Метель (циклон) в Южно-Сахалинске, январь 2024 год, хроники и события: что делали власти и хватало ли воды и продуктов
Такой “длительной” непогоды на островах не было давно, лет четырнадцать-пятнадцать.
Сами власти говорят об этом. Но о властях чуть позже.
Нам запомнился циклон апреля 2012 года, “однодневный”, но насыщенный.
А чем запомнился этот?
Дети.
Детские сады должны были работать в “штатном” режиме. Там, куда детей привели, организовали “дежурные” группы. Потом в сады никто никого массово не водил.
В школах на период всего циклона было установлено дистанционное обучение. По информации на субботу – “дистант” продлён аж до понедельника следующей недели.
Мотивируют это “безопасностью” детей, но на самом деле – необходима банальная расчистка школ. До которых, учитывая состояние улиц, доберутся не сразу.
Общественный транспорт.
Не работал практически с первого дня циклона. Первые автобусы вышли в пятницу, в тестовом режиме (бесплатно подбирали пассажиров, неважно, на остановке или нет), официально транспорт запустили в субботу.
Аэропорт.
Не работал. Задержки рейсов в течение всего циклона. В пятницу поздно вечером принят первый рейс с материка.
По сообщениям некоторых телеграм-каналов отношение к “застрявшим” во Владивостоке и Хабаровске пассажирам (на рейсы до Южно-Сахалинска), мягко говоря, оставляло желать лучшего.
СНТ и планировочные районы, поселки и пригороды.
По состоянию на субботу трассы заметены, либо пробиты в одну колею. Сельских дорог нет. Но наличие расчищенных трасс даже в СНТ при таком циклоне – это неплохо.
Продукты.
Всё вытекает из предыдущего пункта. Нет дорог, нет снабжения. Хлеб, молоко и местами яйца “смели”. В отдельных районах даже очереди наблюдались (например, в Новом Дальнем, где очень мало точек торговых, очень мало в сравнении с городом).
Что сделала власть.
Сразу взяла власть “в свои руки”. Этого не отнять. Пустой говорильни не было. Подключились все “уровни” и все “направления”. Сразу было принято решение о рекомендации перевести работников на “удалёнку”. Массово рекомендовали оставаться дома. Искали волонтеров для помощи. Чистили направления и дороги.
Организовывали сопровождение колонн по “закрытым” трассам.
В “добровольном” порядке бюджетники (школы и сады) в субботу были “согнаны” очищать территории от снега.
Вообще, привлекали волонтеров – от доставки продуктов до помощи на дорогах и раскопке дворов и домов.
В субботу отправлено сто десять единиц техники. Не знаем, много это или мало.
Контроль за продовольствием также был налажен. То, что запасы в области есть – не удивляет. Это нормально, и зависит скорее от бизнеса, чем от власти. А вот то, что власти организовали доставку продуктов в ряд магазинов – это большой плюс.
Личный транспорт.
Вот уж воистину беда так беда.
Из разговоров на улице в первый день затишья: “В городе легковушек больше, чем джипов”, “Таксисты, наверное”, “Ночью побросают, и как чистить?”
Во дворах, помимо расчистки машин, ухари пытались и трассу пробить (неясно, зачем), и машины переставить…
Меж тем, беда от таких действий больше, чем кажется. Колея от джипов становится все выше, низкие машины и не-джипы (типа “Скорой”) в такой колее ЗАСТРЯНУТ. Набросанный на не заметённые участки дворов и проездов (а таких полно, ветер в городе гуляет причудливо) снег будет дополнительной НЕНУЖНОЙ работой (как жильцам, так и коммунальщикам, в т.ч. технике).
Да и вообще, не ездили бы – может, и продукты бы “подвозили” не только в крупные сети (которые, собственно, сами многое производят – например, хлеб). А и в “районы”.
Брошенный транспорт, не обозначенный хотя бы “вешками”, не только затрудняет расчистку, но и гибнет. От снегоочистительной техники. Кого винить?..
PS
Грустные события: умирающие в сугробах, отравившиеся в заметенном автомобиле, кому-то не доехала “Скорая”… позвольте не давать ссылки на эту “чернуху”. Стихия не согласует с нами действия и планы. А извлеченные уроки многим по-прежнему не доступны: иметь запас воды, еды, газовую плитку, баллоны к ней, лекарства… средства связи… Кто всерьез этим дома озабочен? Особенно в “городских” квартирах.