Темпы строительства жилья на Сахалине в девяностые годы – сравнительный анализ

Источники сведений: сайт https://dom.mingkh.ru/about (сайт общественный, факт-чекинг проведен по десяти многоквартирным домам по системе ФГИС ЖКХ, отклонений в информации не обнаружено; данные содержат инфо о домах, построенных до 2022 г. включительно; не содержат информацию о домах, относящихся к «частным», в т.ч. построенным самим населением)
Еще раз обращаем внимание: поскольку сайт-источник не является официальным сайтом органов статистики, власти, то выводы данной статьи (все или частично) могут быть основаны на неверных исходных данных – но мы максимально старались подтверждать информацию с помощью сайта ГИС ЖКХ (dom.gosuslugi.ru).

***
О чем говорят эти цифры?
Первое – они (для Сахалинской области) опровергают «страшную» информацию о том, что в девяностые ничего не строилось. В период с 1990 по 1999 год введено в строй 1 147 808 м2 жилой площади. Это соответствует уровню 60-х годов – началу массового строительства благоустроенного жилья.
Напомним, от «бараков» мы избавились …нет, еще не избавились. Ветхого и аварийного жилья по области хватает. В том числе и этих бараков.
Второе, о чем нам говорят цифры: если посмотреть подробно по годам – то, как оказалось, природные катаклизмы НЕ повлияли на массовое строительство, хотя по логике должно следовать обратное. В 1995-1996 гг. после землетрясения в Нефтегорске в строй суммарно ввели жилой площади примерно столько же, сколько в 1994 году.
Два года супротив одного.
Что объяснимо, например, послекризисным периодом (а точнее «восстановлением» “всего” после реформ 1992 года и гиперинфляции).
В 2000 же году рост введенной площади жилья вдвое больше, чем в предыдущем 1999 году и последующем 2001 году. Объяснимо это было бы землетрясением в центре острова, но нет. Ни в Углегорске, ни в Макарове, ни в иных (менее пострадавших) населенных пунктах в эти годы ничего не построено. Вот это как раз последствия «нефтегорского» землетрясения.
Можно ли считать жильем «временные» БКМы? …риторический вопрос.
Таким образом, вопрос строительства жилья в целом хоть и связан с необходимостью восстановления разрушенного – плановые цифры не «поражают».
Отсюда истекает третье – не нужно заблуждаться относительно «благого» периода 2010-2019 гг., когда «по ощущениям» “одни новостройки вокруг”. Как ни странно, в девяностые годы построили НЕНАМНОГО МЕНЬШЕ жилья, чем в эти «сытые»…
И напоследок: с учетом того, что в статистику НЕ включено «само-строительство» жилыми гражданами (нет, не спорим, программа развития жилого строительства начала века как раз и нацеливалась на поддержку строительства домов именно гражданами – но это территории СНТ и загорода, никак не «новые» районы), следует понимать, что ни государственное, ни коммерческое строительство жилфонда пока не так развито, как могло бы, и какова потребность.
Пожалуй, необходимы иные решения – особенно на фоне новостей о том, что около половины построенного жилья (новостройки) не нашло себе покупателя. Вот: новость из СМИ
Возможно, выкуп государством / частниками – и предоставление работникам, иным нуждающимся и т.п.
Вот этот возврат к СССР – пожалуй, вполне стоит рассмотреть.