Приватизация жилья: некоторые факты из истории Сахалинской области
Жилой фонд, пожалуй, для обыкновенных граждан, не склонных к предпринимательству, стал основным объектом приватизации на долгие годы вперед. Одновременно с фактическими продажами квартир появлялись и «агентства», оказывающие различные около-услуги. Появлялся рынок недвижимости, и появлялись игроки на этом рынке.
1993 год, г. Поронайск. Всего два дня в неделю, да и то не полных, были приемными во вновь созданном «Агентстве по приватизации жилищного фонда». Значит, не так уж велик был спрос. Оформление документов на куплю-продажу и обмен предполагалось в течение одной недели. При этом были возможны и сокращенные (!) сроки.
В октябре 1992 года в Охинском районе одновременно с получением ваучеров началась приватизация жилого фонда. «Стать собственниками» (так называлась статья в номере от 16.10.92, «Сахалинский нефтяник») граждане не спешили. Интересно, что цены на жилье первоначально устанавливало ЖЭУ – для обсчета платы за услуги, с учетом процента износа. Так, например, двухкомнатная квартира в старом жилом фонде (дальнейшая эксплуатация в двадцать лет) оценивалась в 300 тысяч рублей. Каждый квартиросъемщик должен был заплатить 300 рублей взноса плюс небесплатное оформление документов. Конечный взнос составит от трех до пяти тысяч рублей. Квартиры в домах поновее оценивались в миллион… конечная сумма приватизатора такой квартиры выливалась в шесть тысяч.
Что же притормаживало приватизацию?
На первых порах – несомненно вопрос квартплаты. В Охе, например, дотацию на коммуналку платил «Сахалинморнефтегаз» (крупнейший градообразующий трест). А будет ли мэрия дотировать приватизированное жилье? Ведь мнение о том, что приватизировав квартиру человек стал ее собственником и должен платить сам полностью за все – появилось сразу же с началом приватизации. Вполне справедливое мнение. Правда, к окончательному решению по этому вопросу мы пришли лишь через двадцать лет, когда собственников законодательно обязали оплачивать все сто процентов предоставляемых коммунальных услуг. В то время, кстати, в месяц квартира могла обходиться в сумму свыше двух тысяч рублей.
Опять же непонятно было – КТО будет оплачивать работы по содержанию и обслуживанию жилфонда СОБСТВЕННИКОВ? Отсутствие нормативной базы, а точнее масса неясностей в существующей базе, позволяло ЖЭУ трактовать это КАК угодно, пусть даже и справедливо с точки зрения экономики и разума. Увы – бремя содержания квартир могло быть слишком высоким.
В октябре 1992 года в Холмске было приватизировано всего десять квартир. Никто никуда не торопился. Но вот как оказалось «услуги сомнительных личностей» в части содействия в приватизации уже появились… (газета «Холмская Панорама», 03.11.1992)
В январе 1993 года отмечалась положительная работа по приватизации жилья в некоторых предприятиях Холмска, а в ряде других работа была признана неудовлетворительной. Не были определены органы по приватизации в администрациях и Советах, отсутствовали приказы по предприятиям, владеющим жилфондом, не определены были списки не подлежащего приватизации жилья. Руководителям предприятий, а также администрациям Советов народных депутатов некоторых районов было предложено привести работу в строгое соответствие с «Положением о приватизации жилищного фонда в Сахалинской области».
Интересная деталь. Граждане вынуждены были сами собирать подписи руководителей (в договорах, свидетельствах, актах оценки стоимости), т.е. выполнять функции должностного лица. Нельзя достоверно сказать, что это создавало предпосылки к массовым нарушениям. Но это наглядно показывает отношение должностных лиц организаций к самой процедуре…
Решением Холмского Малого Совета № 19 от 04.03.1993 сбор от приватизации составлял 6100 рублей за оформление документов, 6100 рублей за выдачу копий, 1122 рубля за выдачу справки о приватизации жилья. Сбор за срочность оформления составлял 30 000 рублей.
В Макарове стоимость составляла 3700 рублей – за оформление документов (газета «Родная Земля», 06.03.1993).
За весь 1993 год в Холмске было приватизировано 2295 квартир, в местный бюджет перечислено 12,4 миллиона рублей (из «Доклада о социально-экономическом положении Холмского района за январь-декабрь 1993 г.», Холмский городской отдел статистики, исх. № 17, 20.01.1994 г.).
Так же медленно в 1992-1993 гг. приватизация двигалась и в других районах области.
P.S. Из «Аналитической записки о ходе приватизации жилищного фонда в Холмском районе»: «В целом приватизация идет медленными темпами, в основном приватизируют жилье те, кто выезжает на материк, кто желает продать квартиру или те, кому необходимо завещать квартиру по наследству. Основная же масса людей заняла выжидательную позицию, а многим просто не хочется, т.к. это связано с определенными хлопотами, затратами, отсутствием необходимости».
© Область на островах