Второй завод СПГ на Сахалине. Нужен или нет?

 
После визита на Сахалин Президента РФ В.В. Путина и Президента ОАО «НК «Роснефть» И.И. Сечина в очередной раз было объявлено, что заводу СПГ на Сахалине БЫТЬ.
И правительство области даже поможет нефтяной компании купить какое-нибудь место для него.
О чем и было подписано соответствующее соглашение.
На данный момент предполагаются два варианта – поселок Ильинский и поселок Таранай.
Общеизвестно: вопрос третьей линии на имеющемся заводе СПГ муссируют очень давно. Окончательное решение все еще не принято. Более того, в 2011 году Минэнерго заявило, что рассуждать о третьей ветке при том, что прогнозы не доказываются пробным бурением, по меньшей мере БЕЗОТВЕТСТВЕННО.
Менее известно: с 2006 года Газпром намеревался строить СПГ на Штокмановском месторождении. На это месторождение возлагали очень большие надежды. Тем не менее, в Долгосрочном прогнозе социально-экономического развития России было четко озвучено, что при неблагоприятных ценах на газ добывать его на Штокмане и сжижать будет просто НЕВЫГОДНО.
Цитата из прогноза: В части проекта “СПГ Штокман” существуют риски не реализации в связи с высокой капиталоемкостью и сложностью освоения месторождения.
Сейчас очевидно, что Газпром фактически отказался от этого месторождения. Правда, остается надежда, что оправдается благоприятный прогноз, при котором цены на нефть и газ будут достаточно высоки, но на данный момент предпосылок к этому нет.
ВАЖНО! Ни в концепции развития Дальнего Востока и Забайкалья, ни в концепции развития Сахалинской области о втором СПГ ни слова. Хотя приморский СПГ и ряд других важных объектов нефтегазового, нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в документы включены. Отсюда можно сделать вывод, что данный вопрос властями скорее всего НЕ прорабатывался, либо прорабатывался и был отклонен. В пользу второго варианта косвенно свидетельствуют и высказывания главы правительства РФ и Президента о том, что государство не планирует строить второй СПГ на Сахалине, что существуют и другие площадки для строительства, и что вообще-то необходимо увязать планы Роснефти с планами других компаний, планами правительства для адекватного восприятия положения России в странах АТР вообще и в части поставок СПГ в частности.
Вероятней всего, именно Ильинское (Томаринский район) будет выбрано в качестве площадки для строительства второго сахалинского завода СПГ.  Здесь уже будет строиться новая ГРЭС («Сахалинская ГРЭС-2») и уже сейчас в Стратегии развития области до 2025 года (Постановление Правительства Сахалинской области № 99 от 28.03.2011 г.) предусмотрена (дословно) «реконструкция морского порта Ильинский, производственные мощности которого обеспечат организацию газохимического комплекса и обслуживание танкеров, газовозов и сухогрузов дедвейтом свыше 100 тыс. тонн».
Если учесть, что танкеры (нефтеналивные суда) и газовозы обычно не заходят в сторонние порты без соответствующей инфраструктуры – можно сделать вывод, что в Ильинском будет и терминал отгрузки либо приема нефти, и газовый терминал. Предусматривать реконструкцию порта под газовозы без оснований, откуда эти газовозы возьмутся, невозможно. Учитывая удаленность Ильинского от основных газовых магистралей – остается только одно объяснение: завод по производству СПГ.
Таким образом, второй завод СПГ на самом деле уже давно в планах, и даже место ему подготовлено.
Остается вопрос увязки с планами других компаний.
Учитывая, что мнения расходятся, а по заявлениям той же Роснефти промедление в строительстве не даст предполагаемого эффекта, увязывать будут, как говорится, по ходу пьесы.
Достаточно предыстории, вернемся к главному вопросу статьи.

Еще по теме статьи можно почитать:  Завод СПГ на Сахалине, в Де-Кастри и чуть-чуть в Приморье

