Новые требования к инструкциям по охране труда и правилам по охране труда

Новые требования к инструкциям по охране труда и правилам по охране труда

Несмотря на то, что требования к работодателю разрабатывать собственные правила по охране труда (!) существует в ТК РФ давно (ст. 212 ТК РФ) – только в этом году вышел приказ Минтрудасоцзащиты РФ (№ 772н от 29.10.2021 г.), утверждающий требования к порядку разработки таких правил и их содержанию.

Тот же приказ утверждает аналогичные требования к инструкциям по охране труда.

Приказ вступает в силу с 01 марта 2022 г., будет действовать до 1 марта 2028 г.

Ранее мы уже рассматривали этот проект (читайте здесь)

Итак!

Необходимый перечень правил и инструкций определяет работодатель.

Руководствуясь спецификой деятельности и оценкой уровней профессиональных рисков в правилах и инструкциях можно устанавливать дополнительные требования безопасности.

Утверждать правила (стандарты) и инструкции необходимо с учетом мнения профсоюзов (иных представительных органов работников).

В чем отличие правил от инструкций? Правила (стандарты) по охране труда должны содержать требования по обеспечению безопасности труда и контролю при организации работ работодателем (уполномоченным им лицом). Инструкции по охране труда должны содержать требования по безопасному выполнению работ работником (исполнителем).

Правила разрабатываются как стандарт либо иной любой локальный нормативный акт. Они не могут противоречить федеральному законодательству.

Состав правил (главы):

а) общие требования;

б) требования охраны труда работников при организации и проведении работ;

в) требования, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений), в целях обеспечения охраны труда работников;

г) требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест в целях обеспечения охраны труда работников;

д) требования, предъявляемые к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства в целях обеспечения охраны труда работников.

К каждой главе устанавливаются дополнительные требования к их содержанию. Основные аспекты:

  • описание вредных и (или) опасных производственных факторов, профессиональных рисков и опасностей;
  • требования охраны труда, предъявляемые к работникам;
  • требования по проведению технико-технологических и организационных мероприятий, в том числе при назначении должностных лиц, ответственных за организацию, выполнение, контроль выполнения соответствующих мероприятий;
  • требования при организации работ по наряду-допуску (при наличии);
  • меры, исключающие непосредственный контакт работников в процессе труда с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими на них опасное или вредное воздействие, с указанием опасностей и связанных с ними профессиональных рисков, возможного причинения вреда здоровью работника и перечня конкретных мер, направленных на защиту работников от определенных опасностей;
  • способы контроля и управления, обеспечивающие защиту работников, отключение или блокировку оборудования;
  • способы своевременного уведомления о возникновении вредных и (или) опасных производственных факторов, реализации профессиональных рисков при проведении работ;
  • меры по защите работников, реализация которых необходима при возникновении аварийных ситуаций;
  • требования к применению средств индивидуальной защиты работников, методов и средств коллективной защиты работников;
  • мероприятия по обеспечению безопасности труда при организации работ на опасном технологическом оборудовании;
  • меры по удалению опасных и вредных веществ и материалов из рабочей зоны;
  • меры по удалению и обезвреживанию отходов производства, являющихся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов.
Еще по теме статьи можно почитать:  Стоимость квадратного метра жилья на Сахалине и Курилах

Появляется законодательное требование о наличии согласования правил: не только с профсоюзом, но и руководителем юридической службы, службы охраны труда, лицом, ответственным за разработку правил. Работодатель вправе и расширить круг согласующих.

Правила утверждаются работодателем (руководителем или уполномоченным им лицом).

При необходимости правила могут содержать требования или ссылку на требования законодательства федерального уровня.

Ключевой вопрос все тот же – зачем переписывать федеральные правила, приземляя их? Что от этого фактически изменится? Логика работодателя не ясна. Уже хорошо, что не «прописано», как предполагалось, что правила будут создаваться на основе правил по охране труда федерального уровня…

Создавать же документ, содержащий в каждом разделе строку «требования полностью совпадают с разделом N правил по охране труда N в сфере Y», также не разумно, ибо нет практической ценности.

Инструкции по охране труда разрабатываются целиком и полностью на основе установленных государственных нормативных требований охраны труда и требований разработанных работодателем правил.

Фактически отменено (по нашему мнению) деление на инструкции «по профессии» и «по виду работ». Исходя из буквы приказа инструкция для работника может быть одна «исходя из его должности или профессии, направления трудовой деятельности или вида выполняемой работы». Что, конечно же, упрощает документооборот и позволяет не плодить кучу бумаги, но с другой стороны потребует гораздо более тщательно подойти к содержанию инструкции (возможно, значительно увеличив ее объем).

Дополнительно при разработке инструкции используют результаты специальной оценки условий труда, профессиональные стандарты, профессиональные риски и опасности, результаты расследования несчастных случаев и анализ их типичных причин для данного производства (должности, работы), а также меры и требования безопасности, изложенные в технической  и технологической документации.

Разделы инструкции остаются те же:

а) общие требования охраны труда;

б) требования охраны труда перед началом работы;

в) требования охраны труда во время работы;

г) требования охраны труда в аварийных ситуациях;

д) требования охраны труда по окончании работы.

Также установлены некоторые требования к содержанию этих разделов.

Некоторое новшество – для новых и реконструированных производств допустима разработка временных инструкций, которые вводятся в действие на срок ДО приемки производств в эксплуатацию.

Еще по теме статьи можно почитать:  Новые правила по подъемным сооружениям (ФНП), 2021 год

ИОТы утверждаются работодателем (руководителем либо уполномоченным им лицом) с учетом мнения (читай – согласования) профсоюза (иного аналогичного органа).

Причин для пересмотра осталось четыре:

а) при изменении условий труда работников;

б) при внедрении новой техники и технологии;

в) по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

г) по требованию представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда или органов федеральной инспекции труда.

Напомним, ранее обязательно было пересматривать инструкции через определенный период. Собственно, это и сейчас не возбраняется, более того, в ряде систем управления охраной труда и/или руководствах по менеджменту качества периодический пересмотр документов есть ключевой процесс этапа «анализ» или «улучшение».