Советы по общению с детьми – можно ли “отдать сына полицейскому!”
1. Не угрожайте. Регулярные угрозы «Отдам милиционеру!» или «Накажу, если будешь орать!» – при массовой подаче перестают быть действенными, особенно, если фактическое выполнение, например в случае с милиционером, невозможно. Кроме того, вы неуклонно превращаетесь из Родителя в исключительно карающий орган – без намека на совещательность и уважение к ребенку как к личности. Кстати, наказание должно быть Со-размерным, но НЕ чрез-мерным.
2. Делайте, что говорите. Ни в одном обществе не ценятся люди, не держащие слово. Почему при общении с ребенком вы считаете себя исключением?
3. Не забывайте того, что обещали. См. пункт выше.
4. Будьте примером для ребенка в том, чему учите. См. оба пункта выше.
5. Не бросайте ребенка. Нередко родители не подходят к плачущему малышу грудного возраста, полагая «поплачет и успокоится». Действительно, бывает и так, что малыш, обессилев, успокаивается и засыпает. Не обольщайтесь – у малыша не очень много еще сил, и он просто устал. На самом деле – малыш вас звал. Для нормального развития ребенку жизненно важно знать, что на его зов обязательно придут. Крик и плач – единственный доступный малышу способ привлечь внимание. Успокойте малыша. Постарайтесь понять (да, это действительно очень сложно), что его беспокоит. Обязательно подходите к малышу на его зов.
6. Разговаривайте с ребенком. При кажущейся очевидности и простоте совета – нередко это самый забываемый совет. Мы руководим ребенком. Мы указываем ребенку. Мы учим ребенка. Но мы с ним не разговариваем. А меж тем общение с ребенком идет ему только на пользу. Малыш еще с младенчества слушает ваш голос, прислушивается к интонациям. Чуть позже – пытается подражать и повторять звуки. В более старшем возрасте прислушивается к вашему мнению… регулярно разговаривая с детьми обо всем и имея в этом достаточные навыки вам будет проще ненавязчиво и не в поучающем тоне доносить до детей важные истины.
7. Читайте ребенку. Еще никому не повредило чтение детских книжек (сказок, стихов). Читайте сызмальства, даже если считаете, что ребенок ничего не понимает. Может и так – но в памяти у малыша обязательно это отложится… Учите вместе стихи. Просто повторяйте вместе с малышом (можно хором) полюбившиеся строчки. Заодно потренируете память себе и ребенку.
8. Следите за произношением. Как за своим, так и за детским. Это ВАЖНО. Не упускайте момент, когда ребенок уже МОЖЕТ говорить правильно, но по привычке говорит НЕПРАВИЛЬНО. Разбивайте сложные слова на слоги, произносите их вместе с ребенком – и вы увидите, что ребенок действительно МОЖЕТ произносить правильно.
9. Планируйте деятельность. Малыш в силу возраста НЕ МОЖЕТ сделать это самостоятельно. Регулярно напоминайте о необходимости мыть ручки перед едой и после туалета – пока это не станет укоренившейся привычкой. Приучайте ребенка готовить одежду с вечера, чтобы утром «одевать сапоги на свежую голову» – и утром сборы в садик пройдут гораздо быстрее (например, за счет отсутствия уговоров надеть сегодня именно эту кофточку). Заблаговременно объявляйте малышу о необходимости скоро ложиться спать, при этом обязательно давайте ему время завершить игру.
10. Наберитесь терпения. Чем меньше вы срываетесь, тем лучше. Ребенок все равно будет вас любить, потому что вы его родители. Но скажите – каким вы хотите выглядеть в его глазах?
11. Не сравнивайте. Никогда и ни за что. Ни по какому поводу. Даже если очень хочется. Если сравнение не в пользу ребенка – это сильно снижает его самооценку. Что не способствует развитию личности и Личности, и Личности с Сильным Характером. А если в пользу – сравнивайте аккуратно, дабы не удобрять нарциссизм и само-пере-оценку.
И напоследок дам очень глупый совет.
Любите ребенка.
© Олег Александрович