Аутстаффинг. Законодательное регулирование в ближайшем будущем

Государственная Дума во втором чтении приняла законопроект о внесении поправок в законодательство о труде и занятости. Основные изменения: узаконивание аутстаффинга, содействие в развитии частных организаций, оказывающих услуги трудоустройства и подбора персонала, введение ответственности за уклонение от заключения трудового договора и за допуск работника к работе ненадлежащим лицом.

 

Государственная Дума во втором чтении приняла законопроект (история которого, к слову, тянется с ноября 2010 года) о внесении поправок в законодательство о труде и занятости.

Основная цель поправок: узаконивание аутстаффинга, содействие в развитии частных организаций, оказывающих услуги трудоустройства и подбора персонала,  введение ответственности за уклонение от заключения трудового договора и за допуск работника к работе ненадлежащим лицом.

 ***

Законопроекту предстоит рассмотрение в третьем чтении после его доработки с учетом предложенных поправок. Тем не менее, уже сейчас можно сделать определенные выводы – поскольку поправки будут направлены на уточнение формулировок, исключение двойного толкования, но не на кардинальное изменение проекта.

Предлагается следующее: 

  • Государственная политика в сфере занятости населения теперь будет направлена и на содействие и развитие негосударственных (частных) организаций – кадровые агентства, агентства по подбору. Такие агентства будут взаимодействовать и сотрудничать с органами службы занятости.
  • Разрешение деятельности, связанной с предоставлением труда работников (аутстаффинг). Деятельность разрешается аккредитованным частным агентствам занятости, а также вышестоящим организациям при направлении своих работников в зависимые (дочерние) общества (и наоборот), либо при иных условиях, когда одно из сторон имеет прямой или косвенный контроль над другим.

NB Предложена поправка – в качестве частных аутстаффинговых агентств НЕ МОГУТ выступать субъекты, применяющие специальные налоговые режимы. Вероятней всего, те малые и микропредприятия, занятые в сфере подбора персонала (и готовые нанимать персонал к себе для дальнейшего предоставления! – поскольку такой спрос есть, в области на островах в частности в строительстве и рыбной промышленности), просто будут выброшены из рынка ввиду применения ими УСН. Переходить на общий режим налогообложения таким субъектам будет просто невыгодно и трудоемко. 

  • Страховые взносы за работников по аутстаффингу перечисляет предоставляющая работников сторона.

NB Но принимающая сторона несет субсидиарную ответственность за обязательство по уплате взносов (а также иным выплатам – зарплата, компенсации, отпускные, выплаты при увольнении). Очевидно, потребуются разъяснения и дополнения к данной норме, прописывающие четкий порядок действий при возникновении того или иного нарушения, предотвращающие различные злоупотребления и защищающие добросовестно выполняющую свои обязательства принимающую работников сторону.

  • Условия оплаты работников по аутстаффингу должны быть НЕ ХУЖЕ, чем у аналогичных работников, непосредственно трудоустроенных у принимающей стороны.
  • Сохраняются некоторые основные требования и обязанности как работников, так и принимающей стороны: обеспечение условий труда, недопущение к работе лиц в состоянии опьянения, и т.п.
  • Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения, не допускается. Административная ответственность: должностное лицо – штраф от 10 до 20 тыс. рублей, юридическое лицо – от 50 до 100 тыс. рублей. При повторном нарушении должностному лицу грозит дисквалификация сроком от одного до трех лет.

NB Собственно, данная норма ничего нового не привносит. В настоящее время суды скептически рассматривают договоры ГПХ и нередко признают их регулирующими трудовые отношения, со всеми вытекающими последствиями. Наличие данной нормы принципиально не меняет рынок труда: если работник будет согласен на договор ГПХ и не будет требовать признать его трудовым в суде или в ГИТ – нарушение так и останется без внимания.  

  • Запрещается фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя (его уполномоченного представителя). Напомним, в настоящее время фактический допуск к работе означает однозначное заключение трудового договора – но при этом юридически недобросовестным работодателям удавалось в судах оспаривать такое заключение, мотивируя тем, что допуск был произведен ненадлежащим лицом, не имеющим на то права. При введении поправок: если работодатель откажется заключать трудовой договор с работником, допущенным ненадлежащим лицом, то оплатить отработанное время работнику все равно придется. Административная ответственность за несанкционированный допуск должностным лицом к работе – наложение штрафа на должностное лицо в размере от 10 до 20 тыс. рублей, при повторном нарушении – дисквалификация на срок от одного до трех лет.
  • Запрещение заемного труда. Заемный труд – это труд по распоряжению работодателя, но под управлением и контролем третьего лица. Иными словами, запрещен НЕОФОРМЛЕННЫЙ аутстаффинг.
  • Запрещение уклонения от заключения трудового договора. Административная ответственность: должностное лицо – штраф от 10 до 20 тыс. рублей, юридическое лицо – от 50 до 100 тыс. рублей. При повторном нарушении должностному лицу грозит дисквалификация сроком от одного до трех лет.

Законопроект вводит в трудовое законодательство долгожданное в России и уже давно применяемое во всем мире понятие «предоставление труда работников». Труд, а точнее работник, выполняющий конкретную трудовую функцию, становится субъектом сферы услуг. Аутстаффинг становится узаконенным явлением. Учитывая введение понятия дистанционной работы, дежурств на дому (правда, пока только для медицинских работников) и их регулирование, иных мер, можно сделать вывод, что трудовое законодательство становится все более ближе к реальностям современного рынка труда, и хоть и медленно, но реагирует на изменения этого и мировые тендеции в сфере взаимоотношений сторон трудового договора.

Основными минусами законопроекта по-прежнему являются отсутствие четких механизмов реализации устанавливаемых норм, немотивированное ограничение значительной части субъектов экономики (микропредприятий, малых и средних – собственно, составляющих подавляющее большинство предприятий, занятых в сфере поиска и подбора персонала) в осуществлении регулируемой законопроектом деятельности.

 

© Область на островах, 18.06.2013

Назад

comments powered by Disqus