Производственный контроль качества горячей воды – надо ли замерять температуру горячей воды?

Сразу спойлер: нет, не надо! Несмотря на то, что Роспотребнадзор на этом пытается настаивать, и приводит какие угодно доводы, требуя включить в программу ПК замеры температуры горячей воды из крана.

Да еще по этому вопросу есть противоречивая судебная практика, которую очень тяжело «опрокинуть» (если она сложилась в вашем регионе “не в вашу сторону”).

Тем не менее, история успеха есть. И мы ей поделимся.

Итак, дано: программа производственного контроля качества горячей воды, направленная на согласование в Роспотребнадзор (территориальное отделение). Все по правилам, содержание, выбранные параметры контроля, периодичность, но…

Роспотребнадзор отказался согласовывать программу «по   причине отсутствия в ней периодического замера горячей воды». Ни больше и не меньше.

В соответствии с пп. 77 и 79 СанПиН 2.1.3684-21 (с учетом п. 4 Постановления Правительства РФ от 06.01.2015 № 10) перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, приведенным в приложении № 2 к СанПиН 2.1.3684-21, а сама программа разрабатывается с учетом только требований Постановления Правительства РФ от 06.01.2015 № 10 и приложений №№ 2, 3, 4 к СанПиН 2.1.3684-21.

Таким образом, в законодательстве имеется исчерпывающий перечень норм, устанавливающий требования к содержанию программы и перечню показателей, по которым осуществляется производственный контроль с установлением определенной частоты отбора проб.

Ни Постановление Правительства № 10 от 06.01.2015 г., ни приложения к СанПиН 2.1.3684-21 (№№ 2, 3, 4) не содержат требований к проведению замеров именно температуры горячей воды именно в рамках производственного контроля за качеством горячей воды. Таким образом, данные замеры являются избыточными и необоснованными, и НЕ подлежат включению в программу производственного контроля качества горячей воды.

Вот такая логика предприятия, осуществляющего горячее водоснабжение жителей микрорайона.

Основанная, заметим, на букве закона.

Еще раз, если кратко: есть СанПиН, есть приложения к нему и это ЕДИНСТВЕННЫЙ источник требований к перечню показателей и частоте отбора проб.

Почему на этом останавливаемся подробно?

Потому что программа производственного контроля должна включать в себя:

а) перечень показателей, по которым осуществляется контроль;

б) указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих водоснабжение, и абонентов;

в) указание частоты отбора проб воды.

И ничего более.

Посему требования включать туда то и это, и пятое и десятое (даже высказанное в «мягко-пожелательной» форме) не законны. А на практике Роспотребнадзор ничтоже сумняшеся приплетает к этой программе иные требования, относящиеся к иному производственному контролю (который за состоянием условий труда). Причем приплетает, включая их в предписания, например…

Еще по теме статьи можно почитать:  Как проводить проверку знаний при вступлении в силу новых правил, 2021 год. Надо ли направлять работников в учебный центр для внеочередной проверки знаний

Продолжим нашу историю. Итак, программа, которую представили на согласование, отвечала этим требованиям. И была составлена как раз на основании приложений к СанПиН (т.е. и параметры и периодичность были выбраны верно и без уклонений, т.е. “по максимуму”).

Теперь рассмотрим, почему Роспотребнадзор отказал.

Заметьте, он НЕ указал конкретную причину отказа. А она должна быть одной из следующих (или сразу обе):

а) программа производственного контроля не соответствует всем требованиям (имеются ввиду требования к содержанию, приведенные выше);

б) предусмотренные программой производственного контроля показатели, по которым осуществляется контроль, места отбора проб воды и частота отбора проб воды не отвечают требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

То есть или в программе чего-то нет (показателей, мест отбора или частоты), или есть, но взяты не из приложений к СанПиН (параметры выдуманы, периодичность отбора проб увеличена, количество проб меньше минимально установленного, и т.п.).

Было ли такое в представленной программе? Не было.

Требование к замерам температуры горячей воды в рамках именно ПК (подчеркиваем это! – помните, обеспечить температуру в нужном диапазоне организация обязана! И вот это уже не обсуждается) является избыточным. Оно не включено в приложения к СанПиН, определить точку отбора и их количество, а также периодичность в действующей нормативной базе НЕВОЗМОЖНО.

NB Поражает незнание специалистов от надзорно-контролирующих органов собственной нормативной базы. «Вы же можете сами измерять!» – удивляются они. А вот и нет. Цитата: «Проведение лабораторных исследований и испытаний отобранных проб воды в рамках производственного контроля осуществляется юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации». Иными словами, лаборатория должна это делать. И не абы какая, а аккредитованная на это (т.е. в области аккредитации должен быть пункт «замер температуры горячей воды термометром» – ну или как-то так).

Собравшись с мыслями организация вступает в переговоры. Обе стороны пытаются устно объяснить свою позицию, но …увы.

Если кратко – позиция организации уже объяснена нами, а позиция Роспотребнадзора сводится к тому, что «все, что указано в нормативке вообще – подлежит производственному контролю».