***

Нужен или нет?
С точки зрения добываемого газа – вопрос спорный. Еще в 2011 году Минэнерго доложило правительству о нецелесообразности строительства третьей очереди завода СПГ в проекте «Сахалин-2». Мотивация: необеспеченность ресурсами газа. Расчетные запасы газа не подтверждаются, а если использовать газ «Сахалина-3» – то неполная загруженность трубопровода и недопоставки газа в Хабаровск и Приморье приведут к повышению цены для конечного потребителя.
ВАЖНО. Момент о котором все забывают, но, тем не менее, который у всех на устах: почему мы еще не газифицированы. Экспорт газа может значительно снизить скорости или даже остановить процесс газификации Сахалинской области (что, кстати, есть одно из поручений Президента РФ).
Но если взять во внимание газ, добываемый по проекту «Сахалин-1», почему-то не используемый в полной мере, то вопрос необеспеченности ресурсами уже не становится таким уж ярким. Более того, именно газ «Сахалин-1» и собирались сжижать на заводе в Пригородном, но так  и не сошлись в цене. Кроме этого, существуют и другие нефтегазовые проекты острова, могущие стать ресурсной базой. Кстати, что характерно, ранее Exxon озвучивал мнение, что экономически выгоднее газ отправлять по маршруту Хабаровск-Владивосток, нежели производить СПГ. Изменение мнения очевидно связано с изменением отношения к строительству правительства области и Роснефти, как участника «Сахалина-1», к тому же в последнее время позиционирующего себя новым игроком на рынке газа.
Итак, вероятней всего тут вопрос политический: борьба Роснефти и Газпрома за сахалинский газ и поставки СПГ в АТР при явном противодействии Роснефти со стороны федеральных властей. Плюс экономическая заинтересованность Газпрома при запуске завода СПГ использовать не только газ материка, но и газ Сахалина, как поддерживающий, пока другие проекты Газпрома находятся на стадии разработки и развития. 
И если вопрос политический, и оба завода на Сахалине (а еще и Приморский, который предполагается ввести в эксплуатацию примерно тогда же, когда и Второй Сахалинский) будут взаимоисключаемыми объектами – то нужны ли они нам в таком случае или нет?
Неполная загруженность заводов при той же стоимости эксплуатации (а периодичность обслуживания, заработная плата и иные составляющие нормальной работы завода НЕ зависят от производительности: значительный объем работ по обслуживанию и эксплуатации делается независимо от производительности по газу) приведет к более высокой стоимости, низкой рентабельности, попытке экономить на ресурсах (в т.ч. и зарплате). Экономия же в свою очередь приведет к повышению трудоемкости процесса обслуживания, повышенному износу фондов.
С точки зрения развития района и области – вероятней всего, Ильинское особых преференций не получит. Яркий пример – развитие Корсаковского района в период строительства Производственного Комплекса «Пригородное». В период стройки будет некоторый расцвет, но в основном связанный с кратковременным повышением благосостояния. Никакого значительно повышения уровня развитости инфраструктуры, уровня медицинского обслуживания и т.п. ожидать не придется. По сути, Томаринский район так и останется провинцией. Жить в Томари ради работы на СПГ не будет никто. Создавать условия жизни в Томари для привлечения персонала на постоянное место жительства также будут вряд ли. Не говоря уже о самом Ильинском.
Учитывая текучесть персонала разумней применять вахтовый метод работы, чем фактически строить новый современный город и населять его квалифицированными врачами и учителями, строить новые дороги, организовывать связь и т.п.
Развитие и модернизация порта с учетом строительства ГРЭС и завода СПГ может дать толчок развитию флота и припортовых мощностей? Вряд ли. Углегорский порт тому пример. Даже его реконструкция и модернизация не привели к значительному росту экономики. Отгружать угля стали больше, но при этом даже потенциально углегорский порт не вырастет до значительного уровня, ввиду неразвитости региона вообще. Наличие же двух портов (в Ильинском и в Углегорске) на коротком участке побережья снизит их и без того невысокую загруженность (фактически, поделит ее). Теоретически, Ильинское в силу положения могло бы стать логистическим центром, связывающим и юг острова и запад и даже север (через центр), но на практике для этого необходим значительный грузооборот ПО ВСЕМ ВИДАМ ТРАНСПОРТА – автомобильный, трубопроводный, железнодорожный, морской с одновременной реконструкцией имеющихся объектов соответствующей инфраструктуры. Практически, для экспорта угля будет построена железнодорожная ветка Углегорск-Ильинское, но для дальнейшей доставки угля в южные порты острова. То есть, уголь будет отгружаться по прежнему в Холмске и Корсакове. Анализ этой информации наводит на мысли, что реконструкция порта как таковая незначительно увеличит значимость порта Ильинское в общеобластном масштабе.
Кадровый вопрос. Будет не менее сложный, чем для Комплекса Пригородное. Учитывая вечный недостаток кадров на существующем комплексе, не следует ожидать значительного интереса ко второму заводу СПГ. Общая развитость нефтегазового комплекса Сибири, с высокими зарплатами, делают в последние годы Сахалин малопривлекательным для переезда, а нередко и для работы вахтой. Одновременно, далеко не факт, что квалифицированные кадры с опытом работы в Пригородном с радостью пойдут на другой завод. Для этого нужна ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ мотивация. Кстати, в последние годы мотивация работы в «западной» компании уже не всегда срабатывает.
Единственным позитивным моментом наличия завода в Ильинском может оказаться снижение безработицы в Томаринском районе (связанной с отсутствием крупных предприятий в районе и городе вообще), хотя бы на период строительства. Но и это возможно только в том случае, если оставшиеся в районе специалисты не спились, не потеряли квалификацию и готовы работать на стройке, а в дальнейшем проходить переобучение для работы на заводе на стадии эксплуатации. Вторым немаловажным условием привлечения местных работников является создание приемлемых условий для возврата уехавшей молодежи (как правило, в Южно-Сахалинск на заработки – нередко, неофициальные) и возврата в город и район свежих выпускников ВУЗов из числа уроженцев района.
Что касается малоквалифицированного персонала – для них также будут рабочие места, но, как и повсеместно на Сахалине (да и по всей стране), значительного внимания к себе они не привлекут ввиду примерно одинакового уровня зарплат в сравнении с другими сферами экономики. Ну и отношения потенциальных работников к работе как таковой. Иными словами, кто хочет работать, тот уже работает, и привлечь его можно более высокой зарплатой (что для малоквалифицированных рабочих не всегда выгодно – проще нанять трудовых мигрантов), а кто не хочет работать – тот и не будет ни за какие коврижки.
Экология. Не видя конкретных проектных решений с учетом всех особенностей предполагаемой площадки рассуждать об экологических последствиях неразумно.

