Минтранс разработало проект, изменяющий особенности труда и отдыха водителей автомобилей

Ключевые слова статьи: режим труда и отдыха водителей, чем регулируется, изменения в Положение о режиме рабочего времени и времени отдыха водителей

ВАЖНО!  Статья устарела. С 2021 г. в силу вступили иные “Особенности…” (читаем тут)

Министерство транспорта РФ разработало проект о внесении изменений в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (Приказ Минтранса РФ № 15 от 20 августа 2004 г.).
В частности, предлагается установить следующее:
1.     Графики работы водителей автобусов составляются работодателем для всех водителей при суммированном учете рабочего времени с указанием рабочих и выходных дней в месяце и соблюдением месячного баланса рабочего времени (дополнение к существующему пункту 4 «Положения…»). Фактически, это «узаконит» повсеместную практику АТП средней руки. Как быть с ИП, лично водящими свой автобус – остается непонятным. Справедливости ради отметим, что «Положение…» в общем-то распространяется на работающих по трудовому договору. По нашему мнению, необходимо глобально пересмотреть практику индивидуальной трудовой деятельности предпринимателей (т.е. всех, кто не нанимает работников) и вводить им отдельные правила и положения. Увы, экономическая ситуация диктует свои правила, и в данном случае регулировать труд ИП целесообразней их контрагентам (юрлицам либо иным ИП, которые привлекают их по договору подряда).
2.     В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода от одного до трех месяцев. Увеличение учетного периода до квартала осуществляется с учетом мнения представителей работников (новая редакция пункта 8 «Положения…»).  В настоящее время учетный период ограничен одним месяцем.
3.     При выполнении перевозок водитель обязан осуществлять специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт «б» пункта 15 Положения). Специальный перерыв должен осуществляться не позднее достижения времени управления автомобилем 4-х часов 30 минут. Под временем управления понимается суммарное значение периодов времени управления после окончания предшествующего периода отдыха: ежедневного (междусменного) или еженедельного, либо специального перерыва. Перерыв засчитывается в качестве специального перерыва только в том случае, если его непрерывная продолжительность составляет не менее 45 минут. Допускается разбивать перерыв продолжительностью 45 минут на два перерыва только в указанном порядке: первый перерыв – не менее 15 минут непрерывно, второй перерыв – не менее 30 минут непрерывно. Специальный перерыв может быть совмещен со временем перерыва для отдыха и питания (пункт 24 Положения), при этом общая продолжительность перерыва должна быть не менее продолжительности специального перерыва. Работодатель водителя обязан указать в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (пункт 5 Положения) данные перерывы (новая редакция пункта 19 «Положения…»).
4.     Водителям предоставляются перерывы для отдыха и питания продолжительностью не более 3-х часов. При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы более 8 часов водителю могут устанавливать три перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 3-х часов и не менее 30 минут (новая редакция пункта 24 «Положения…»).
Отдельно отметим режим труда и отдыха, указанный в новой предполагаемой редакции пункта 25.
Текст новой редакции:
«Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха при рабочем графике, указанном в пункте 7 Положения, вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом, по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии – иным представительным органом работников.
При выполнении междугородних перевозок при суммированном учете рабочего времени водителя продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок составляет не менее 11 непрерывных часов. Допускается сократить этот отдых до 9 непрерывных часов, но не более трех раз за период между двумя последовательными еженедельными периодами отдыха. В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два отдельных периода в течение 24-х часов, при этом допускается разбивать отдых только в указанном порядке: первый период – не менее 3-х непрерывных часов, второй период – не менее 9-ти непрерывных часов. Экипаж из 2-х и более водителей должен иметь период отдыха за период, не превышающий 30 часов, при этом в любом случае продолжительность отдыха не может быть менее 9 непрерывных часов, и весь экипаж должен отдыхать одновременно.
При выполнении междугородних перевозок при наступлении ежедневного (междусменного) отдыха водителя на участке дороги, где отсутствуют места стоянки, водитель имеет право следовать до ближайшего места стоянки. В данном случае по прибытии на место стоянки водитель обязан оформить отчетный документ следующим образом: на оборотной стороне документа – регистрационного листка (для аналоговых тахографов) или распечатке (для цифровых тахографов) указать причину отступления от предельно допустимых норм управления транспортным средством, заверив его собственной подписью.
Водитель должен обеспечить сохранность и наличие данного документа на борту автомобиля для предоставления по запросу контролирующим органам в течение 28 дней, а затем передать его на предприятие, где данный документ должен храниться не менее 1 года».
Пункт 26 (новая редакция) предполагает, что еженедельный отдых должен быть не менее 45 часов (в настоящее время – 42 часа).
В целом не предполагается кардинальных или маловыполнимых изменений.
По нашему мнению следует обратить тщательное внимание не на «шлифовку» имеющейся нормативной базы на наемных водителей, а на целый неохваченный пласт «частников» (ИП, владеющих транспортными средствами и управляющими ими самостоятельно). Как уже было отмечено, «Положение…» не распространяется на них. А зря. Этот пласт водителей занимает одну из опасных ниш – такси, грузоперевозки, пассажирские перевозки (маршрутки) – а контролировать их получается слабо (контрагент-заказчик не заинтересован в тотальном контроле, потому что имеет коммерческие интересы; контролирующие органы не всегда имеют силы и ресурсы).
© Область на островах

Еще по теме статьи можно почитать:  Профотбор на водителя - что такое испытание и как должно проходить

Извиняемся, что отвлекаем... но это важно!

Если вы хотите получить консультацию, задать вопрос - то напишите нам: oblast@it-sakh.net

Если вам понравилась статья — пришлите ваш e-mail (адрес электронной почты), чтобы получать рассылки от нас.

Спасибо!

Попробуйте еще раз, произошла какая-то "ашыпка"

Область на островах will use the information you provide on this form to be in touch with you and to provide updates and marketing.

Извиняемся, что отвлекаем... но это важно!

Если вы хотите получить консультацию, задать вопрос - то напишите нам: oblast@it-sakh.net

Если вам понравилась статья — пришлите ваш e-mail (адрес электронной почты), чтобы получать рассылки от нас.

В них будут интересные статьи, новые и новенькие обзоры , а также (!) — и это впервые — уроки в виде полезных советов, лайфхаков и тонкостей/хитростей про экономичные траты, оптимизацию процессов и столько еще всего! 

Спасибо!

Попробуйте еще раз, произошла какая-то "ашыпка"

Область на островах will use the information you provide on this form to be in touch with you and to provide updates and marketing.