Объединение двух регионов (Приморье и Сахалин): мечты, мечты…
Через шесть лет, с высоты времени, можно и порассуждать – а правда ли объединение не такая уж плохая идея?
Прежде всего – по иронии судьбы, едва вышла наша статья, как столицу ДВФО перенесли во Владивосток (да-да! все еще декабрь 2018 г.).
Если отбросить в сторону политику – то объективно нельзя не признать, что и Хабаровск и Владивосток достойные претенденты на звание столицы ДВФО. И вопрос, кто более достоин, спорный.
Нас же интересует практическая сторона вопроса: что бы мы приобрели, объединившись с Приморьем.
NB Исторически, частью «Хабаровского края» мы были, как и «Приморского». Там были сложные и запутанные административные устройства, тем не менее, не вдаваясь в дебри – напомним, что и Николаевск был столицей Сахалинской области, и во Владивосток отношения мы вели…
И что потеряли бы…
Картинка первая. Рабочие места, цены и дешевые билеты, а еще транспортная (не)доступность
Рост цен в стране и обоих регионах идет примерно одинаково. Логистика физически не изменилась и вряд ли изменится кардинально в ближайшее время, несмотря на «точки разворота мирового уровня». Хотя бы потому, что они были бы под вопросом – зачем губернатору Приморья дополнительная точка на Сахалине?
Все остальное (что касается логистики) – не изменилось за шесть лет: те же проблемы с авиацией, ноль рейсов с Приморья, чуть больше морских перевозок на фоне усугубления проблем в порту Холмск (рост цен, «портовые» сборы и т.п.).
То есть глобально удешевить, например, продукцию путем снижения трат на доставку её на острова …сложновато. Ну и напомним, что во Владивостоке уровень цен уже примерно на уровне цен юга Сахалина («ниже, но не намного», одно из близких к реальности определений). В общем, даже «телушка полушку, да рубль перевоз» не наша ситуация.
Рабочие места? Ну это как мантра. Чуть чего, так «новые рабочие места». Сейчас предлагаемые государством «рабочие места» с «высокой оплатой» – это не у нас на ДВ. Технически, мест много даже сейчас. Не хватает кадров. Причем, КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ. Как ни странно.
Не квалифицированных тоже нехватка – но, это условно. Ибо, простите, быть курьером это одно, а вот экспедитором… уже сами понимаете. Пока у нас закрывают на это глаза, но так будет не всегда.
Теперь про дешевые билеты.
Увы, они все субсидированные. Есть шансы, что при «объединенном» бюджете двух регионов, при приоритете Приморья, еще большего падения цен не произойдет. А поскольку «Аврора» (например) в принципе давно базируется в основном в Приморье (ага, момент интересный, компания типа сахалинская, а стала-то приморской фактически, а потом и вовсе «всея дальневосточной»), то и субсидировать уже официально будет проще свои направления.
Картинка вторая. (Не)политическая
Быть субъектом второго уровня – мы уже это проходили. Область в составе Хабаровского края… уезды…
Как было бы устроено это, объединись мы сейчас? Конкретно, что стало бы с МО ГО «Южно-Сахалинский». Приравнять экс-столицу к райцентру? Ну… мысль интересна, но надо взвесить. Оставить “центром” области в составе края? А в чем смысл присоединения тогда, если это будет фактически автономия?
Стойте, стойте – не про бюджет сейчас. Про управление. Если сейчас у нас районы практически все «управляемые», то как было бы после присоединения?
На наш взгляд оба варианта нереальны. Отсутствие рычагов из Приморья на сахалинские райцентры будет означать тихую политическую борьбу за возврат независимости. Прямые рычаги из Приморья с учетом относительной удаленности островов будут означать инерционные, небыстрые связи и решения, отсутствие визитов руководителей высшего звена (как ни крути, а раз в год в каждый район у нас выезжает и губернатор, и министры; а то и чаще).
Отдельно об аппарате управления – для того, чтобы нивелировать и минимизировать вред от обоих вышеперечисленных вариантов будет желательно создать на острове Сахалин «филиал» правительства Приморского края. А это излишняя бюрократизация, ну и плюс понятно, что будет максимальное число «варягов». Во избежание уже упомянутой борьбы за «независимость».
Картина третья. (Не)финансовая
Завладеть бюджетом области-донора заманчиво. Также как распределять квоты на ВБР. А вот распределить консолидированный бюджет правильно, логично и оптимально тем, кому изначально острова чужды, будет затруднительно. И не заманчиво. Точнее, заманчиво, чтобы только «себе, себе и еще немного …ну все равно, как себе».
Со всеми вытекающими.
Вплоть до социального «напряженства».
Картина четвертая. Фантастическая
Поскольку пока у нас всё, что есть и будет – мирового уровня – то из этого и исходим.
Можно ли сказать, что после присоединения (несколько лет назад) ничего бы у нас не было? Не думаем. «Крупные стройки» сюда также бы и заходили – они все уже давно федеральные и «правильные»: от спортобъектов до жилья. Ну приморские бы зашли, ничего б не изменилось в принципе ни по цене, ни по красоте. А если учесть, что ряд глобальных проектов был начат еще ДО, а не ВО ВРЕМЯ, то и вовсе не стоит переживать.
Не было бы еще и «прожектерства» – по типу морских трамвайчиков и прочего корсаковского портостроительства и агломераций. Хотя «каждому району свой отдельный пляж» тоже настораживает…
Можно ли сказать, что присоединись мы сейчас, у нас есть шансы на реальный скачок и прорыв?
Учитывая изложенное выше – в частности сугубо организационные моменты и неизбежный передел влияния – вряд ли. Федеральные проекты будут как прежде идти, Севморпуть еще спорно, да и зачем… порт в Новом? Обоснование (как и у моста) до сих пор смутно-туманное… как бы не кончилось, как «модернизация» корсаковского порта – от громких «ура» до тихих «немного расширим контейнерную площадку».
В Приморье не видно пока идей, которые можно масштабировать на оба региона – да и смысла в этом нет.
Выводы
До решения вопроса логистики (глобально чтоб решен был) рассуждать об объединениях, перспективах – беспредметно.
Нужна глобальная (мирового уровня!) перестройка портов (имеющихся!), строительство судов, которые будут курсировать на материк во все дальневосточные порты (а не катера какие-то от местной судоверфи «в проекте»), присоединение к инфраструктуре запада острова Сахалин (модернизация дорог, восстановление портов).
И если на все это нужны субсидии – так что ж… они себя экономически возвернут еще.
Мечты, мечты…