Определен минимальный перечень услуг ЖКХ

Постановлением Правительства № 290 от 03.04.2013 г. установлен минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Этим же постановлением утверждены Правила и порядок оказания этих услуг и работ.

 

Постановлением Правительства № 290 от 03.04.2013 г. установлен минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Этим же постановлением утверждены Правила и порядок оказания этих услуг и работ.

Фактически, это первый документ, направленный на четкое установление минимального объема работ по содержанию дома. Имеющиеся документы, конечно, содержат необходимую информацию, но законодательно минимальный объем никак не регламентировался. Более того, объем работ фактически определялся собственниками. Как правило, не имеющими опыта и знаний по эксплуатации зданий. Или соглашавшихся с объемом, предлагаемым УК. Которые тоже хитрили и не брали на себя некоторые обязательства, что уже привело к катастрофическому состоянию многих домов, не прошедших в сроки капремонт и не обслуживаемых в должной мере.

Теперь законодательно закрыты все пробелы, появившиеся с введением Жилищного Кодекса с 01.03.2005 г., кроме одного: до сих пор неясно, как именно следует распоряжаться землей ПОД многоквартирным домом. Существующая практика достаточно противоречива, и НЕ ВЕЗДЕ земля под домом при приватизации автоматически считается собственностью жильцов. Более того, для оформления права на нее необходимо пройти через достаточно сложную процедуру.

***

Учитывая, что теперь фактически управляющие компании будут не только и не столько убирать мусор в подъездах и проводить мелкий ремонт одновременно с перепродажей коммунальных услуг от поставщиков, а займутся именно ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ, вероятней всего тарифы будут подняты.

Скептики скажут, что большую часть этих работ УК выполняет и так. И в чем то будут правы. Увы, тут (как и везде в сервисе) все зависит от финансовых возможностей УК, добросовестности ее работников, знания жильцами нормативных актов. Поскольку, глядя правде в глаза, документ, хотя и действительно является первым в своем роде (еще раз: до этого требования к работам содержались в нескольких документах, но при этом объем работ определялся в конечном итоге собственниками), на самом деле все же является «собирательным».

И выход такого документа – более чем нужен. Причем всем – от жильцов до УК.

***

Краткий перечень того, что теперь в обязательном порядке подлежит контролю и обслуживанию: фундамент, стены, подвал, перекрытия, внутренняя отделка, коммуникации.

 

Работы с фундаментом включают в себя УСТРАНЕНИЕ недостатков. Фактически, это строительные работы. При отсутствии в штате строителя (а вряд ли УК наберет штат и побежит вступать в СРО) как именно будут приниматься работы мастерами – тот еще вопрос.

Впрочем, работы по УСТРАНЕНИЮ прописаны во многих пунктах. В том числе и в очевидных. Ну в самом деле – подвал должен быть сухой. А везде ли он сухой? Но при этом УК может ЖДАТЬ заявления от жильцов, или даже отказываться от выполнения работы, поскольку не имеет соответствующих ресурсов.

Конечно, в некоторых случаях УК и не должна иметь ресурсы. Поэтому и не удивляет, что при выявлении отклонений от проектных условий и повреждений стен (а также перекрытий и покрытий, колонн, балок) многоквартирных домов УК должна лишь составить план мероприятий. В который входит инструментальное обследование стен и мероприятия по восстановлению проектных условий. Читай, ремонт. Понимай – капитальный ремонт. А как уже известно – проводится ремонт по особой процедуре за счет средств, аккумулируемых и контролируемых на особых счетах. То есть, обязать УК провести ремонт легче не стало. Но как минимум составить дефектную ведомость и мероприятия по ремонту – можно вполне.

Некоторое исключение – крыши. Тут немедленно принимаются меры по устранению нарушений, приводящих к протечкам, а также очистка кровли от снега, наледи и мусора, окраска металлических элементов кровли. В остальных же случаях – все тот же план.

Что касается фасадов – в обязательный перечень услуг включен контроль работоспособности подсветки входов в подъезды, восстановление элементов крылец и зонтов, в том числе и над балконами. Последнее интересно, т.к. периодически УК пытаются снять с себя обязанность очищать от наледи козырьки балконов. Строго говоря, и сейчас эти работы не входят в перечень (точнее, не упоминаются в числе прочих по очистке от снега и наледи) – но законодатель подтверждает, что козырьки есть ОБЩЕЕ имущество. А следовательно, должны обслуживаться.

Также в перечень обязательных услуг вошли:

  • поддержание надлежащего состояния внутренней отделки (читай, ремонты в подъездах)
  • незамедлительный ремонт (НО! Только в отопительный период) окон и дверей, и их фурнитуры
  • обслуживание мусоропроводов
  • надлежащее содержание систем водоснабжения, отопления, водоотведения

ВАЖНО! В том числе и постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давление, температура, расход).

  • восстановление работоспособности (в том числе замена и ремонт) оборудования и отопительных приборов, относящихся к общему имуществу

ВАЖНО! Батареи отопления – это общее имущество многоквартирного дома (пункт 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г. с последующими изменениями и дополнениями). Даже если УК утверждает обратное. Более того, Министерство регионального развития (уполномоченное давать разъяснения касательно Постановления № 491 своим письмом от 4 сентября 2007 г. N 16273-СК/07 прямо указало, что радиаторы отопления ВХОДЯТ в состав общего имущества дома.

 ***

Интересные моменты:

В объем работ включен контроль состояния и замена вышедших из строя датчиков, проводки и оборудования пожарной и охранной сигнализации. Напомню, что деятельность по обслуживанию пожарной сигнализации является ЛИЦЕНЗИРУЕМОЙ. А те немногие предприятия, что имеют лицензии, имеют и не очень низкие цены на обслуживание. Что делать УК? Получать лицензию нереально. Превращаться в универсальную строительную (вспомните фундаменты) монтажную (монтаж ОПС) управляющую (коммунальную) компанию? Фантастика… Автор осознает, что в подавляющем большинстве многоквартирных домов сигнализация даже не предполагается в НЕ-обозримом будущем. Но тем не менее – раньше и домофоны были редкость (а до них кодовые замки на дверях подъездов). А теперь и видеофоны скоро станут бытовым предметом… А тут еще пункт, прямо обязывающий привлекать к этим услугам специализированную организацию…

*** 

Главный минус документа – сроки. Являясь собирательным – документ не «собирает» сроки, а лишь перечисляет работы. А между тем сроки существуют. Как для обследования, так и для обслуживания…  Но как оказалось, периодичность оказания услуг и проведения работ определяется РЕШЕНИЕМ общего собрания. Или ДОГОВОРОМ управления. А также может быть УСТАВОМ (товарищество, кооператив). Правда, с учетом законодательных требований.

Вот и вернулись к тому, с чего начали. К разрозненности требований к содержанию и эксплуатации дома. Прямо это не означает, что пожелай жильцы мыть подъезды раз в год – так и будет., а пожелай проверять состояние освещенности раз в квартал – месяца два темнота у подъезда будет легальной… Поскольку требования есть. Но все ж не на всё.

PS Документ будет применяться к правоотношениям, вытекающим из договоров и возникающим ПОСЛЕ вступления документа в силу. То есть,наиболее вероятен вариант острых споров при перезаключении договоров с УК осенью и пересмотре тарифов. Подождем?

© Область на  островах

Назад

comments powered by Disqus