Южно-Сахалинск, музей авиации и музей ОрВД (Аэронавигация Дальнего Востока, филиал)

Южно-Сахалинск, музей авиации и музей ОрВД (Аэронавигация Дальнего Востока, филиал)

Мне довелось побывать в музее, куда доступ открыт далеко не каждому.

Пожалуй, есть предприятия, имеющие собственные музеи, или комнаты славы – и туда также доступ открыт далеко не каждому, но не о каждом из них пишут. И не в каждый хочется попасть.

А этот музей интересный.

Собственно, на самом деле попал я даже в два музея – и оба на территории нашего аэропорта.

Увы, в силу ряда причин провести полноценную экскурсию по ним в полном объеме (с ответами на вопросы) не всегда возможно. Нет желания говорить о причинах, они грустны. Надеемся на определенные перемены…

Отдельная благодарность тем, кто организовал мне это посещение, без кого бы это событие не случилось…

Вот  после такого относительно длительного вступления и начну.

Я буду описывать не экспонаты или историю, для этого у меня мало материала.

Я попробую описать свои ощущения.

А вы, когда музеи, как планируется, переедут в новое здание аэровокзала и станут доступны – приходите туда!

Обязательно.

***

Авиация на Сахалине начиналась в тридцатых годах прошлого века. Ах, как не правы те, кто говорит, что надо летать так, как летали наши деды и прадеды. Совершенное незнание истории.

Потому что вместо аэропортов – гидропорты. Вместо взлетной полосы любая подходящая вода. Аэропорт это такое здание, поделенное напополам. Слева живет начальник, он же диспетчер, справа – прибывшие летчики. Самолет, чтобы не укатило, привязывали к колышку (натурально!).

Вы видели те самолеты?…

И вот из этого вырос наш авиаотряд.

Немало летчиков, пришедших в гражданскую авиацию из военной. Сразу после войны…

***

Память нас подводит. Даже то, что было не так давно (относительно), вдруг прячется.

Так, например, на фото встречи ветеранов в начале двухтысячных не могут опознать двух человек… так и написано. «Не выяснено». А они с медалями… наградами…

Когда рассказывают их судьбы – понимаешь, что вообще-то и подвиг Мересьева, и Девятаева вдруг очень распространенная судьба.

Гореть, попадать в плен, получать тысячи ранений …и жить! Работать. Скромно вносить свой вклад в настоящее и будущее страны.

Еще по теме статьи можно почитать:  Кризис 1998 года, Сахалин. Часть третья. Гримасы выживания

Каждый раз я задумываюсь. А мы такие же?..

***

Музей ОрВД или ОВД (организация воздушного движения – читай, диспетчерская служба и обеспечение связи) содержит массу приборов, аппаратов и механизмов, что вполне естественно.

Вот вам настоящий телеграф. «Доисторический», как я бы сказал… Лента, печатается принимаемый текст, отрываешь, приклеиваешь, несешь адресату.

Дипломы и руководящие документы.

Фотоувеличитель.

Казалось, при чем он тут? Ан нет!

Как раз благодаря фотофиксации (это сейчас продвинутое видеонаблюдение) и оценивали работу пилота при посадке, взлете.

Вот приборы для связи, вот их элементы… очаровывает, не правда ли? Как все слегка непонятное и неясное.

Вот история того, как компьютеризация и цифровизация становилась явью.

Расскажи кому – смеются, что программы на персональный компьютер загружали с кассетного магнитофона.

А вот он, этот компьютер!

И вот кассеты…

***

Очень много фотографий. Оно и не удивительно. Нельзя не запечатлеть тех, кто историю создавал. И хотя бы кратко о них не рассказать.

И книг.

Кстати, несведущего человека может удивить, зачем в коллекции книг об авиации есть «Там на шахте угольной, или Пирамиды власти…».

А затем! ))))

Валерий Иванович Белоносов, будучи «во власти» занимался транспортной составляющей. Очень активно. И авиации островной посвятил немало времени. И в жизни. И в книге своей превосходной.

***

Ценность таких музеев в том, что это история отдельно взятого предприятия и одновременно наша история. Как мы без авиации? Да никак. Также как без морской переправы, и как  без железной дороги по острову, и без автотранспорта (вот тут без вариантов – музея не будет никогда).

И ты понимаешь, что аэропорт не просто красивое слово, и просто самолет приземлился и улетел.

А это целая наука, целое настоящее государство, законы которого нарушать нельзя во имя Авиационной Безопасности.

Там есть и аэродромные службы, и ЭСТОП (вообще никак не отопление, хотя первая мысль именно об этом – а электро-, свето- техническое обеспечение полётов), и служба ГСМ, и строительство, и диспетчеры (те самые, ОВД).

Еще по теме статьи можно почитать:  Владимировка (Сахалин) – история и быт жителей в конце 19 века и начале 20 века

И штаб.

Да, так и говорят, штаб ))

***

В штабе и находится еще один музей – уже именно музей аэропорта.

Фото как было. Фото как стало. Множество книг. Приборы. Разные. Поменьше, чем

И уникальные вещи. Например, помимо фуражки пилота есть настоящая спецодежда авиатехника.

Жалко, из-за нехватки места ее не развернуть. Казалось бы, что такого, ан нет. Есть в этом нечто. Авиа техник…

А эти очки! Как в кино!

Книга «Ленин и авиация», 1965 год.

Ценные подарки…

***

Посмотрите фото.

А то практика показывает, даже когда музей открывают в «свободный доступ» – и то не всегда туда идут.

А жалко.

Но все равно, ждем новое здание!

И очень хочется еще и аллею авиаторов, и на ней не только фото ветеранов и героев труда. Но и технику. Причем не только самолеты – вы знаете, сколько шикарной интересной техники аэродромной?

Если вы были в музее железнодорожной техники вблизи вокзала – вы захотите и авиационную посмотреть.

© Олег