Спойлер: на вопрос «А если мы поставим периодичность замеров температуры один раз в сто лет – то что будет? А мы можем – ведь нет в законодательстве периодичности, правильно?.. И попробуйте не согласовать!» – сотрудник, видимо, понимая абсурд ситуации, предпочел умолчать.

В общем, прийти к консенсусу не удалось.

Еще по теме статьи можно почитать:  Что делать, если учебный центр выдал удостоверение не по форме

Роспотребнадзор в итоге был вынужден помимо одной фразы («по   причине отсутствия в ней периодического замера горячей воды») дать ответ со ссылкам на нормы закона – и он его даёт.

Не будем приводить его – дадим сразу ответ организации, повторно попросившей согласовать программу.

Вот выдержка из этого ответа.

Сначала, конечно, стандартная фраза «Вами не указаны конкретные несоответствия со ссылкой на нормативный документ, регулирующий производственный контроль как в части перечня показателей, так и в части периодичности измерений». На самом деле она означает, что Роспотребнадзор не смог найти в СанПиН и приложениях требований к замеру температуры горячей воды с указанием периодичности.

Ну и далее следует само «разбитие» доводов, на которые ссылается Роспотребнадзор:

  1. Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» не содержит требований и указаний к объему (перечню показателей) и периодичности отбора проб (замеров).
  2. Пункты 75 и 84 СанПиН 2.1.3684-21  не регулируют объем (перечень показателей) и периодичность отбора проб (замеров) для целей производственного контроля. В соответствии с пп. 77 и 79 СанПиН 2.1.3684-21 перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб должны соответствовать требованиям, приведенным в приложении № 2 к СанПиН 2.1.3684-21 (т.е. только им и регулируются! – прим. наше), на которое Роспотребнадзор не ссылается и которое НЕ содержит указаний к контролю температуры горячей воды.
  3. Постановление Правительства РФ от 06.01.2015 № 10 «О порядке осуществления   производственного   контроля   качества   и   безопасности питьевой воды, горячей воды» не раскрывает перечень показателей и периодичность отбора проб, а указывает лишь на то, что «перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб воды устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». Этот перечень и установлен Роспотребнадзором путем издания СанПиН 2.1.3684-21 (приложения к нему №№ 2,3,4).
  4. МУ 3.1.2.2412-08. 3.1.2. «Инфекции     дыхательных     путей. Эпидемиологический  надзор  за легионеллезной  инфекцией. Методические указания» и Письмо  Роспотребнадзора  от  24.08.2009  N  01/12157-9-32  «О надзоре  за  соблюдением  нормативных  требований  к  температуре  горячей воды в местах водозабора» не являются нормативными документами. (прим. наше – вообще неясно, насколько надо быть уверенным в себе либо в отсутствии последствий, чтобы в официальном ответе оперировать документами, не являющимися нормативными).
  5. СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» не содержат требований и указаний к производственному контролю качества горячей воды, объему (перечню показателей) и периодичности отбора проб (замеров). (прим. наше – это вообще как приплели сюда?)

Таким образом, ссылки на указанные документы (их пункты и подпункты) в вашем письме о несогласовании программы несостоятельны.

Конец цитаты.

Еще по теме статьи можно почитать:  Что взамен 1/29? Новый порядок обучения по охране труда: повторная стажировка, четыре программы, обязательный минимум обученных в учебном центре

Отдельно отметим позицию центрального аппарата Роспотребнадзора. Сразу оговоримся, что всю информацию туда не представляли, просто задали вопрос о справедливости требований территориального аппарата по включению в программу ПК замеров температуры и представили свои доводы по законодательству (см. выше). Понятно, что центральный аппарат в подавляющем большинстве случаев будет защищать территориальные, но чтоб настолько «глубоко» войти в вопрос…

Итак, ответ центрального аппарата:

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 № 10 программа производственного контроля качества воды разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение и согласовывается с территориальным органом Роспотребнадзора.

В силу положений части 10 статьи 2 федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ понятие безопасность и качество воды – совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.

Учитывая тождественность понятий, используемых в законе и постановлении, температура горячей воды является показателем, который подлежит производственному контролю и должен быть включен в программу.

Скажите, как вы думаете, на чем основан такой вывод? На «тождественности» понятий??

Это еще серьезней, чем позиция «контролировать всё, что указано в нормативке».

Смешно, конечно, но …грустно.

Ибо требований много, но отдельно контролируются не все. А соблюдение всех – это банальная рутинная работа предприятия, необязательно требующая затратных замеров (аккредитованная лаборатория – это бизнес вообще-то; и бесплатно ничего не сделает).

Вернемся к нашему спору между организацией и Роспотребнадзором.

После еще одних переговоров и предложений пересмотреть свою позицию Роспотребнадзор «сдался». Все же очевидность ситуации имела место – но то, что в этой борьбе можно было и проиграть (есть ряд руководителей, которые придерживаются линии «лучше согласиться, как бы не было хуже»), тоже факт.

Итак, если вас принуждают включать замер температуры горячей воды в программу производственного контроля, или даже наказывают за это – ваш перечень доводов (законных, отметим) приведен выше.

Удачных вам проверок!