Испытано на себе. Как узнать, хорошо ли говорит ваш ребенок

 
Речь детей трех-пяти лет в той или иной степени еще не сформирована в полной мере, ребенок не может произнести все существующие звуки. Да и словарный запас не такой уж большой. Меж тем – наличие хорошего словарного запаса (причем – активного, т.е. используемого в повседневной речи, в отличие от пассивного – когда значение слова знакомо, но само слово не используется) является хорошим подспорьем в развитии речи. А как узнать – достаточен ли словарный запас? И как его увеличивать?


Позволю дать себе несколько практических советов.
1. Читайте ребенку и учите вместе стихи. Даже в детских книгах встречается немало незнакомых малышу слов. Не забывайте разъяснять их значение ребенку. Поощряйте вопросы ребенка о незнакомых словах – бывает, дети стесняются незнания, и как следствие, стесняются спрашивать. Учите хором стихи – повторяйте строчку за строчкой, четверостишие за четверостишием. Заодно потренируете память.
2. Следите за произношением. Как за своим, так и за детским. Это ВАЖНО. Не упускайте момент, когда ребенок уже МОЖЕТ говорить правильно, но по привычке говорит НЕПРАВИЛЬНО. Разбивайте сложные слова на слоги, произносите их вместе с ребенком – и вы увидите, что ребенок действительно МОЖЕТ произносить правильно.
3. Просите ребенка дать определение какому-нибудь слову. Ничего страшного, если малыш затрудняется на первых порах даже на знакомых и очень знакомых понятиях. На самом деле дать четкое определение очевидным вещам бывает затруднительно даже взрослому. Не сдавайтесь, помогайте ребенку, регулярно объясняйте друг другу те или иные термины.





4. Попросите малыша осмотреть комнату и указать предметы, название которых он не знает. В четыре-пять лет ребенка должны затруднить исключительно технически сложные приборы.
5. Сочинения? В четыре года, конечно, это будет более, чем сложно. Но пересказ сказок, мультфильмов – уже вполне по силам. Заодно можно обсудить сюжет и мораль, поведение персонажей, спроецировать выводы на поведение малыша.
И не забывайте следующее! Необязательно считать, сколько слов в данный момент находится в словарном запасе ребенка. Цифра вам ничего не даст – а определять достаточность развития речи должны все-таки врачи, а не родители. В детских садах детей периодически осматривает логопед, который и должен выявить некоторое отставание или несоответствие. Но все же не стесняйтесь и сами обращаться к врачу даже при малейших подозрениях.
© Олег Александрович

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *