Надо ли проходить внеочередную проверку знаний в сентябре 2022 года

Наступил сентябрь и в силу вступили новый документ, регулирующий и регламентирующий обучение по охране труда в организациях и предприятиях (то самое Постановление Правительства РФ № 2464 от 24.12.2021 г.).

И снова активизировались учебные центры, повышающие квалификацию – со своими звонками и предложениями «провести внеплановую проверку знаний».

Вот, например, выписка из одной из «рассылок»:

Напомним, что с 01.09.2022 г. вступает в силу Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 г. N 2464 “О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда”, которое заменит собой Постановление Минтруда РФ от 13.01.2003 г. N 1/29 “Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций”.

 В письме Минтруд напоминает о том, что согласно п.3.3. действующего постановления Минтруда РФ от 13.01.2003 N 1/29 внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций проводится независимо от срока проведения предыдущей проверки, в том числе и при введении новых нормативно-правовых актов. Так как вступают в силу новые НПА по охране труда, то работодатели должны организовать внеочередную проверку знаний по охране труда работников в объеме новых нормативных актов.

 В связи с этим, Минтруд сообщает, что внеплановое обучение по охране труда и внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников в связи со вступлением в силу новых НПА по охране труда, содержащих обязательные требования, следует проводить в период со дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта до вступления его в силу.

Вроде всё верно?

Всё – да не всё.

Во-первых, уже отмененный 1/29 указывает, что проверка знаний (внеочередная) проводится «при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда». Но Постановление № 2464 и утверждаемые им Правила не содержат таких требований! Новые Правила лишь «устанавливают обязательные требования к обучению по охране труда и проверке знания требований охраны труда у работников». Требования к обучению и требования охраны труда – совершенно разные вещи, не находите?

Еще по теме статьи можно почитать:  Возмещение за счет ФСС расходов на охрану труда (обучение, спецоценка, медосмотры, спецодежда), 2021 год

Во-вторых (на самом деле, в продолжение «во-первых»), определение требований охраны труда дано в статье 209. Вот оно: «Требования охраны труда – государственные нормативные требования охраны труда, а также требования охраны труда, установленные локальными нормативными актами работодателя, в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда». Статья 212 ТК РФ указывает, что государственные нормативные требования содержатся в единых типовых нормах выдачи работникам СИЗ и …в правилах по охране труда. Постановление № 2464 (с приложениями) – это правила по охране труда? Нет.

В-третьих (на самом деле, в продолжение «во-вторых»), расшифровать исчерпывающе (да и вообще, хоть как-то относительно внятно) формулировку в ТК РФ «иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, предусмотренные настоящим Кодексом» не представляется возможным. Их попросту нет. Таковыми можно считать приказы Минтруда, например, по «молоку» – но… ни в преамбуле приказа, ни по смыслу его текста непосредственно норм и условий там нет, не содержится и не упоминается. В системе охраны труда это относится скорее к лечебно-профилактическим мероприятиям (см. ст. 209 ТК РФ). А требования охраны труда, как таковые, это «правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности». Вопрос несколько спорный, все же и процедура и нормативы для сохранения здоровья работника в приказе по молоку присутствуют, но …преамбула? Стыковка с ТК РФ?

В-четвертых, статья 219 ТК РФ указывает, что «Обучение по охране труда – процесс получения работниками … знаний, умений, навыков, позволяющих формировать и развивать необходимые компетенции с целью обеспечения безопасности труда, сохранения жизни и здоровья». То есть, это процесс, а не «правило, процедура, критерий и норматив». Иными словами, это инструкция, как следует выполнить указанное в ТК РФ правило обязательности обучения по охране труда всех работников. Основание ли это для «внеплановой» проверки знаний? Нет.

В-пятых, и для сведения. Обращаем ваше внимание, что крупные правовые системы также не вносят в перечень документов, содержащих государственные требования охраны труда, нормативные акты, например, по медосмотрам, профпитанию, обеспечению СИЗ, и т.п.

Еще по теме статьи можно почитать:  Что должно быть в автомобильной аптечке, 2021 год

Вот пример: нажмите для перехода

Послесловие

Увы и ах, порой даже крупные исследовательские институты относят к документам, содержащим государственные требования охраны труда, и Трудовой Кодекс, и постановления Правительства и т.п. То есть всё, что относится к охране труда вообще. И вроде как правильно (это же «правила, процедуры…» и т.д.), но с другой стороны – напомним, есть расшифровка, что является «документом, содержащим государственные нормативные требования». Это правила и нормы. Иные акты, предусмотренные Кодексом – слишком широкое толкование. Кодекс НЕ УКАЗЫВАЕТ нигде, какие еще документы могут быть отнесены к «содержащим требования».

Так вот: документы, регулирующие вопросы охраны труда (в т.ч. как части трудового законодательства) это одно, а содержащие нормативные требования по охране труда (государственные) это другое!

Про порядок внеочередной проверки знаний мы уже писали – например, вот тут (хотя уже это устарело).

Если лень читать: по уже отменённому 1/29 «Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний требований охраны труда определяются стороной, инициирующей ее проведение». То есть можно было самим все провести внутри себя. Практика это подтверждала. По новому 2464 – перед внеочередной проверкой знаний нужно заново пройти обучение по актуализированной программе (п. 50) в течение 60 дней (п. 61). Сама проверка проводится комиссией.- требования к членам комиссии указаны в пп 72-77. Как это будет действовать – пока неясно, практики нет. Продолжаем «проверять» на основании «старых» корочек?

Удачной вам работы!