На Сахалине в Корсакове будет логистический хаб на базе порта

На Сахалине в Корсакове будет логистический хаб на базе порта

Поскольку точку разворота создать не удалось (не будем упоминать о причинах), на территории Корсакова, а точнее, его порта, решили создать …нет, не Экополис, об этом мы еще поговорим.

Решили создать логистический хаб.

Для тех, кто не силён: логистика это такая наука о перемещениях и доставке (в частности, грузов; как в масштабах района, так и в мировых), а хаб – это точка концентрации, узловая точка (а для логистики – перегрузочный центр).

Иными словами – место, где сходятся семь дорог и процветает торговля. То, за счет чего в числе прочего в свое время после развала Союза выжил Владивосток и иные порты поменьше (да и вообще Приморье) и Благовещенск, например (торговля с Китаем). Был ввоз товаров, машин, все это ехало дальше по стране (а не только по ДВ), а порой и не только по стране.

Понятно?

Корсаков должен стать не вторым Владивостоком, а первым ДВ-хабом, через который тот же Владивосток работать будет…

Такова задумка.

***

И вот если (опять же возвращаясь назад) точка разворота требовала значительного участия третьих лиц (потому что они выбирают, где им «разворачиваться» в столь сложной навигации Севморпути, сложной по настоящему и без прикрас), то что в Корсакове, что в планируемом порту на границе Макаровского и Поронайского района (и к этому, как и к Экополису, мы тоже еще вернемся) – фантазируй, что называется, не хочу.

Почему фантазируй?

Потому что…

А вообще нет. Не так быстро.

Давайте по порядку разберем программу “Комплексное развитие территории логистического хаба на территории морского порта Корсаков” (утверждена распоряжением Правительства Сахалинской области от 31.03.2022 № 171-р) и попытаемся ее осмыслить.

Итак, главное – это цели программы.

Они таковы:

1) повышение эффективности использования промышленно-логистических территории Корсаковского городского округа (годовой грузопоток не менее 1 млн. тонн), создание в городе новых рабочих мест (не менее пятисот);

2) развитие инфраструктуры для международной и внутренней оптовой торговли рыбной продукцией на экспорт;

3) создание условий для обеспечения технического обслуживания судов рыбопромыслового флота в морском порту Корсаков

Говоря на русском – перестроить то, что есть, достроить то, чего нет, заманить флот на ремонт к нам и еще и работой людей завалить.

Начнем с последнего. В области только официальных вакансий около восьми тысяч.  При этом показатели безработицы (официальной – подчеркнем) одни из самых низких на ДВ.

Еще по теме статьи можно почитать:  Что происходит на Сахалине – от мобилизации до резервного фонда

Про латентную безработицу, когда «негде» работать – тут можно рассуждать много и долго, и у всех будут свои аргументы. Мы приведем только один: работникам областных «провинций» надо повышать свою квалификацию, чтобы работа была «найдена» и по душе. И перестать лениться. Мы все прекрасно знаем, что есть целый пласт жителей в районах, которым легче и разумней немножко подработать на несложной работе (читай, отсидеть часы), зарабатывая пособием, пенсиями, и «левыми» заработками (когда график устанавливаешь сам). Та самая свобода в действии… поэтому никогда не найти на новые котельные в селах и поселках толковых операторов, тема паче начальников и мастеров. Никому это не надо. Это должен быть «кто-то другой»… местные живут рыбалкой, лесом, охотой, порой и криминалом…

Кстати. недавно Лимаренко об этом и говорил – что нужно сделать, чтобы получать больше и жить лучше.

Посему кто и за какие деньги будет работать в порту – тот еще вопрос. У нас нет ни докеров, ни крановщиков, практически не остается судоремонтников и представителей иных «портовых» профессий.  Откуда им взяться, кстати? Если нет учебных заведений…

По патенту приедут? Да вот не спешат к нам «оттуда» даже на угольные «промыслы» (а кстати в начале двухтысячных ездили вполне вахтой работать), а уж в порты и подавно.

Про судоремонт сказано много, давно и не нами (например, вот тут почитайте ). Качественный судоремонт нарабатывается годами. На данный момент нет ни сил ни средств для него. Даже, чтобы начать. Только мелкие МРС плюс (возможно) бригады, делающие ремонт во время перестоя (и то – больше текущий).

Сам судоремонт, как таковой, требует восстановления с фундамента. В том числе с профессионалов…

В связи с санкциями на ремонт надеется Приморье – чтобы из Кореи суда ушли. И они будут сильными конкурентами. Точнее, мы им можем не стать конкурентами…

Цитаты из публикации в СМИ “Примамедиа/Сахалинмедиа”:

“Сегодня на один судоремонт нельзя положиться и заниматься только этой деятельностью. Спрос, конечно, есть, но он слишком мал, чтобы обеспечивать предприятие. Именно поэтому, в частности, на Сахалине нет ни одного завода, который бы специализировался исключительно на судоремонте. На острове работают ИП и ООО — бригады без собственных производственных мощностей, которые оказывают услуги в портах”, — поделился представитель судоремонтной отрасли островного региона...

