Блоги. Размышления о монополии ГСМ

|   Блоги   | Размышления

Дано: сеть автозаправок Крупнейшей Компании и автозаправки различных предпринимателей и организаций разной степени крупности и крутости. Крупнейшая Компания зафиксирована как имеющая значительное влияние. Официально ее доля продаж – выше 50 %. Неофициально, учитывая, что фактически ее топливо продается через посредников, предположительно ее контролируемая доля рынка доходит до 75-80%. Ключевое слово – «контролируемая».

 

В действиях одного крупнейшего поставщика автотоплива не найдено никаких признаков нарушения законодательства. Это факт.

В процедуре проверки действий одного крупнейшего поставщика автотоплива нарушений не найдено. Это не факт. Потому что никто не проверял, как там именно одни проверяли других.

Но речь пойдет не об этом.

Речь пойдет о том, насколько возможно или невозможно победить и организовать собственную доставку автоГСМ в область на островах.

***

Дано: сеть автозаправок Крупнейшей Компании (а точнее – ее Дочернего Общества, а еще точнее филиала этого Общества) и автозаправки различных предпринимателей и организаций разной степени крупности и крутости. Крупнейшая Компания зафиксирована как имеющая значительное влияние. Официально ее доля продаж – выше 50 %. Неофициально, учитывая, что фактически ее топливо продается через посредников, предположительно ее контролируемая доля рынка доходит до 75-80%. Ключевое слово – «контролируемая».

Не дано: другие Крупнейшие Компании, широко распространенные на материке. Кто бывал – тот видел, что желто-подсолнуховые раскраски составляют далеко не подавляющий процент в цветовых гаммах АЗС.

Дано: Плохая логистика – в виде танкера (порт Корсаков, питает напрямую Корсаковскую нефтебазу – читай, Крупнейшую Компанию) и в виде парома (железнодорожные цистерны – случаи простоя которых в порту Ванино достаточно часты).

Самолетом не повозишь, автотранспортом – несколько глуповато ввиду значительных расстояний до НПЗ и отсутствия автодороги до материка. Трубопроводный транспорт работает только в одну сторону.

Не дано: большая покупательская способность. Увы. Как ни крути – до сих пор определенный процент заправляется с использованием некоммерческих ресурсов и демпингующих «темных» ресурсов.

Ценовая политика: что скрывать – строго говоря, для большинства авто разница в рубль или два несущественна. В месяц выливается в сумму пары-тройки сотен рублей. Учитывая, например, стоимость проезда на междугороднем автобусе – с Анивы, Корсакова и Холмска вполне выгодней ездить на работу в Южно-Сахалинск на СОБСТВЕННОМ авто. Как ни странно. Скажу честно, цена на основные энергоносители (а это – еда! и ничто другое) нас беспокоит гораздо больше.

Необходимость в прожорливом авто:

  • существует ради интереса (джипперы, рыбаки, охотники) – в таком случае тратить деньги на топливо будут, но по городу можно не ездить. Не городской это транспорт.
  • существует ради престижа – любишь кататься, люби и саночки заправлять. Опять же – немало машин тут все же принадлежат ОРГАНИЗАЦИЯМ. А там в зависимости от крупности организации так и вообще можно свою нефтебазу открывать (что, собственно, и делается) и покупать напрямую на заводе. Так что обыкновенным обывателям лучше на это не жаловаться.

Основные доводы обывателей против роста и необходимости иметь машину выше, чем экономную семейную:

