов перед войной 1945 года было два – один в Горнозаводске (под кодовым названием «двадцать второй») и завод № 23 в Углезаводске. Использовали уголь с шахты Быковской. Отличный уголь.

Завод просуществовал до 1945 года. Один из моих знакомых после окончания университета работал на этом заводе, завод выдавал продукцию на 60 процентов (до 1945 года). После 1945 года как ни пытались восстановить, ничего не получилось. В конечном итоге порезали завод на металл, а на его месте сделали совершенно другой завод. Завод ЖБИ .

Расскажите про поисковые работы

Поисковые работы это очень сложный процесс. Я, видимо, родился поисковиком. Я использую все методы поиска. В частности нетрадиционные. Такие как лозоискательство. Такие как …в последнее время стал применять и хрономиражи. Кстати, они оправдывают эти вещи. Информационный фон Земли хранит (информацию – прим.) обо всем, что было, и в виде голограммы эти события «запечатаны». И потом они в какой-то момент проявляются. Как – я не могу сказать. И никто не может. Но они есть. Это бывает зрительный хрономираж, бывает слуховой.

Я не один, я с детьми с этим сталкивался. Я работал в училище, водил детей в походы по месяцу, и там мы встречались с этими загадками природы. Иногда это просто вообще мистические случаи. Но что такое мистика? Я считаю, это непознанные законы природы, проявление каких-то природных энергий и сил.

Недоказанная наука.

Эти (законы) есть, и от них никуда не денешься. И считать, что это галлюцинации … я не считаю.

А если к более доказанным фактам обратиться… Это правда, что вы с помощью лозы обнаружили захоронение?

Я перезахоранивал отряд Слепиковского на Тунайче, с помощью вот этой лозы. Берешь лозу, идешь… Лоза показывает. Она даже показывает, есть там кости человека или нет. Это надо просто настроить себя. Смешно, конечно, говорить, но рамочки металлические – они как стрелки компаса. Задаешь мысленно вопрос (но только краткий), и они тебе отвечают на этот вопрос. Разговариваешь, как с живым существом. Хотя это может показаться, что человек «свихнулся», но оно так.

Я не только искал так захоронения 1905 года, но и людей, которые пропадали, с помощью этих вещей. «Потеряшки», человек пошел и заблудился. Убили. Вот был случай (ведущий прерывает – прим.)…

Вы занимались поиском на Верхнем Армудане. Что случилось, почему прекратились поиски

Я выполнил задачу, которую передо мной поставили. Нашел захоронение. Вскрыл могилу. Посмотрел, как это было…