У меня небольшое предприятие, мы работаем на упрощенке и не платим НДС, однако этот фактор не ключевой в развитии. Например, причальные стенки нам сдают в аренду Нацресурсы (ФГУП “Национальные рыбные ресурсы”.), и арендная плата каждый год растет. В этом году подорожала и электроэнергия. Конечно, государство могло бы дать налоговые льготы, но это капля в море на фоне растущих затрат. Наша отрасль уже перестала быть рентабельной”, — рассказал генеральный директор ООО “Раскона” Сергей Шулепов (Сахалинская область)

Еще по теме статьи можно почитать:  Анивский район: Воскресенское, Мицулевка, Новотроицкое

Появляются на Дальнем Востоке и новые масштабные проекты в сфере судоремонта. Так, группа компаний “Норебо” завершила сделку по приобретению предприятий АО “Судоремсервис” и АО “Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод” для того, чтобы создать на их базе комплекс “Рем-Нова ДВ”. Инвестор планирует вложить в проект 4,5 млрд руб. Даст ли это новый импульс развития для судоремонтной отрасли Камчатки и всего Дальнего Востока…

Похвально, конечно, что власть озаботилась. Но во что это выльется?

И где спрос на судоремонт? Как быть с судами, которые уже не могут ремонтироваться за границей, а у нас – нет запчастей на их импортное оборудование?..

Ну и про цель оптовой торговли рыбой…

Чего огород городить? Нам холодильников не хватает?

Нам судов не хватает, которые рыбу в рефрижераторах повезут (в том числе автотранспорт). И цен недорогих на перевозку. А так-то вся наша рыба уходит на материк и далее – ни для кого не секрет это.

А рыбная биржа в качестве «прожекта» у нас уже была…

***

Про финансирование.

Внебюджетные источники финансирования в объеме 7500 млн. руб.

То есть 7,5 млрд рублей надо взять у бизнеса. Концессии это будут, или инвесторы …какая разница? Вопрос в другом – есть инвестор или нет? Если есть и готов – зачем программа? Она же не закон о льготах и преференциях. А если нет денег, то зачем программа? Почему государство (самый главный и мощный бизнесмен, банкир и владелец средств) не строит и не помогает?..

Вроде и Трутнев «за», и три миллиарда у Федерации просили недавно под это дело    …но строить по ходу будет «Гидрострой» и иные, а область и страна хорошо если изыскания и проекты оплатит.

***

Миллион тонн груза в год.

Много или мало?

Как быть с тем, что уже порт уже 1,5 млн. тонн грузов обрабатывает?.. и сам об этом пишет на своем сайте на главой странице

А вот и ответ (ссылочка)

Еще по теме статьи можно почитать:  Сахалин в апреле 2022 года – жить будем так, как раньше. Стоит ли переехать на Сахалин… (обзор новостей)

Оказывается, это будет миллион только рыбы и морепродуктов!

И это при годовой добыче всего – примерно 600 000 тонн. Понимаете? А это же не только на Сахалине, это еще и далеко в море… и сдается это на суда-перегрузчики и далее на материк или заграницу.

А кто будет принимать другие грузы? Которых так не хватает? Ах, тот  же порт? Ну ладно. В принципе логично и логистично. Справились бы.

***

А что будет в порту помимо обновленных гидротехнических сооружений?

Два рыбоперерабатывающих завода (кстати, почему два? – потому что один «рыбный», другой жиромучной).

Инфраструктура для организации оптовой торговли рыбной продукцией (видимо, холодильники, офисы, погрузочно-разгрузочные машины и механизмы, возможно, железная дорога).

Терминал для перевалки и хранения рефрижераторных и универсальных контейнеров.

Комплекс для передержки рыбной продукции в живом виде (вот это интересно – прибрежный лов у нас массово не развит; кто-то просчитывал, можем ли мы добыть без ущерба (и хватит ли сил и средств) такое количество ВБР, чтобы «живьем» его хранить, да хоть бы и в качестве сырья для двух уже упомянутых заводов, не говоря уже о продаже мелким оптовикам свежей рыбы для последующей «розницы»).

***

Вопрос к программе первый и основной – где исходные данные для проектирования? Где ресурсы и сырье?

А нигде.

ПИРы, которые будут проводить в 2022-2023 гг. будут направлены исключительно на место стройки. Читай, будет так: завод построить? Легко! Сейчас приедем и место будем искать, и примерно посчитаем, чего и сколько надо.

Еще раз – судя по всему НИКТО не озадачивался всерьез расчетом сырья, грузов, не «интегрировал» программу в общее развитие области (не говоря уже о ДВ, и тем более о стране).

***

Вот и вся программа, собственно…

Приложением к ней – список того, что будут в Корсакове сносить.

PS

Это еще не конец.

Впереди вот что:

Создание логистического рыбного центра — составная часть масштабного инвестиционного проекта по модернизации морского порта Корсаков. В 2027 году транспортный узел должен превратиться многофункциональный глубоководный хаб с волнозащитными сооружениями полного профиля и контейнерным терминалом.