Чехов на Сахалине – что нам об этом известно

(по материалам XXII Чеховский чтений, стр. 119, Ким Сан Э, «Что вы знаете о Чехове»)
Чехов – один из самых любимых писателей русскоязычных людей. Минимум, один из самых известных.
И на Сахалине ему посвящено немало – от музеев до наименований географических объектов. По понятным причинам. Быть может, пригодятся и мои цифры…
Посему публикация в сборнике Чеховских чтений касательно того, что мы знаем о Чехове (на Сахалине), не могла не привлечь наше внимание.
Цитата из публикации: «больше половины респондентов, а именно 63 % (115 человек), относятся к молодёжи».
Сразу отметим – вопросы опроса составлены по принципу «закрытых». Например, вопрос «Знаете ли вы, что связывает А.П. Чехов и остров Сахалин» в силу закрытости подразумевает ответ «да» или «нет». Так что, немного неясно, отчего сетуют, что респонденты не дали расширенного ответа.
Цитата:
9 % (17 человек) в графе «Другое» предложили следующие варианты: «он здесь жил и помогал каторжанам»: «общественная жизнь, любовь и врачебная деятельность»; «работа и творчество»; «учёба»; «исследование Сахалина»; «жизнь и бытие»; «туризм»; «работал врачом»; «да, Антон Павлович Чехов проживал и писал на Сахалине, также был врачом. Умер также на Сахалине»; «на Сахалине Чехов хотел увидеть собственными глазами, что происходит с человеком, которого засудили и выбросили за борт»; «пробыл на Сахалине несколько лет, написал рассказ»; «знаю только то, что он посещал о. Сахалин, даже не знаю в качестве кого, возможно, он был здесь на каторге»; «я думаю, что он жил здесь. Возможно, он просто любил наш город»; «я думаю, что Чехов основал Сахалин и написал про него книгу»…
Небезнадежен лишь ответ «к сожалению, нет (не знаю – прим. наше), но я узнаю».
Нет, мы не ищем повод посмеяться надо обществом. Зачем? Ведь «вырисовывается общая картина: знания об А. П. Чехове, его пребывании на острове, произведениях во многом поверхностны и почерпнуты из внешней информационной среды, а не получены в результате самостоятельного интеллектуального творчества».
И вот тут вопрос один. А что мы делаем для того, чтобы популяризировать творчество Антона Павловича? Привлечь детей к чтению?
Вы видите, как работают библиотеки? Безумные планы мероприятий… а мероприятия – лекционного типа.
Мы разучились читать? Непохоже. Манга продаются. Электронные библиотеки не закрываются. В конце концов, когда надо – все лезут в интернет и читают.
Так может вернуться к вопросу о доступности литературы и учебников? Может, пересмотреть требования, запрещающие долго использовать гаджеты в процессе обучения? Сделать доступной всю краеведческую литературу и просто литературу в электронном виде?
«Я взрослый человек. Читаю с детства. Читаю много. Но я не хожу в библиотеку. Мне некогда. Только за краеведческой литературой… остальное я добываю в сети. И читаю по прежнему много – просто в телефоне. Потому что это удобно, и это с собой».
Нам давно пора менять форматы библиотек.