Южно-Сахалинск, музей авиации и музей ОрВД (Аэронавигация Дальнего Востока, филиал)

Мне довелось побывать в музее, куда доступ открыт далеко не каждому.
Пожалуй, есть предприятия, имеющие собственные музеи, или комнаты славы – и туда также доступ открыт далеко не каждому, но не о каждом из них пишут. И не в каждый хочется попасть.
А этот музей интересный.
Собственно, на самом деле попал я даже в два музея – и оба на территории нашего аэропорта.
Увы, в силу ряда причин провести полноценную экскурсию по ним в полном объеме (с ответами на вопросы) не всегда возможно. Нет желания говорить о причинах, они грустны. Надеемся на определенные перемены…
Отдельная благодарность тем, кто организовал мне это посещение, без кого бы это событие не случилось…
Вот после такого относительно длительного вступления и начну.
Я буду описывать не экспонаты или историю, для этого у меня мало материала.
Я попробую описать свои ощущения.
А вы, когда музеи, как планируется, переедут в новое здание аэровокзала и станут доступны – приходите туда!
Обязательно.
***
Авиация на Сахалине начиналась в тридцатых годах прошлого века. Ах, как не правы те, кто говорит, что надо летать так, как летали наши деды и прадеды. Совершенное незнание истории.
Потому что вместо аэропортов – гидропорты. Вместо взлетной полосы любая подходящая вода. Аэропорт это такое здание, поделенное напополам. Слева живет начальник, он же диспетчер, справа – прибывшие летчики. Самолет, чтобы не укатило, привязывали к колышку (натурально!).
Вы видели те самолеты?…
И вот из этого вырос наш авиаотряд.
Немало летчиков, пришедших в гражданскую авиацию из военной. Сразу после войны…
***
Память нас подводит. Даже то, что было не так давно (относительно), вдруг прячется.
Так, например, на фото встречи ветеранов в начале двухтысячных не могут опознать двух человек… так и написано. «Не выяснено». А они с медалями… наградами…
Когда рассказывают их судьбы – понимаешь, что вообще-то и подвиг Мересьева, и Девятаева вдруг очень распространенная судьба.
Гореть, попадать в плен, получать тысячи ранений …и жить! Работать. Скромно вносить свой вклад в настоящее и будущее страны.
Каждый раз я задумываюсь. А мы такие же?..
***
Музей ОрВД или ОВД (организация воздушного движения – читай, диспетчерская служба и обеспечение связи) содержит массу приборов, аппаратов и механизмов, что вполне естественно.
Вот вам настоящий телеграф. «Доисторический», как я бы сказал… Лента, печатается принимаемый текст, отрываешь, приклеиваешь, несешь адресату.
Дипломы и руководящие документы.
Фотоувеличитель.
Казалось, при чем он тут? Ан нет!
Как раз благодаря фотофиксации (это сейчас продвинутое видеонаблюдение) и оценивали работу пилота при посадке, взлете.
Вот приборы для связи, вот их элементы… очаровывает, не правда ли? Как все слегка непонятное и неясное.
Вот история того, как компьютеризация и цифровизация становилась явью.
Расскажи кому – смеются, что программы на персональный компьютер загружали с кассетного магнитофона.
А вот он, этот компьютер!
И вот кассеты…
***
Очень много фотографий. Оно и не удивительно. Нельзя не запечатлеть тех, кто историю создавал. И хотя бы кратко о них не рассказать.
И книг.
Кстати, несведущего человека может удивить, зачем в коллекции книг об авиации есть «Там на шахте угольной, или Пирамиды власти…».
А затем! ))))
Валерий Иванович Белоносов, будучи «во власти» занимался транспортной составляющей. Очень активно. И авиации островной посвятил немало времени. И в жизни. И в книге своей превосходной.
***
Ценность таких музеев в том, что это история отдельно взятого предприятия и одновременно наша история. Как мы без авиации? Да никак. Также как без морской переправы, и как без железной дороги по острову, и без автотранспорта (вот тут без вариантов – музея не будет никогда).
И ты понимаешь, что аэропорт не просто красивое слово, и просто самолет приземлился и улетел.
А это целая наука, целое настоящее государство, законы которого нарушать нельзя во имя Авиационной Безопасности.
Там есть и аэродромные службы, и ЭСТОП (вообще никак не отопление, хотя первая мысль именно об этом – а электро-, свето- техническое обеспечение полётов), и служба ГСМ, и строительство, и диспетчеры (те самые, ОВД).
И штаб.
Да, так и говорят, штаб ))
***
В штабе и находится еще один музей – уже именно музей аэропорта.
Фото как было. Фото как стало. Множество книг. Приборы. Разные. Поменьше, чем
И уникальные вещи. Например, помимо фуражки пилота есть настоящая спецодежда авиатехника.
Жалко, из-за нехватки места ее не развернуть. Казалось бы, что такого, ан нет. Есть в этом нечто. Авиа техник…
А эти очки! Как в кино!
Книга «Ленин и авиация», 1965 год.
Ценные подарки…
***
Посмотрите фото.
А то практика показывает, даже когда музей открывают в «свободный доступ» – и то не всегда туда идут.
А жалко.
Но все равно, ждем новое здание!
И очень хочется еще и аллею авиаторов, и на ней не только фото ветеранов и героев труда. Но и технику. Причем не только самолеты – вы знаете, сколько шикарной интересной техники аэродромной?
Если вы были в музее железнодорожной техники вблизи вокзала – вы захотите и авиационную посмотреть.
© Олег