Надо ли проводить внеочередную проверку знаний по охране труда в аттестованном учебном центре
С практической точки зрения проводить проверки знаний требований охраны труда(особенно на предприятиях с малым и средним числом работающих) – это всегда проблема.
Как правило, для того, чтобы организовать проверку, необходимо иметь собственную комиссию. При этом собственной комиссией следует проверять знания у очень узкого круга специалистов и руководителей (в чьи обязанности не входят функции, связанные с организацией, руководством и проведением работ на рабочих местах и в производственных подразделениях). Остальные должны идти учиться в учебном центре.
Иначе – нарушение порядка 1/29, и не меньше.
А выход новых правил по охране труда (что происходит не так уж редко у нас в стране; при этом ряд правил широко применим одновременно в организациях различных отраслей и сфер) – несомненно повод для обучения им работников и, конечно же, проверки знаний.
Как быть?
Что касается внеочередной проверки – особенно связанной с выходом новых правил, например, или иного изменения в законодательстве – то для работодателя тут есть лазейка: пункт 3.3 «Порядка…».
Цитата:
3.3. Внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится:
- при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. При этом осуществляется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов;
- при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний по охране труда работников. В этом случае осуществляется проверка знаний требований охраны труда, связанных с соответствующими изменениями;
- при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);
- по требованию должностных лиц федеральной инспекции труда, других органов государственного надзора и контроля, а также федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов местного самоуправления, а также работодателя (или уполномоченного им лица) при установлении нарушений требований охраны труда и недостаточных знаний требований безопасности и охраны труда;
- после происшедших аварий и несчастных случаев, а также при выявлении неоднократных нарушений работниками организации требований нормативных правовых актов по охране труда;
- при перерыве в работе в данной должности более одного года.
Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний требований охраны труда определяются стороной, инициирующей ее проведение.
Письмо Минтрудасоцзащиты РФ № 15-2/ООГ-3990 от 11 ноября 2016 г. подтверждает сказанное. Цитата из письма:
Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний требований охраны труда определяются стороной, инициирующей ее проведение. Таким образом, с принятием правил по охране труда, или изменений к ним работодатель организует внеочередную проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.
Вроде все понятно – сделай сам порядок и проводи внеочередную проверку согласно ему.
…И тут снова возникают коллизии права: объем и порядок процедуры внеочередной проверки, конечно, определяются работодателем, как стороной, инициирующей ее проведение. И может можно и комиссией своей, и вообще…
Но тот же «Порядок…» твердо указывает, кого можно внутренней комиссией «обучать» и «проверять», а кого нельзя.
И все логично. Чтобы проверить знания – нужно обучить работника. В режиме самообучения тоже можно, но «Порядок…» требует определенного подхода к проверке знаний.
А пункт «Порядка…»:
3.9. Обучающие организации могут осуществлять проверку знаний требований охраны труда только тех работников, которые проходили в них обучение по охране труда
вообще влечет за собой дополнительные финансовые расходы на обучение «на стороне».
Одновременно отметим, что существует и практика «широкого разделения» «мух» от «котлет». Мол, обучение (первичное) это одно. А проверка знаний – другое. Для первого – в учебный центр. Для второго – внутренняя комиссия. Также и для внеочередной проверки – можно и внутренней комиссией, так же как и периодическая проверка знаний.
По нашему мнению, исходя из изложенного выше: внеочередная проверка знаний может включать в себя обучение в режиме самоподготовки с последующей проверкой знаний “внутренней” комиссией, а вот члены комиссии должны “обучиться” изменениям в учебном центре. При этом учебный центр должен иметь соответствующую программу, связанную с выходом очередных “новых правил” – что тоже не всегда быстро делается и согласовывается.
Словом, неясность и запутанность законодательства, вкупе с разъяснениями Минтруда, фактически просто цитирующими нормативные документы, а не дающими пояснения к их применению – всегда будут порождать споры (в т.ч. и с инспекторами), о том, как именно следует исполнить букву закона.
Поделитесь опытом, как это поставлено в вашей организации – в комментариях ниже или на нашем форуме.
© Область на островах
Ключевые слова: как проводить внеочередную проверку знаний по охране труда, внеочередная проверка и ее порядок, чем регламентируется или где прописан порядок проведения внеочередной проверки знаний специалистов по охране труда, вышли новые правила по охране труда как провести проверку