  • «А на природу как ездить?» - увы, разочарую. В подавляющее большинство мест на природу можно добраться на «пузотерках» и «малолитражках». Что, собственно, и наблюдается на Сахалине. Экстремалов на островах маловато.
  • «Да они оборзели!» - опять же разочарую. У производителей салатов прибыль несравненно выше. Вдумайтесь, самый недорогой салат стоит порядка 150-200 рублей за 100 грамм. То есть, капуста, фигурно смешанная с морковкой, стоит не менее 1500 рублей за килограмм. Отнимите стоимость непосредственно сырья, и подумайте – адекватна ли наценка текущей арендной стоимости, ФОТу, налогам.
  • «Долой! Даешь нефтяному краю бесплатное!» - окончательно разочарую. Ничего бесплатного не бывает. Если что-то где-то убыло – значит, где-то прибыло. И наоборот. Пример Греции и иных стран ЕвроСвязи более, чем показателен. Нельзя жить в долг, не имея собственного производства и укрепленных тылов. Чтобы что-то получать, надо что-то работать. Увы, мы НЕ САМОДОСТАТОЧНЫЙ край, как нас пытаются убедить. Мы не проживем без материка. Бесплатное нас убьет, ибо расплачиваться за долги будем мы все очень и очень долго.

Как вывод: крики обывателей о стоимости (запредельной) на ГСМ свидетельствуют скорее  о позиции «Отбирают любимую игрушку, машинку мою», при этом не основанной на каких-либо заслуживающих внимания доводах…  детство, второе полугодие старшей садиковской группы.

***

Наводят на размышления цены на некоторых заправках: если Крупнейшая Компания их душит – то почему цена на этих заправках порой даже ниже, чем у Крупнейшей…

***

Возможный алгоритм действий сопротивляющихся владельцев АЗС разной степени крупности:

  1. Объединиться. А не разрозненно кричать. На деле фактического объединения нет, многих устраивает и текущее положение дел. Ну вырастут цены – все равно будут покупать. Жизнь такая. Не упадут объемы розницы значительно… потому что процент «темных» ресурсов уже выбран, и в дальнейшем будет только уменьшаться.  А значит, процент «сегодня поеду заправляться за деньги...» будет только расти.
  2. После объединения купить удобную площадку для приема ж/д цистерн. По-умному, называется «тупик» или «участок слива-налива железнодорожных цистерн». Поскольку выбор маловат – можно взять в аренду (некоторые так и делают, кстати, и вполне успешно – пользуются себе арендованным тупиком, разгружают цистерны и везут топливо на свои АЗС; а к Крупнейшей Компании обращаются только если цистерны в Ванино зависли).
  3. Для хранения ГСМ, принятого с «тупика», необходим склад ГСМ. Тут вообще проблем нет. Если уж держишь столько заправок, неужели не построишь склад? Для незнающих – это не так дорого на самом деле. А если организовать и продажу ГСМ со склада (хоть в розницу, хоть мелким оптом), то вот еще и дополнительный источник дохода.
  4. Вуаля. Зависимость от Крупнейшего Поставщика значительно упала.

***

Менее возможный алгоритм действий:

  1. Увеличивать свою долю рынка путем стройки АЗС там, где они нужны. Пример – на значительных расстояниях от Южного на острове Сахалин АЗС отсутствуют как класс. Таким образом, жителям многих населенных пунктов ничего не остается, как ездить заправляться на ближайшие точки (за 50-100 километров). И нарушать правила заправки  наливая ГСМ открытой струей в тару (какой-то там пункт Правил технической эксплуатации АЗС) – чтобы поменьше ездить заправляться.
  2. Пункт первый не решает проблему доставки – но роняя долю присутствия Крупнейшего Поставщика автоматически повышаешь собственную долю и влияние.

Неочевидное преимущество: наличие сопутствующих услуг (например, магазин, автосервис, кафе). Во-первых, это удобно. Во-вторых, это просто удобно. А в третьих, это элементарно удобно.

_________________________________________

PS Жители Курильских островов мило улыбаются на вопрос «Откуда берете топливо при ПОЛНОМ отсутствии заправок?». Улыбаются. И молчат. Вдали виднеются резервуары складов ГСМ – военных и муниципальных… и еще мачты морских судов всевозможных мастей.

PPS В иных населенных пунктах Сахалина до сих пор красуются таблички на придорожных кафе и шиномонтажах. С надписью «Куплю дизтопливо». Как думаете, кто им его продает?

© Область на островах

Назад

comments powered by Disqus