Еще по теме статьи можно почитать:  Премьер-министр Японии Синдзо Абэ уходит в отставку. Что будет с курильским вопросом в Японии

***

Все вышесказанное касательно преференций и перспектив развития можно практически в той же мере отнести и к Таранаю (Анивский район). Дополнительно следует отметить возможное повышение стоимости строительства (за счет порта и терминала отгрузки СПГ либо проработки вопроса доставки СПГ в существующий порт Пригородное; особенно если учесть, что модернизация Ильинского порта будет производиться НЕ за счет Роснефти).
В качестве же преимуществ можно выделить более развитую инфраструктуру, близость областного центра, общее высокое в сравнении с другими районами качество жизни юга острова – как привлекательный фактор для потенциальных работников, возможность привлечения значительного количества сахалинцев из близлежащих населенных пунктах к работе на заводе. Также нужно понимать, что рано или поздно, но Анивскому району придется уйти от рыбной отрасли, как убыточной ( в отличие от Томаринского района – где не испытывают таких проблем с ходом рыбы, как в Аниве). И если учесть, что сельское хозяйство также не предполагает наличия больших прибылей, то наличие завода – единственная возможность района удержаться на плаву. Правда, для этого уже сейчас следует изыскивать возможности и разрабатывать мероприятия, принимать деятельное участие в том, чтобы жители и предприятия района активно привлекались ко всем стадиям реализации проекта, а для обеспечения персоналом завода проводились целевые наборы и программы среди молодежи (ученические контракты).
В заключение следует отметить, что реализация любого проекта на островах будет являться спорной и неоднозначной, имеющей значительное влияние на экономику не только области, но и Дальнего Востока в целом (а в части угля, рыбы и морепродуктов, нефти и газа – даже на весь АТР). Но для подавляющего большинства жителей наличие либо отсутствие завода (а равно иного объекта) не будет иметь какого-либо решающего значения. По большому счету населению все равно, будет еще один завод или не будет. Чисто экономически жители это не ощутят; кратковременное повышение благосостояния (как уже наблюдалось в двухтысячных) сменится периодом среднестатистической стабильности  только у тех, кто примет участие в строительстве и дальнейшей эксплуатации в той или иной мере. Сам производимый продукт ценности для широкого круга не имеет – гораздо ценнее (и житейски понятней и употребительней) газ из трубы, распределяемый на газораспределительных станциях и пунктах. Область в целом может получить повышение поступлений в бюджет, но в данный момент это похоже на шкуру неубитого медведя – никто не просчитывал поступления в случае увеличения объемов существующего СПГ, т.к. вопрос с ценой (краеугольный для проведения каких-либо расчетов) полностью открыт.
Что делать, если запасы газа не оправдаются?
© Область на островах

Еще по теме статьи можно почитать:  Язык молодежи - сленг, слова, выражения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *